26 апреля 2002
№17 (205)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
ПОЧЕМ НЫНЧЕ АНТИКВАРИАТ

Ирина Гайкалова

Профессиональная экспертиза художественных ценностей в республике до сих пор не проводилась должным образом. Ситуация, когда для оценки ценностей приходится обращаться к иностранным экспертам, выглядит, по меньшей мере, странной. Помнится, последняя самая шокирующая находка - древнейший Коран на земле (мы рассказывали о нем в № 13 от 29 марта сего года) - станет объектом изучения Института востоковедения Российской академии наук...

В первые в Казахстане усилиями Института оценки, Государственного музея имени А. Кастеева и общественного фонда культурного наследия “Оркениет” произведения искусства получат свой “сертификат качества” и реальную ценовую стоимость. На прошедшем заседании комиссии эксперты попытались дать оценку работам казахстанских художников, представляющих сегодня национальную гордость республики.

Культурное наследие страны, как известно, охраняется законом. Однако не секрет, что несовершенные механизмы защиты привели к тому, что художественные произведения становятся большей частью достоянием иностранных коллекционеров, приобретающих антиквариат за бесценок. Как ни странно, у нас до сих пор не сформирован художественный рынок: отношения покупателя и продавца регулируются весьма и весьма зыбкими представлениями о международных стандартах купли-продажи. Вывод напрашивается сам собой: из-за безалаберного и безграмотного отношения к ценностям мы рискуем оказаться в положении той же России, вынужденной возвращать за сумасшедшие деньги свои “родные” произведения искусств. В этом контексте работу оценочной комиссии можно расценивать как первый шаг к исправлению критичной ситуации.

Комиссии предстояло дать свое заключение работам таких известных художников, как Калмыков, Кастеев, Крымов, установить подлинность “Анкеты Дзержинского”, нескольких икон, дамской сумочки, немецкого фарфора и других антикварных вещей. Подлинность работ устанавливалась только визуально, так как в Казахстане сегодня нет специального оборудования для подобного рода исследований. Вся надежда, как видите, только на профессионализм экспертов. Экспертную оценку Калмыкова, к примеру, делала Валентина Станиславовна Бучинская - заведующая отделом современного искусства музея, посвятившая более двадцати лет изучению наследия художника. По ее словам, работы Калмыкова можно ставить в один ряд с Пикассо и Модильяни. Их работы пользуются невероятной популярностью на мировом рынке и стоят, соответственно, миллионы долларов.

Наши скромные цифры, продиктованные реальным рынком, ни в какое сравнение не идут. Акварель Кастеева 1957 года оценена в четыре с половиной тысячи долларов, “Фантастический пейзаж” Калмыкова 1959 года (размеры 100х73) в девять тысяч, работа яркого представителя школы русского пейзажа Николая Крымова в пять с половиной тысяч. Объясняется все просто: имена наших художников не имеют мировой славы, не пользуются спросом. Литературное и художественное наследие того же Калмыкова в полном объеме так и не издано, хотя его творчество достойно войти в мировую копилку художественных ценностей. Не раскручены наши художники.

Даже в собственной стране не имеют они своих истинных ценителей. Где наши отечественные коллекционеры, почему мы забыли напрочь простую истину о вечных ценностях и лучшем вложении капитала, вопрошают эксперты, вынужденные занижать и без того невысокие (по мировым стандартам) цены на произведения искусства. И дело даже не в дешевом китайском ширпотребе, дело в отсутствии информации (о вкусах умолчим). Мало кто знает, что такое антиквариат и к чему приобретать и хранить старые вещи. Сколько всего выброшено за ненадобностью...

В Англии, например, антикварным считается то, что появилось раньше 1830 года, то есть до начала викторианской эпохи. В Москве ограничиваются 1917 годом. В Казахстане же охраняется то, что появилось полвека назад. Самые простые вещи - открытки, сумочки, украшения, безделушки - имеют способность с течением времени превращаться в подлинный антикварный шедевр. “Не торопитесь расставаться со старыми вещами, - советуют эксперты, - они многим могут с вами поделиться. Если сами не сможете прочитать историю - обратитесь к специалисту, и перед вами откроется удивительный мир прошлого, без которого не может быть настоящего”.

Собственно, главная задача Общественного фонда культурного наследия “Оркениет” и состоит в том, чтобы подготовить общественность к цивилизованному вкладу денег, сделать осознанный выбор в пользу подлинных шедевров, а не кича и ширпотреба. “Когда мы поймем, что престиж страны складывается не только из ставок в казино, но и цен на работы отечественных художников, только тогда мы сможем считать себя истинными патриотами своей страны”, - таково мнение директора по экспертизе и оценке Натальи Селюковой, с которым трудно не согласиться.

И последнее - прогнозы. Заседание оценочной комиссии, давшее повод для вышеизложенного, проходит в рамках международного семинара “Механизмы функционирования художественного рынка в Казахстане”, который состоится в мае в Алматы. Цель проекта - введение в культурологический и экономический оборот реальных рыночных механизмов арт-бизнеса. В программе семинара помимо прочего будут обсуждены вопросы налогообложения, страхования, определения залоговой стоимости и таможенных сборов, нормативно-правовые критерии классификации культурных ценностей.

Отрадно, что кроме искусствоведов в этом обсуждении примут участие представители таможенных органов, налоговых служб, страховых компаний. Вопросы поднимаются непраздные, от ответов на них во многом зависит, будут ли наши художники в яростном порыве сжигать свои картины на таможне и не останемся ли мы в скором времени у “разбитого корыта” своего культурного наследия.




Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии