Окно в европу
Мира Мустафина
Неделя европейского кино, с уверенностью можем заметить,
- старая добрая культурная акция. В седьмой раз бессменный
организатор и вдохновитель этого мероприятия - представительство
Европейской комиссии в нашей республике приготовило настоящее
угощение для алматинских киногурманов. Демонстрировались фильмы
11 стран на языке оригинала. Мне как зрителю без особых языковых
способностей было немного дискомфортно. Субтитры на русском
языке терялись где-то в углу киноэкрана, что поначалу нервировало
и мешало эстетическому восприятию в целом. Лишь потом я поняла,
что надо наслаждаться чистой мелодией и звуком испанского,
французского, немецкого...
Семь лет назад все начиналось с пробных бесплатных показов
в Доме кино, потом
в “Армане”, а теперь - респектабельном после ремонта, сверкающем
словно иллюминатор кинотеатре “Целинный”. Изменился лишь адрес,
а цены-то были прошлогодние - 200 тенге, впрочем, это немаловажный
аспект.
“Я думаю, существует эффект накопления информации: с каждым
годом все больше людей узнает о Неделе европейского кино,
- сказал на пресс-конференции, посвященной открытию недели,
Джон Пенни, первый советник казахстанского представительства
Еврокомиссии. - Многие помнят, например, что в прошлом году
в программе были показаны очень сильные фильмы. На этот раз
неделя тоже будет интересной. Лично я намерен посетить все
фильмы.”
Господин Джон Пенни не ошибся - представленная программа была
не только интересной, но и разноплановой и разножанровой.
Об этом чуть позже.
Не буду делать открытия, что последнее время казахстанский
зритель со скоростью света все больше поглощает зрелищное
американское кино. Мы незаметно привыкли даже к самой эстетике
зрелищности заокеанского кинематографа.
Европа и Америка. Разное восприятие, мироощущение жизни и
окружающего мира. И, безусловно, разные фильмы и разные режиссерские
подходы. Да что там говорить: Европа и Америка - разные части
света.
Каждый из нас - зритель... И если судить нам, зрителям, о
потоке американского кино, то не надо быть кинокритиком, чтобы
прийти к выводу, что мы смотрим в большом объеме незабвенный
Голливуд с фильмами групп Б и С, зачастую невысокого художественного
качества. Только в последние два года у нас появилась возможность
“прикоснуться” к мировым премьерам Голливуда. Фильмы американской
кинопродукции построены на широкомасштабной идее сверхчеловека
американского происхождения. Европейское кино, на мой взгляд,
совсем другое, оно более проникновенное. Извечный поиск, открытие
великого в обычном стечении обстоятельств, в мелочах, обращение
к внутреннему состоянию человека. Европейское кино больше
напоминает своеобразный “психологический” бутон цветка, который
живет по внутренним законам героя, рождая тончайшее эмоциональное
натяжение фильма.
Вместо крушений фильмов-катастроф и боевиков европейские
фильмы со спокойной цветовой палитрой - прямое обращение к
отдельно взятой человеческой судьбе. И наконец, вместо сверхчеловека,
суперамериканца - обыкновенные люди, совершающие каждодневные
поступки.
Итак, представленные фильмы показали алматинцам Европу необычайно
красивую, душевную и в то же время холодную, чопорную, предвзятую...
Разная она, господа... Испанский фильм “Последнее путешествие
Роберта Райландса” режиссера-постановщика Грасии Керехета
- участник международных фестивалей: 1996 г. - Сан-Себастьян,
Лондон, Гавана; 1997 г. - Гутебург (Швеция), Москва, Богота
(Колумбия), Пуэрто-Рико. Жанр “Последнего путешествия...”
- драма одинокого человека, одинокого перед смертью и перед
сопротивлением общественному мнению. Герой фильма Роберт Райландс
- археолог по профессии, исчезает на десять лет и вдруг внезапно
возвращается в Оксфорд перед своим семидесятилетним юбилеем.
Причина исчезновения - старый друг Альфред Кромр-Блейк, смертельно
больной раком. И, как назло, раскрывается одна тайна, хранимая
годами: оказывается, они не только близкие друзья, но и любовники.
Оксфордский университет взрывается скандалом. Все рушится
в один час.
Фильм - страдание, душевная боль, которая, как обнаженный
нерв, пульсирует и днем и ночью. “Подумаешь, трагедия? - слышу
недовольные нотки в голосе обывателя. - Зачем нам все это?
Своих проблем-то сколько...” Возможно, наш зритель вправе
возмутиться. Правда, вопрос, вынесенный создателями фильма,
актуален и для них, и для нас. Кто из нас любит “белых ворон”,
признайтесь?! Подумаешь, гомосексуалисты, а чистота их человеческой
дружбы и привязанности не может не восхищать. Не предал, не
бросил, не оставил Роберт Альфреда, безнадежно больного...
После просмотра задаешься не ответом, а вопросом. Утопия неутомимого
Роберта остается великой утопией на все времена человеческого
существования. Когда-то Рабле не принимал существующий порядок,
создал своим воображением Антимонастырь, Телемскую обитель,
на воротах которой было написано: “Делай, что хочешь”. Жить
в обществе и быть вне его нельзя, просто невозможно, это утопия.
Произвол одного - всегда стеснение прав другого. Произвол
общества, причем образованного, привел к тому, что Роберт
вынужден убить Альфреда... Вот так всегда, думая о крыльях,
человек часто не заботится об обуви...
Надеюсь, что алматинцам пришелся по душе “Разговор с птицами”
(Болгария) режиссера-постановщика Румяна Петкова. Фильм, который
стоило посмотреть всей семьей. Давно, очень давно мы ничего
подобного не видели. Именно ввиду широкоформатного семейного
кино. Говорят же: память детства - самая мудрая. Вряд ли моя
дочь забудет этот семейный поход в кино. И про историю семилетнего
мальчика Додо, которого отправляют в деревню на время, пока
родители решают свои проблемы. Для Додо начинается необыкновенная
деревенская жизнь в компании козленка, больного аиста, собаки,
белого коня... Фильм, полный тепла и поэтичности. Добрый и
восторженный. Наивно чистый.
Организаторы кинонедели достигли поставленной цели - перед
нами открылась Европа. Враждебной и жестокой - “Урук” (“Возвращение
домой”, Нидерланды), трагикомичной - “Тихий голос” (Великобритания),
до боли знакомой - “Свобода” (Литва) и совершенно непонятной,
новой и странной - “В июле” (Германия). Кстати, “В июле”,
режиссер-постановщик Фатих Акин, представитель новой волны
кинематографа в самой Германии. “Снимал фильм режиссер обновленной
Германии Фатих Акин - не коренной немец, а немец турецкого
происхождения, с этой высоты он показал свое видение проблем.
Это интересно. С точки зрения двух культур”, - так представил
сей проект Рихард Кюнцель, директор Института Гете. Фильм
уже успешно дебютировал на международных фестивалях: Роттердам
2001 г., Готенбург 2001 г., Берлин 2001 г. Основная мысль
“В июле”, на мой взгляд, очень актуальна для всех в целом
- толерантный и терпеливый мир, где есть место под солнцем
каждому. Пуститься в долгое путешествие из Гамбурга в Стамбул,
что и сделал Даниэль, герой фильма. Любовь, оказывается, единственный
способ к мирному согласию всех. Ведь только любя человека,
можно сделать его счастливым и, значит, терпимым...
Неделя европейского кино всегда и праздник, и ожидание, и
предвкушение чего-то нового и неизведанного, а порой хорошо
забытого старого. И, несмотря ни на что, мы ждем ее каждую
весну. Традиционное окно в Европу.
|