В двух шагах от жизни
Зитта Султанбаева
Смерть Сергея Маслова случилась неожиданно: обширный инфаркт
прервал жизнь художника в разгар его творческой карьеры.
Казалось, что все только начинается...
О посредованной темой его многих произведений была смерть.
Казалось, он ждал ее, смеялся над ней, гримасничал и издевался...
Его знаменитые письма к Уитни Хьюстон, оставленные после
“смерти”, исполнены великолепного остроумия. Реконструированная
“Смерть” Маслова на одном из “Парадов галерей” с венком и
старыми фотографиями также внушала зрителю страх и невольно
рождала вопрос: “Зачем это он так шутит?”
Статья “Мертвые идут”, впервые опубликованная в ХЖК, тоже
касалась этой темы...
Многие его работы говорили то ли о предчувствии близкой
своей смерти, то ли о неосознанном призыве ее к себе. И никогда
не знаешь, что первичнее - первое или второе.
Вспомнились Берлин, и масловская юрта-ракета, и он, стоящий
внутри нее, весело произносящий прямо в объектив видеокамеры
традиционный для космонавтов отсчет: ... девять, восемь, семь,
шесть, пять, четыре, три, два, один - пуск !
Оставив внизу суету и копошение человеческих страстей, которые
словно на ярмарке тщеславия приобретали порой слишком гротескный
и неудобоваримый характер, напоминая собой нехороший спектакль,
режиссером которого был тоже он, тот самый Мюнхгаузен-Маслов
(это к слову о поминках, развернувшихся в кафе, неподалеку
от галереи “Вояджер”), ракета Маслова вознеслась ввысь, к
звездам, в черную бездну, которая при жизни наводила на него
трепет и которую в одном из своих проектов он освятил фонариком,
совершив таинственное путешествие в ночи, написав при этом:
“...Ночь. Мрачная и таинственная, она пугает меня с рождения.
Холодный пот выступает на моем лбу, когда я догадываюсь, что
придет ночь беззвучно и неотвратимо.
Я не боюсь ночи. Я освещаю ее фонарем. Я пройду через ночь.
Я нарисую огненный рисунок в ночи. Этот свет нельзя остановить.
Он результат движения электронов. Он объективен. Он реален.
Он у меня в руке - и я не один.
Я разгадал сущность и смысл человеческой жизни. Она знак,
иероглиф непостижимого текста. Я нарисую светом символ этого
знака. Мы пойдем длинной цепочкой. Затылок в затылок. У каждого
в руке будет свой фонарик.
Для тех, кто пойдет на страшное, таинственное и романтическое
приключение типа нашей жизни, повороты судьбы будут казаться
случайными, а смысл и финал они не поймут...И не стоит говорить
им правды. Познание увеличивает скорбь. Я знаю, как их увлечь.
Я нарисую на лице магические орнаменты и расскажу им волшебные
истории, я куплю им литр настоящей золотой текилы, я каждому
подарю по фонарику прекрасного дизайна.
...На мне не будет ничего из одежды. А внутри ничего, кроме
Духа. Потом мы уедем, и все канет в забвение, и будет казаться,
что все происходило не с нами или не происходило вообще...”
В интервью для французско-немецкого телеканала”Арте” он сказал,
отвечая на вопрос, занимается ли он преподаванием: “В настоящее
время я берегу силы, которых из-за болезни немного... Себя
я хочу целиком посвятить только своему искусству.”
Он другом мне не был, учителем тоже, но именно в Берлине
я ближе увидела этого человека и поняла еще раз, насколько
хрупка жизнь, тесен наш художественный мир.
В одну из наших прогулок по городу я увидела счастье в его
голубовато-серых глазах, и он мне показался похожим на профессора
Плейшнера (из “Семнадцати мгновений...”), вырвавшегося на
свободу, жадно вдыхавшего этот пьянящий его воздух и стоявшего,
как выяснилось теперь, так же в двух шагах от смерти.
|