26 апреля 2002
№17 (205)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
ФОНД НЕОПАЛИМЫЙ

Светлана Грибанова
Правительство Казахстана решило, что должно исполнить свой долг перед грядущими поколениями и по примеру других нефтяных держав создало Национальный фонд, который журналисты тут же окрестили нефтяным

Копий вокруг фонда сломано немало: оппозиция и часть депутатов считают, что не время копить деньги на будущее, когда наше настоящее столь удручающе. Масла в огонь подлило и то, что средства НФ вложены в акции крупных мировых компаний и в государственные бумаги стран Запада и Японии. По мнению оппозиционеров, наши деньги работают на чужую экономику, в то время как в Казахстане очень остро стоит вопрос о недостаточности средств для финансирования экономики.

В то же время это общемировая практика, когда налоговые поступления от разработки природных ресурсов откладываются для будущих поколений. Казахстанский фонд, например, создан по образу норвежского, с небольшим отличием. Если Норвегия успела накопить уже 20 миллиардов долларов, то у Казахстана пока 1 миллиард 313 миллионов долларов.

В рамках Евразийского экономического саммита прошла сессия “Прозрачность и учет доходов от природных ресурсов” с участием председателя Национального банка Григория Марченко, акима Павлодарской области, бывшего вице-премьера Данияла Ахметова, председателя Ассоциации финансистов РК Ураза Джандосова, депутатов, представителей казахстанской оппозиции и иностранных экспертов.

Средства для первого взноса в сумме 660 миллионов долларов были получены от продажи госпакета акций в “Тенгизшевройле”. У фонда две функции - сберегательная и стабилизационная. Причем на стабилизационные функции можно направлять не более 25 процентов. Для инвестирования или развития эти деньги не предназначены. Механизм формирования фонда простой: если цена за один баррель нефти превышает 19 долларов, то излишки налоговых поступлений падают на счет НФ, так как бюджет формируется в расчете на 19 долларов. Если же цены опускаются ниже этой планки, то происходит обратный процесс: в республиканский и местные бюджеты поступают недостающие средства из стабилизационной части Национального фонда.

Если вдруг мировые цены на нефть упадут ниже 10 долларов, то денег фонда нам хватит месяцев на 12. Но в таком случае грядущие поколения отдыхают. Пока в СНГ подобный фонд, кроме Казахстана, создан только в Азербайджане.

Наиболее острый вопрос - прозрачность, а также участие общества в распределении средств НФ. На этом как раз и настаивают депутаты. В Норвегии, где уже накоплен немалый опыт управления Национальным фондом, всю касающуюся фонда информацию можно найти на специальном сайте, что делает работу НФ максимально прозрачной. Ганс Джохем Хорн, управляющий партнер “Артура Андерсена” по странам СНГ и Монголии, рассказал, как проводится аудит НФ. Это для нас актуально, так как предстоит проверка Казахстанского национального фонда аудиторской компанией “Эрнст энд Янг”. Результаты аудита вывешиваются в сайте: информация о балансе и доходах фонда, размер зарплаты внешним управляющим фонда, каким образом были выбраны эти управляющие.

Г-н Хорн предостерег: “Вы столкнетесь с большими трудностями, когда политики начнут вмешиваться в дела фонда”. На что г-н Ахметов резонно заметил, что политика обязательно будет влиять на дела фонда, но главное, чтобы при этом были соблюдены государственные интересы и баланс сторон. Аким однозначно против расширения функций фонда. Он привел как негативный пример Венесуэлу, где средства НФ стали направлять на образование, на поддержку металлургической промышленности и т.д. В результате фонд так и не выполнил свою задачу.

По словам Ураза Джандосова, деньги из стабилизационной части фонда можно расходовать лишь на три цели: для пополнения доходной части бюджета при падении цен на нефть, на оплату аудита и труда управляющих, в случаях чрезвычайных происшествий. В декабре прошлого года несколько миллиардов тенге из НФ были перечислены в бюджет на покрытие убытков, связанных с низкими ценами на нефть. Зато буквально на днях фонд пополнился за счет остатков средств на секретном счете. От 1 миллиарда долларов осталось где-то 120 миллионов зеленых, эти-то деньги будут переведены в НФ.

По мнению г-на Джандосова, проблему с прозрачностью доходов можно решить путем переработки законов “О недрах” и “О нефти”. Они должны регулировать большую часть вопросов, касающихся этих секторов, следует законодательно ввести требование выбирать оператора на конкурентной основе. Вчерашний вице-премьер, переметнувшийся в стан оппозиции, внес революционное предложение: размещать все подписанные правительством контракты на разработку минеральных ресурсов страны в специальном сайте. Если это случится, более занимательного чтива казахстанцам не найти.

Хорошо, что нас хотя бы известили о существовании Национального фонда, а то узнали бы мы об этом лет через пять, как о секретном миллиарде, осевшем в Швейцарии.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии