Виновных нужно бить по карману
Зейнеп Каскырбаева, учитель средней школы
Еще на втором съезде учителей президент республики Н. Назарбаев
отметил, что неуспех учебников нового поколения объясняется
тем, что их создают специалисты, не достигшие планки в своей
области, но успешно защитившие диссертации по педагогике.
И хотя, конечно, есть много кандидатов и докторов педнаук,
которые внесли огромный вклад в эту науку, но пример, о котором
пойдет речь, ярко и убедительно иллюстрирует справедливость
слов главы государства.
Как известно, создание учебников начинается с подбора авторов,
что является прямой обязанностью завлабораторией. Вполне понятно,
что этот человек должен быть на голову выше авторов, чтобы
направлять их работу. А что получается на деле, можно увидеть
на примере работы лаборатории русского языка и литературы
Академии образования им. Алтынсарина. Заведовала этой лабораторией
в 1998 году, когда приступили к созданию учебников, К.Л. Кабдулова,
кандидат педнаук, ныне заместитель директора Института воспитания
Академии образования им. Алтынсарина.
Ее кандидатская диссертация “Воспитательные функции уроков
русского языка” (начальные классы казахской школы) написана
в 1992 году. В ней Кабдулова описывает, анализирует и обобщает
свой опыт изучения октябрятских песенок на уроках русского
языка в начальном звене казахской школы. В приложении иллюстрируются
4 урока: первый - “Октябрята - активные ребята”, третий -
“Октябрята - прилежные ребята”, четвертый - “Октябрята - правдивые
ребята”, пятый - “Октябрята - веселые ребята”. Содержание
диссертации совершенно не соответствует заявленной в названии
проблеме.
Бегло просмотрев эти уроки, удивляешься, зачем их надо было
включать даже в приложение? Один и тот же ход урока, одни
и те же приемы: словарная работа, выразительное чтение учителя,
работа по произношению слов, чтение учащихся, разучивание
песенки, которая сопровождается одним или двумя хлопками с
одновременным показыванием движения при этом.
Текст диссертации хотя и занимает 143 страницы, но на 14
из них автор цитирует тексты октябрятских песенок. Это, мягко
говоря, недопустимо в исследованиях. Причем список литературы
диссертации включает 200 названий работ. Кстати, среди них
довольно значительный объем авторов классиков марксизма-ленинизма,
пленумов ЦК КПСС, несколько сборников о коммунистическом воспитании
детей. Это же чистой воды идеология, которая была упразднена
еще в 1991 году в связи с распадом СССР.
Хочется задать вопрос: как могло бывшее руководство Академии
образования им. Алтынсарина (президент - А.Сейдимбек) доверить
К.Л.Кабдуловой реализацию наиважнейшей государственной задачи,
которую выдвинул перед методистами президент Н.Назарбаев?
Подчеркиваю, именно перед методистами. В России превосходные
учебники написаны не представителями “чистой” филологии, а
методистами. К.Л. Кабдулова, будучи непрофессионалом, является
ведущим соавтором четырех Госстандартов образования: “Русская
литература” (для русских школ), “Русский язык” (для русских
школ), “Русская речь” (для казахских школ), “Русский язык”
(начальное обучение). Она же ведущий соавтор трех учебников
по русскому языку: для 3-го класса русских школ, для 4-го
класса казахских школ, 8-го класса русских школ. Что это?
Трудолюбие или энциклопедизм автора? Или использование служебного
положения в корыстных целях? Ведь для каждого учебника был
гонорар, да еще и премия, если какой-либо авторский коллектив
своевременно сдавал в лабораторию рукопись учебника.
Среди подобранных соавторов есть специалисты, которые не
опубликовали за всю жизнь ни одной статьи, есть вчерашние
выпускники, не имеющие опыта практической и научной работы,
учителя, которые оставили трудную и малооплачиваемую работу,
стали работать в парикмахерских, есть преподаватели, лекции
и практические занятия которых в свое время Всесоюзная комиссия
признала неудовлетворительными. И в то же время нет основоположников
методической науки в Казахстане, например, Героя Соцтруда,
бывшего директора сш №12. Не привлечены к созданию учебников
доцент Х.А. Бекмухамедова и многие другие. Они бы могли написать
не только хорошие учебники, но и смогли бы оказать квалифицированную
помощь авторам-новичкам.
“НП” уже писало о том, какая астрономическая сумма государственных
денег потрачена на казахстанские учебники, которые потерпели
фиаско благодаря вот таким специалистам. Это в то время, когда
в последний день каждого месяца пенсионеры, в том числе инвалиды
и участники Великой Отечественной войны, выходят на площадь
с требованием увеличить мизерные пенсии.
Думаю, никто не будет против предложения - оштрафовать таких
вот специалистов и вычесть в казну государства несколько их
зарплат. Так поступили в Туркмении, когда президент республики
ознакомился с новыми учебниками.
При решении важного государственного вопроса - создавать
или не создавать свои учебники - следует исходить из интересов
подрастающего поколения. Почему мы должны отказываться от
российских учебников, созданных на основе фундаментальных
и новейших технологий образования? Почему казахстанские дети
должны быть хуже, чем российские? Почему мы закупаем учебники
английского языка из Америки или учебники французского из
Парижа, цены на которые вместе с кассетами превышают 2 тысячи
тенге, и почему не можем хотя бы один раз в 10 лет закупить
российские учебники, цены на которые в 7-8 раз ниже, чем на
учебники из дальнего зарубежья?
|