ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ
Талгат Калиев
Органы финансовой полиции, призванные стоять на страже закона, вынуждены сами жить вне рамок закона. Вызвавший бурю эмоций законопроект о статусе финполиции зарублен депутатами мажилиса практически на корню
Согласно законопроекту, органам финансовой полиции планировалось предоставить право проведения оперативно-розыскных мероприятий, право требовать предоставления от руководителей юридических и физических лиц документов, материалов, статданных, снимать с них копии, получать объяснения, подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову только по имеющимся в производстве уголовным делам.
Кроме этого, разрешалось изымать и производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Предусмотрены в законопроекте полномочия по использованию ИВС, следственных изоляторов, конвоирования заключенных. По ходатайству органов налоговой службы финполиция имеет право на проведение аудита и ревизий, беспрепятственный проход в любое время суток на территорию и помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Разрешалось осуществлять научно-исследовательскую, учебную и издательскую деятельность.
И последним пунктом предусмотрено право на хранение, ношение и применение огнестрельного оружия и спецсредств. Одним словом, практически все то, что разрешено другим правоохранительным органам и силовым ведомствам.
Депутатские позиции
Между тем многие мажилисмены восприняли данный законопроект в штыки. Причем доводы зачастую не подкреплялись аргументами. Сам факт того, что первоначально после некоторого обсуждения депутаты большинством голосов проголосовали за его постатейное обсуждение, а затем вдруг так же большинством голосов решили прекратить постатейное рассмотрение и вернуться к обсуждению концепции законопроекта, вызывает некоторое недоумение. Тем более что ранее законопроект прошел рассмотрение в комитетах, где каждый из депутатов мог внести свою лепту в усовершенствование не первый месяц блуждающего про кабинетам парламента документа.
В основном депутатов смутили предоставляемые финполиции полномочия, особенно в части беспрепятственного входа в учреждения и организации. Многие депутаты были не согласны и с правом финполицейских оказывать содействие в налоговых проверках. Хотя в законопроекте четко расписано, что участие в этих проверках финполицейские принимают лишь по ходатайству самих налоговиков.
Вопросы вызвали моменты, связанные с правом Агентства финансовой полиции на учебную деятельность, прозвучало даже предложение закрыть Академию финансовой полиции. Правда, поддержки оно не нашло.
Другие же, напротив, ратовали в поддержку интересов финансовой полиции. По мнению мажилисмена Абылкасымова, созрело время создать в стране сильный орган, способный навести порядок в хозяйственной сфере, включая деятельность и администрации президента, и Минфина, и Счетного комитета, и других ведомств. Для этого же, по словам мажилисмена, необходимо значительно расширить полномочия данного органа и переименовать законопроект в “Об органах экономической полиции”.
Как бы там ни было, концептуальные возражения мажилисменов привели к возвращению документа на доработку в комитет по судебно-правовой реформе. Сроки рассмотрения видоизмененного законопроекта пока неизвестны.
Однако
Как выразился после заседания председатель АФП Болатбек Булгакбаев, некоторые мажилисмены умышленно манипулировали цифрами, чтобы представить деятельность органов финполиции в невыгодном свете. Также он не видит никаких якобы прописанных в законопроекте сверхполномочий. По мнению председателя АФП, документ предусматривает необходимый минимум полномочий, имеющихся у любого правоохранительного органа.
Однако Болатбек Булгакбаев не считает, что за противодействием депутатов скрываются интересы каких-то финансовых кругов, по крайней мере, он лично этого не ощутил. По его мнению, это здоровый процесс обсуждения.
Таким образом, финполиция опять осталась вне закона. Когда он будет принят и сможет ли удовлетворить потребностям государства в борьбе с экономической преступностью, пока неизвестно, как и неизвестен срок, когда президент объявит о новом статусе органов финансовой полиции.
|