ПОМАЕМСЯ В МАЕ?
Итоги апреля подводят обозреватели
Сергей Волков, Сергей Апарин и читатели “НП”
С.В. Март как первый весенний месяц был обязан быть бурным и противоречивым. Апрель должен был стать месяцем закладки основ стабильности. И в природе, и в государстве. Хотя бы для того, чтобы всем нам не маяться затем в мае, июне, июле, августе, сентябре...
Был углерод.
Стало село
Читатели: “Обидно, Казахстан связывают только с нефтью и газом. Как будто у нас в стране ничего больше нет”.
(Канат С., Актюбинская обл.)
“Рискую оказаться в меньшинстве, но считаю, что на Каспии прибрежные страны никогда не договорятся, а американцы там еще военную заварушку организуют. Почище, чем в Афганистане”.
(Мухтар Куатов, Алматы)
“Демократы говорят, что власть хоть сейчас может выплачивать 300 долларов каждому казахстанцу с доходов от нефти. Чего же власть молчит?”
(Роман Матвиенко, Алматинская обл.)
С.В. Что касается власти, которая молчит насчет трехсот долларов каждому, напишу так: не знаю, но хочу сам спросить: а почему $300? Почему не $344? Или не $292? Я как-то не очень верю в усредненные цифры. Да и было это у нас уже. В 1917-м тоже всем все раздавали и что получили? А в конце 80-х прошлого века мы чем занимались? Правильно: пытались все раздать народам Советского Союза. По-честному. И много народы СССР получили?
С Каспием и углеводородами все намного сложнее. Апрель еще раз показал, что в обозримом будущем Казахстану дадут расти исключительно как добывающему государству. Дело тут не в политических кознях отдельных наших соседей, а в трезвом и, значит, циничном экономическом расчете стран, называющих себя цивилизованными.
В международном разделении труда, куда мы столь бурно ворвались на углеводородном коне, нас хотят видеть только на нем. И не на ком больше. Даже нефтепереработку и нефтехимию Казахстану дают возможность развивать со скрипом. Легче сказать, что нам не мешают это делать. А сами-то мы...
Правда, глава государства в конце апреля нашел еще одну составляющую национальной идеи нашей молодой страны - возрожденное и эффективно работающее село. Некоторые наблюдатели уже успели назвать это утопией. Но вспомните, сколько “утопий” президента уже было реализовано за прошедшее десятилетие?
Одно плохо: и банкиры, и чиновники, и олигархи, и журналисты - почти все сплошь горожане. И заставить их поверить, что в сельской местности можно заработать хорошие деньги, - неизмеримо труднее, чем написать соответствующую государственную программу.
С.А. Действительно, от народной идеи “все поделить”, не в обиду нашему любезному читателю, отдает Шариково-Паниковским уклоном. Кстати, мы совсем недавно делили, и даже не в 1917-м, и не в 1989-м, а даже позже.
Вспомните замечательную аферу с приватизационными купонами. Как раз: все взяли и поделили. А потом перепоручили тому, кто слаще рассуждал. Что замечательно, таким образом мы действительно вырастили нашу казахстанскую бизнес-элиту. А теперь попробуйте из этой элиты выбить хоть копейку дивидендов за розданное ей на основании наших купонов народное добро. Ага! То-то...
Поэтому опыт показывает, что на практике честная дележка выглядит хуже, чем пиратская бухгалтерия. Ведь так бы пес с ним, с элитным бизнесменом, сам сколько смог - столько урвал. Огорчает то, что мы все ему при этом, как последние лохи, активно помогали. Помня подобный раздел, я лично лучше проголосую за национальные нефтяные фонды. Может, внуки наши будут умнее и разберутся, как все-таки надо раскладывать каждому по способностям и по труду.
А обижаться на то, что нас признают только как нефтяную державу, тоже глупо. Что еще, кроме углеводородов, мы можем выставить на мировой рынок, да чтобы мирового качества и мировых стандартов? Продукты питания? Так многие производители даже состава этих продуктов не знают. Кожу, пластмассы, хлопок? У нас Китай и Узбекистан под боком с таким же качеством и демпинговыми ценами. Так что еще всерьез повезло, что мы хоть и братья Кыргызстану, но не двойняшки.
На самом деле опасаться стоит другого: сейчас практически все, о чем неловко говорить, у нас списывают на нефтегазовые интересы. Американцы давно усвоили, что легче побеждать долларом, чем пулей, меткость куда выше. Победить талибов невозможно, это знают все с пеленок. А купить? Никогда не пробовали. А оказалось, что проще простого. Подкупили пуштунских вождей, и джихад кончился сам собой.
Мы цивилизованней, поэтому с нами действуют нежнее. Готовы строить за свой (в смысле, натовский) счет казармы для нашей армии, кормить ее, снабжать оружием, наставниками, спецтехникой. Бесплатно. Ну насчет того, что на халяву только сыр в мышеловке, ты знаешь не хуже меня. Тут, конечно, никакого криминала, даже не взаймы, исключительно подарки.
То есть так называемая функция замещения, потому что очень скоро наша армия обязательно привыкнет к этой халяве и очень скоро не сможет без нее обходиться. А командует армией все-таки не тот, кто командует, а тот, кто кормит. И очень скоро мы поймем, что наша народная армия тоже стала СП, в котором 70-80 процентов принадлежит иностранцам. Их она будет защищать само собой. А нас?
Берег левый,
берег правый...
Читатели: “В США всего две партии. И ничего. Американцы спокойно живут себе в супердержаве. А у нас их как цыплят нерезаных”
(Михаил Р., Астана)
“У нас в стране не демократия, демократизация. Вот и весь секрет!”
(Ш.К., Алматы)
“По телевизору все время мелькают лица каких-то партийных боссов, а учителя и врачи как получали фигу, так и получают”
(Флора Булатова, Караганда).
С.А. Насчет Америки поправлю читателя. В США партий очень много. Другое дело, что реально к власти могут прийти только демократическая и республиканская партии. Вот такая “демократизация по-американски”.
А наше множество партий на самом деле кажущееся. Ведь силу партии, как ни крути, определяют народные массы. И не просто народные массы, а средний класс, которому не только есть за что бороться, но и есть что терять. У нас же по старой ленинской привычке руководят партией денежные мешки, а на площадь выгоняют исключительно подчиненных и люмпенов, которые рады побузить даже за скромный гонорар. Замечательно, что в этом мы довольно быстро догнали современную Россию, где давно уже сформировалась такая профессия - митингующий. То есть профессионалы покупаются различными партиями, получая согласно собственным талантам - кто просто как массовка серой толпы, кто - как провокатор, кто - как голос из народа, а иные - как сочувствующие. Замечательный пример - это демонстрация наших “демократов” в Москве: на площадь вышли абсолютно те же знакомые каждому москвичу по многочисленным видеокадрам лица, которые профессионально бузят и за коммунистов, и за “Русское единство”, и за Лужкова.
Поэтому ни пугаться, ни радоваться не стоит. Уж что-что, а революция нам не грозит. Одно дело - срубить пару сотен тенге, надрывая глотку на площади, а другое - драть глотку с винтовкой в руках, поспешая в атаку. Последних партийцев у нас, я думаю, и десятка не сыщется. Разве что в партии мафии, но им-то тем более революция не нужна. Уж больно при наших строе, судьях и законах комфортно живется.
С.В. В апреле не только читатели “НП” наконец-то задумались: сколько же нам нужно партий? И нужны ли они нам вообще? Вопросы сколь риторические, столь и легкие. Нужны, нужны, конечно, нужны! Но до двух- или трехпартийной крепкой системы казахстанцам еще ох как далеко...
Во-первых, партия у нас в стране сегодня одна - Гражданская. У нее есть четкие цели и большие средства. У нее также есть тактический консенсус с властью и принципиальное единомыслие. Чего, кстати, нет у вновь организованной партии “Ак жол”. Сторонники “светлого пути” представляют толстосумов и являются правыми либералами, но вынуждены сегодня заниматься дешевым, почти левацким популизмом.
Что же касается “партии власти” - “Отан”, то это не партия, а своеобразный “комсомол власти”, нужный для определенных PR-акций. Нынешняя же власть - это настолько самодостаточная “вещь в себе” и никакие партии ей в принципе не нужны. Но это - только до первых социальных конфликтов. А они, чем ближе будут парламентские выборы, обязательно объявятся. Даром что ли всю осень, зиму и полвесны 2001-2002 гг. разрозненные и ненавидящие друг друга группы оппозиционеров (левых, правых, любых) пытаются объединиться. Ничего пока, правда, не получается, но “кто ищет, тот всегда найдет” - ведь так?
Давайте болеть!
Читатели: “Кайрат” - чемпион! А Казахстан - в УЕФА! Вторую цель мы уже выполнили”
(Кайрат Алибеков, Алматы)
“Что нам делать в УЕФА? Выигрывать у Мальты или Фарерских островов? А они этого захотят?”
(В.Корнеев, Алматы)
“Хоть теперь коррупция уйдет из нашего футбола”
(М.Татимов, Астана)
С.В. Насчет того, что коррупция уйдет из казахстанского футбола, я сильно сомневаюсь. Наоборот, она станет еще изощренней. Ведь в Европе все делают тоньше...
А вот на полную катушку использовать всю программу УЕФА мы обязаны. Это поможет поднять с земли детский футбол, вырастить нормальную траву на наших стадионах, значительно улучшить менеджмент и инфраструктуру местных клубов, привлечь в футбольное хозяйство республики серьезные капиталы серьезных спонсоров. И наконец, вытащить все-таки казахстанский футбол на ТВ.
Честно говоря, мечтаю, чтобы “боление” казахстанским футболом стало настоящей национальной идеей для нашего государства. Ведь такая “болезнь”, такая идея только объединяет.
С.А. Тут много и многие говорят о национальной идее. Как раз те самые боссы партий, которых нет, очень любят рассуждать о том, какие мысли должны будоражить народ и подвигать их к свершениям. Пусть Казахстан будет чемпионом! Я думаю, это и будет самая замечательная и самая правильная национальная идея, которая будет побуждать народ Казахстана и на ратные, и на трудовые, и на спортивные подвиги многие годы. Тут встает вечная проблема: только в кино звезды зажигаются сами. В жизни их выращивают поколениями. И если грамотно вложить в спортсмена пару крупных заводов, окончательная производственная величина от этой звезды казахстанского спорта принесет неизмеримо больше виртуальных и реальных продуктов. Вива, чемпион!
|
|
|
|