ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ ВЫСТОЯЛИ ЗА СЧЕТ РОДИТЕЛЕЙ
Владимир Кривобородов
С вступлением государства в рыночную экономику, с появлением конкуренции у каждого из нас появилась возможность выбора. Мы самостоятельно решаем, где учиться нашим детям, какую выбрать клинику и т.д.
Что такое право выбора и как его применять? В Законе “Об образовании” регламентировано право на частное образование, дополнительные платные услуги и т.д. Значит, при желании родитель, имеющий деньги, обеспечивает своим детям любые возможности. Что лучше или нужнее - это лишь вопрос времени.
Самые многочисленные группы родителей - это, в основном, люди среднего достатка, которые при этом тоже хотят для своих детей достойного образования. Хотя они понимают, что для такого образования нужна соответствующая база, хорошие условия и учителя высокой квалификации. Для того чтобы создать такие условия, некоторые школы или же часть их преобразуются в гимназии, лицеи и т.д. При этом, разумеется, дети тоже должны иметь определенные таланты и наклонности.
Если у ребенка нет явных талантов, а у родителей денег для соответствующей платы за частную школу или гимназию, то остается сеть общеобразовательных школ, которые в силу своих возможностей обеспечивают базовое образование. Но, откровенно говоря, родительские дотации сегодня необходимы и в общеобразовательных школах, и в лицеях, и в других учебных заведениях, так как на содержание, ремонт и оборудование денег не получают ни те, ни другие.
Мне всегда было интересно, почему нигде и никогда не возникало ажиотажа по поводу платы за частное образование, скажем, до 500 долларов. В связи с этим права родителей никак и никем не комментируются. А вот добровольные взносы от 5 до 20 долларов, причем, как правило, не родителей, а людей, которые пытаются привлечь внимание к себе и создать себе пусть скандальную, но репутацию, не дают покоя.
Удивительно, почему поступки таких людей вызывают целую бурю, поиски нарушений, криминала, попытки закрыть все фонды, перевести средства под ведомственный контроль и при этом не скрывать, что без родительских дотаций не обойтись.
Министр образования в своей программной речи сказала о бедственном положении сельских школ, о необходимости разобраться и помочь. А причина понятна и без особых разбирательств: городские школы выстояли в основном за счет родителей, которые поддержали их, а сельские жители и рады поддержать, да нечем. Для них и 50 тенге - немалые деньги. А отсюда и провалившаяся крыша, и нарушенное водоснабжение, и многое другое.
В ближайшие годы будет реализовываться программа по поддержке малокомплектных школ, должно улучшиться их содержание, а городские останутся на том же уровне финансирования - уровне выживания, но не прогрессирования.
Я считаю, что родители должны определиться, как строить свои взаимоотношения со школой. Только они вправе поднимать вопрос о существовании фондов и путях помощи школе для качественного образования своих детей. А сегодня этот вопрос пытается решать прокуратура, проверяя законность существующих фондов. Но если фонд зарегистрирован в Министерстве юстиции, уже этим он узаконен. На мой взгляд, сейчас предпринимается попытка продемонстрировать соблюдение гарантий Конституции: по закону у нас образование бесплатное, значит, налицо нарушения. Но почему же тогда частное образование, за которое родители выкладывают баснословные деньги, не является нарушением?
“Закон об образовании” обязаны исполнять все. В нем заложен принцип приоритетности финансирования образования. Но следом за этим законом выходят временные законы - “О республиканском бюджете”, “О местном бюджете”, и в них приоритеты забыты, и даже необходимые средства не запланированы. Почему бы прокуратуре не обратить внимание на эти законы. Эти временные законы вступили в силу, надзорные органы их не опротестовали и таким образом нарушили Закон “Об образовании”. Значит, исполняя последний Закон “О бюджете”, мы, директора учебных заведений, также поставлены перед необходимостью выживания путем узаконенных нарушений.
Очень хочется верить, что скоро наступит время, когда не нужно будет ходить с протянутой рукой, а можно будет вопрос финансирования решать цивилизованным образом - по утвержденной смете, в которой будут заложены все потребности школы.
|
|
|
|