10 мая 2002
№19 (207)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИКАЗА

Андрей Губенко

Сто дней прошло с момента, когда казахстанское правительство возглавил Имангали Тасмагамбетов. Времена меняются, а вместе с ними меняются и ожидания народа от власти. Еще недавно правительственные программы реформ измерялись в днях. Нынче же, спустя сто дней, Кабинет Тасмагамбетова лишь подготовил свою программу действий до 2004 года. И это, наверное, к лучшему: что народ не спешит, а власть не суетится

В одном из последних номеров, рассказывая о команде Тасмагамбетова, мы обещали попристальнее присмотреться к дорогам, которыми эта команда намерена выводить страну к новым экономическим горизонтам. Конечно, времени прошло недостаточно, чтобы делать выводы. А вот о проектах говорить, кажется, самая пора, особенно учитывая подготовленную программу. От нее, наверное, и оттолкнемся.

Капитализм с “человеческим лицом”
Больше всего в документе радует начало, где авторы сразу отказываются от макроэкономического стиля и главной целью забот правительства прямо называют рост уровня жизни населения. Так, ВВП на среднестатистическую душу населения в 2004 году планируется довести до 1600-1700 долларов. Инфляцию - придушить до 4-6 процентов, среднегодовой прирост промышленного производства поднять до 8-10 процентов, а реальный прирост валового внутреннего продукта увеличить в 2004 году по сравнению с 2001-м на 18-20 процентов.

Национальные компании
После десятилетия приватизации решено, наконец, перейти к эффективному управлению государственными активами. Здесь особенное внимание уделяется контролю за национальными компаниями. Планируется, например, что финансовую информацию даже своих дочерних предприятий они будут предоставлять ежеквартально, а административные расходы, излишнее и использующееся не по назначению имущество РГП и нацкомпаний будут оптимизированы.

Вклады населения
Правительство очень хочет вернуть доверие населения к банкам, чтоб люди достали деньги из чулков и кубышек и стали бы хранить их там, где это и делает весь цивилизованный мир. В связи с чем предусмотрен ряд мер для гарантирования депозитов физических лиц. Каких именно, правда, не сообщается, но для укрепления финансового сектора вообще в следующем году создают единый орган финансового надзора.

Налоги и пошлины
На словах налоговая политика нового Кабинета обнадеживает. Во всяком случае, увеличение доходной части бюджета планируется не благодаря сдираниям семи шкур, а путем расширения налогооблагаемой базы. Для чего налоговая нагрузка была уменьшена еще в 2001 году: ставка на НДС снижена до 16, а социального налога - до 21 процента.
Что касается таможенных пошлин, то уже в 2002 году их ставки правительством будут унифицированы и снижены и тем самым созданы экономические стимулы, исключающие условия нелегального ввоза и вывоза товаров. В этом же году будут разработаны нормы, уменьшающие неоправданное вмешательство госорганов во внешнеторговую деятельность.
Главное, чтобы фискальная политика не ограничилась полумерами, а коренное преобразование налоговой системы не подменялось техническим “макияжем” - введением новых электронных форм налоговой отчетности и модерновых компьютерных систем (впрочем, что и кто за этим стоит, наша газета писала).

Инвестиции
Основное правило здесь - что государственные инвестиции будут направляться в не привлекательные для частного бизнеса сектора экономики. А именно: приоритетами станут развитие транспортной инфраструктуры, водоснабжения и транспортировки электроэнергии, поддержка агропромышленного комплекса, экология, социальный сектор, Астана (в смысле, развитие города).
Что касается частных инвестиций, то особенное внимание правительство намерено уделить популярной нынче в мире схеме инвестиционного сотрудничества по принципу “строительство - эксплуатация - передача” (ВОТ).

Индустрия
Как и прежде, стратегической для государства остается ресурсная рента, и в первую очередь - добыча нефти и газа. Сегодня в отрасли стабильно обеспечивается прирост нефтедобычи. Введен в эксплуатацию экспортный нефтепровод Тенгиз - Новороссийск (КТК). В казахстанском секторе Каспийского шельфа открыты крупнейшие месторождения. Создана национальная компания “КазМунайгаз” и усилена ее роль в нефтегазовом секторе республики. А в будущем на базе освоения Карачаганака, Тенгиза и других месторождений объем добычи углеводородного сырья будет еще увеличен. Предполагается провести разведочные работы на структурах Каспийского шельфа: Каламкас-море, Актокты, Кайран. Продолжится освоение Амангельдинской группы газовых месторождений. Предстоит активизация геологоразведочных работ на нефть и газ в районе Аральского моря. Наконец, в 2004 году завершится реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода.
Впрочем, разумеется, наряду с эксплуатацией минеральных ресурсов правительство намерено увеличить долю в казахстанской индустрии перерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности и машиностроения.

Транспорт
Транспорт - одновременно и сильная и слабая сторона казахстанского народного хозяйства. Сильная - потому что редко кто еще обладает столь мощным транзитным потенциалом, слабая - ибо состояние транспортной инфраструктуры и парка незавидно. Тем не менее из крупных проектов, намеченных правительством, назовем реабилитацию уже в этом году автотрассы Алматы - Астана - Боровое, ремонт автодороги Алматы - Хоргос, строительство моста через Урал в районе Уральска и через Сырдарью около Кызылорды.
В сфере морского транспорта предусматривается дальнейшее развитие инфраструктуры порта Актау, а также строительство нового морского порта на Каспии. Получит новую жизнь судоремонтная база на Каспии в районе Баутино.
Продолжится строительство новой железнодорожной линии, соединяющей Костанай и Актюбинск с портом Актау (Алтынсарино - Хромтау).
Конечно, в правительственной программе имеются и забавные пункты. Так, для “подготовки молодежи к ведению семейной жизни” и вообще улучшения демографической ситуации с 2003 года вновь предполагается ввести у старшеклассников уроки планирования семьи. Возродить предмет “Этика и психология семейной жизни”, который у автора этих строк вела, к слову сказать, дама, имеющая в багаже парочку разводов, это, разумеется, не более чем совпадение, но все-таки...
Или, например, пропагандировать здоровый образ жизни планируется в том числе и такими акциями, как “Здоровые рабочие места”, “Здоровые университеты”, “Здоровые города” и прочее. Что опять-таки вызывает реминисценции вроде “безалкогольных свадеб” и “дней Нептуна”.
Но если отбросить эти, в общем-то, нехарактерные случаи, когда в авторах программы просыпается талант массовика-затейника, то документ в целом производит впечатление непустого и неформального. По крайней мере, сейчас, в 2002-м.
Что-то мы скажем в 2004-м?


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии