10 мая 2002
№19 (207)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
МИЛЛИАРДЫ НА НЕФТЬ
Василий Лукьянчиков

Казахстанское правительство надеется привлечь в нефтегазовый сектор республики сотни миллиардов долларов США. Однако зарубежные эксперты оценивают инвестиционные перспективы нашей страны гораздо скромнее
В прошлый четверг на встрече с вице-президентом Швейцарии Паскалем Кушпеном казахстанский премьер Имангали Тасмагамбетов заявил, что для развития отечественной нефтегазовой отрасли республике потребуется 200 миллиардов долларов США. Причем только для освоения шельфовых месторождений на Каспии необходимо порядка 16 миллиардов долларов.

Если это действительно так, то в обозримом будущем экономика Казахстана испытает поистине инвестиционный бум. Дело в том, что по оценке зарубежных экспертов, совокупные мировые запасы свободного инвестиционного капитала составляют порядка 800-900 миллиардов долларов США.

Получается, что если ожидания казахстанского правительства оправдаются, то республика “оттянет” на себя, по меньшей мере, четверть свободных финансовых резервов. Но какой инвестиционной привлекательностью должен при этом обладать нефтегазовый сектор Казахстана, чтобы “переплюнуть” все известные зарубежные проекты, включая добычу углеводородов в Персидском и Мексиканском заливах, Северном море и пр.?

К сожалению, международные финансовые организации оценивают инвестиционные перспективы нашей страны не так радужно, как хотелось бы казахстанским топ-менеджерам. И цифры при этом в проводимых исследованиях - на порядок меньше.

Так, по прогнозам Всемирного банка, объемы инвестиций в нефтегазовый сектор Республики Казахстан составят в ближайшие десять лет в среднем по 3 миллиарда долларов США в год. То есть до 2012 года наша страна получит порядка 30 миллиардов долларов, что, в принципе, тоже немало.

Ожидается, что основные потоки финансовых вливаний будут направлены на три объекта: Тенгиз (5,7 миллиарда долларов США), Карачаганак (5,05 миллиарда долларов США) и Кашаган (8,25 миллиарда долларов США). Именно эти месторождения составят основу энергетического потенциала республики, способной довести к 2017 году уровень добычи углеводородного сырья до 152 миллионов тонн.

Неуклонный рост объемов производства нефти и газа позволит компенсировать негативное воздействие ценовых колебаний, в результате чего финансовые доходы Казахстана от продажи энергоресурсов будут достаточно стабильны. Так, в 2002 году от экспорта углеводородов республика должна получить около 864 миллионов долларов США; в 2005 году - 1,1 миллиарда долларов; в 2010 году - 1,4 миллиарда долларов США. Расчеты Всемирного банка при этом основываются на средней цене на нефть 18 долларов США за баррель.

Вместе с этим, многие эксперты, как наши, так и зарубежные, по ряду обстоятельств не исключают снижения инвестиционной привлекательности казахстанской экономики в глазах иностранных бизнесменов.

Во-первых, увеличение экспортного углеводородного потенциала и все большая зависимость экономики страны от поставок одного товара (нефти) предопределяют параллельный рост уязвимости экономики Казахстана от неустойчивой ценовой конъюнктуры. Резкие колебания мировых цен на нефть на фоне низкого жизненного уровня основной массы населения могут в одночасье “похоронить” все рыночные достижения переходного периода и свести на нет усилия правящей элиты по сохранению в стране политической и социальной стабильности. Недавние события в Венесуэле - наглядное тому подтверждение.

Во-вторых, как выясняется, на Западе не склонны преувеличивать роль и значение казахстанских энергоресурсов для мировой экономики. В силу объективных и субъективных причин, вторым Кувейтом или второй Саудовской Аравией наша страна никогда не станет, а потому и сопоставимых по количественным показателям инвестиций ожидать не приходится.

В-третьих, представителей зарубежных деловых кругов пугают частые изменения в казахстанской нормативной базе, регулирующей вопросы привлечения инвестиций в совместные проекты. Так, летом текущего года парламент республики должен принять Закон “Об инвестициях” - уже третий по счету за последние двенадцать лет.

Кроме того, как отмечают эксперты, получение на протяжении последних трех лет высоких доходов от продажи нефти постепенно сформировало у значительной части казахстанской бизнес-элиты убеждение, что вовсе необязательно передавать очень прибыльный процесс производства и реализации энергоресурсов в чужие руки. Сегодня в республике на самом высоком уровне задаются вопросы, а зачем вообще нужны иностранные инвесторы, если мы сами на свои деньги можем купить новейшие технологии и нанять высокопрофессиональных менеджеров?

В этой связи бизнесмены из дальнего зарубежья не исключают, что в один прекрасный момент казахстанская сторона приступит к коренному пересмотру заключенных ранее контрактов с последующим “выдавливанием” инопартнеров из наиболее перспективных совместных проектов в сфере недропользования. Тем более что подобные прецеденты на постсоветском пространстве уже имеются. Так, в конце марта в Туркменистане закрыла свои офисы крупнейшая нефтегазовая компания “ЭксонМобил”, которую Туркменбаши обвинил в нарушении контрактных обязательств при разработке богатейшего газового месторождения Гарашсызлык.

Так что не только казахстанское правительство надеется на привлечение громадных зарубежных инвестиций. Иностранные партнеры тоже возлагают на руководство нашей страны большие надежды в плане обеспечения необходимых условий для успешного бизнеса. А вот чьи надежды оправдаются раньше? Время покажет.




Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии