ВОЗДУШНЫЙ ПЕРЕДЕЛ
Ольга Малахова
В скором времени за рубеж с национальным флагом могут полететь самолеты новой компании “Астана Эйр”, которую планируют сделать флагманом отечественной авиации. А теперешнего национального авиаперевозчика - “Эйр Казахстан” - обещают посадить на государственную дотацию
Впрочем, обо всех этих воздушных движениях и специалистам, и простым казахстанцам приходится пока только строить догадки. Реформирование отрасли растянулось, за небольшой период времени сменился уже третий председатель комитета гражданской авиации. И четких комментариев о том, как будет обустроен авиационный рынок, не слышно.
Лишь по отрывочным сведениям можно догадаться о том, что в ближайшем будущем ожидает и саму гражданскую авиацию, и потенциальных пассажиров.
На днях вице-премьер правительства Карим Масимов заявил, что переговоры правительства с Казкоммерцбанком, акционером компании “Эйр Казахстан”, по купле пакета акций подходят к концу. В ближайшее время сделка будет завершена. В какую сумму это обойдется государственному бюджету, не уточняется. Но, заверяет исполняющий обязанности министра транспорта и коммуникаций, после завершения сделки компания станет стопроцентно государственной.
Кажется, наконец-то наверху осознали, что без государственной поддержки развитие авиации невозможно. “Только государство может урегулировать вопрос в авиационной отрасли, так как частным инвесторам это не под силу,”- заметил вице-премьер. Наши соседи в России и Узбекистане идут по этому пути давно.
Однако найдутся ли для этого у государства деньги? Только на закуп авиационной западной авиатехники нужно около ста-ста двадцати миллионов тенге. Видимо, поэтому выбор снова делается в пользу российской авиатехники, которая обойдется в два раза дешевле.
Сохранятся и рыночные подходы. С целью внедрения бизнеса западного образца на авиарынке Казахстана, как было объявлено, правительство приняло решение о создании совместной компании “Эйр Астана”, пятьдесят процентов акций которой принадлежит британской компании BAE Systems. Мы уже писали о том, что выбор этого партнера вызвал у многих авиаторов большие сомнения (“Гудбай, BAE Systems?”, “НП”, 29 марта с.г.). Главное из которых в том, что компания не имеет непосредственного отношения к авиаперевозкам. Она является мировым лидером оборонной промышленности, занимается производством радиооборудования, подводных лодок, космических систем.
Между тем выбор уже сделан. Правда, обещание начать работу осенью прошлого года осталось невыполненным. Было лишь сообщение о том, что президентом компании избран гражданин Великобритании Рекс Лезарт, работавший первым вице-президентом компании British Air Space. До сих пор у компании нет офиса, руководителей, самолетов, летчиков. Создана лишь самостоятельная лизинговая компания, которая будет договариваться с западными партнерами и передавать самолеты в лизинг компаниям, в том числе и этой новой.
Сначала деятельность компании “Эйр Астана” планировалась только на внутренних маршрутах. Но сейчас говорят о том, что именно ее борты будут представлять республику за рубежом.
Пока самолетов мифической компании в казахстанском небе не видно, другие авиакомпании радуются тому, что наконец-то утверждены расписания на весенне-летний период. И еще одна новость обнадеживает тех, кто работает давно и честно. Появились новые правила проведения конкурсов среди авиакомпаний вместо временного положения, которое часто нарушалось. В них к авиаперевозчикам предъявляются более жесткие требования, а сами условия конкурса должны стать более открытыми, конкретными и справедливыми.
Если все станет выполняться так, как записано в новых правилах, на авиарынке будет больше профессиональных и надежных компаний. Действовать они начнут уже с осени этого года, и всем интересно, родится ли к этому времени наконец новая “столичная” совместная авиакомпания.
|
|
|
|