10 мая 2002
№19 (207)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
ПИКОВЫЕ ШАПКИ

Талгат Калиев
Тема ПИКовой приватизации, в прошлом году активно обсуждавшаяся в стенах парламента, в последнее время стала практически не слышна. Что это означает: все вопросы сняты или сохранившимися у граждан чековыми книжками можно смело растопить печь? С таким вопросом мы обратились к одному из главных инициаторов расследования мажилисмену Владиславу Косареву


- Какова сегодня ситуация с ПИКами? Осталась ли у казахстанцев реальная возможность стать-таки совладельцами отечественных предприятий?

- Для этого мы и работаем, чтобы казахстанцы имели возможность владеть частью общенародной собственности, которая отдана инвестиционным приватизационным фондам. Я думаю, что это будут небольшие денежные ценности, но это будет торжество справедливости, которая была заложена в идею купонной приватизации

Сегодня проявляется желание добиться истины со стороны депутатского корпуса - все депутаты единогласно приняли решение в июне заслушать отчет правительства “Об инвестиционных приватизационных фондах”.

Некоторыми людьми в правительстве этот вопрос умышленно блокируется. Работа ведется нехотя, вязко, медленно. Достаточно сказать о том, что наше постановление - не письмо депутата, не записка, а целое постановление мажилиса парламента РК - пришло в орган государственного имущества только 7 мая, тогда как отослано было 10 апреля. Да тут пешком этот документ пришлось бы максимум нести 20 минут. Это говорит о том, что там готовятся хитрые варианты, как уйти от ответственности.

- Народ возлагал немало надежд на назначенные на февраль этого года парламентские слушания по вопросам ПИКовой приватизации. Почему они не состоялись?

- В тот момент правительство только пришло. Мы могли бы провести слушания, и правительство продемонстрировало бы нам, как оно умеет красиво пожимать плечами и делать удивленные глаза. Больше от этих слушаний мы бы не смогли получить ничего. Поэтому мы пошли по другому пути - это отчет правительства перед законодательным органом. Это более веское решение.

Парламентские слушания - это общественные мероприятия, и их решения носят рекомендательный характер и имеют лишь общественное значение, а постановление, которое будет принято после отчета, будет иметь законодательную силу. А общественные слушания мы проведем позже, когда будет что народу сказать. Там мы и сообщим, кто существует, кто разорился, какие предприятия выкуплены, какова стоимость акций.

А самое главное, об этом я говорю с первого дня, нам нужно показать правительству, что народ обманывать неприлично, что общественный контроль, контроль со стороны депутатского корпуса за их действиями есть. И даже если правительство скажет, что мы тогда не работали, то мы ответим, что все эти люди живы и их нужно привлечь к ответственности, может быть даже через суд.

- Получается, ПИКовая приватизация изначально была аферой?

- Если бы она была задумана как афера, то народу была бы преподнесена другая концепция. Народу ведь было ясно сказано, что каждый будет иметь равные стартовые условия в рынке. Поэтому идея купонной приватизации была задумана как форма разделения государственной собственности и перевода ее в частную. Но собственниками стали не все, а только часть людей, те, кто был поближе к кормушке.

Сегодня правительство говорит, что все хорошо получилось - бескровно, тихо, спокойно преобразовали государственную собственность в частную, и на ней сегодня нужно продолжать реформы и не ковырять то, что прошло. Хотя, с другой стороны, можно сказать, что такого массового одурачивания история не помнит.

- Будете обнародовать списки и адреса фондов?

- Нам сегодня известно о фондах почти все, вплоть до их учредителей, их адресов, номеров паспортов. Известно, что выкуплено этими фондами, за какую сумму, сколько процентов. Мы это сегодня могли бы сказать обществу. Но нужно ли это делать?

Единственное, чего мы добьемся - это пикетов вокруг этих зданий, а может быть, даже беспорядков. Добиться же того, чтобы людям распределили акции, мы без правительства не можем. Между тем вся ответственность за происшедшее лежит именно на правительстве - оно выдавало лицензии фондам, разрешило им проводить аккумулирование купонов у населения, оно обучало их за государственный счет правильно приватизировать, разрешило им выкупить предприятия.

На сегодня некоторые фонды сами готовы предоставить информацию о своих активах, но они говорят, что это должно быть сделано повсеместно, всеми сразу. Если же одни обнародуют, другие нет, то опять-таки будет несправедливо.

- Какова сегодня примерная стоимость приходящейся на каждого гражданина собственности?

- Цена акций невысока, от пяти до ста двадцати тенге собственности выходит на одного человека. Правительство должно создать условия, чтобы эти акции были включены в оборот. Причем если народ будет знать, что в этом предприятии находятся его акции, то эти предприятия будут оберегаться людьми.

Вот эти вопросы и должны быть подняты, и за все это кто-то должен ответить. И лишь когда акции предприятий будут равномерно распределены между гражданами, эти предприятия заработают по-настоящему.

Астана



Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии