26 апреля 2002
№17 (205)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
МЫ ПОМОЖЕМ ШКОЛЕ, ТОЛЬКО НЕ МЕШАЙТЕ

Фаузия Икамбаева

Полагаю, со мной согласятся многие во мнении, что сегодня наша общеобразовательная школа переживает не лучшие времена. Трех с половиной процентов от ВВП, выделяемых на сферу образования, явно недостаточно, чтобы поднять учебные заведения на достойную высоту и, главное, добиться высокого качества образования. В подобных условиях, когда конституционное право на бесплатное образование недостаточно подкреплено экономически, родительская общественность нашла такую форму помощи школе, как попечительские советы, общественные фонды и объединения.

В связи с этим сегодня нередки жалобы родителей на так называемые поборы. Что, дескать, образование у нас бесплатное, а платить нужно за все: и за техничку, и за дворника, и за ремонт. Наверное, вызову огонь на себя, но мы далеко не единственная страна, где образование выживает с помощью всего общества и родителей в частности. К примеру, в Бельгии на нужды образования выделяется 60 процентов, а остальные 40 лежат на плечах родителей и общественности. В наше время школе без родителей просто не выжить.

Наша страна одной из первых в 1994 году подписала Конвенцию о правах ребенка. В ее 5-й и 15-й статьях говорится об ответственности прежде всего родителей за воспитание детей. Все мы понимаем, что нравственное здоровье ребенка складывается в семье, но школа - это тоже большая семья, где протекает огромная часть жизни детей. Какой будет эта жизнь, во многом зависит именно от родителей, от их заинтересованности в решении проблем школы, а значит, и каждого ребенка в отдельности.

Самое простое правило, на мой взгляд, по которому должна жить школа - учитель должен учить, а ученик - учиться, не отвлекаясь ни на какие организационные, финансовые, технические и прочие проблемы. А тех средств, которые выделяет государство, хватает только на зарплату учителям и оплату коммунальных услуг. Вот и получается, что учителя и ученики “по совместительству” еще и вынуждены быть дворниками, техничками и т.д.

Здоровье детей внушает серьезные опасения: по данным медиков и служб санэпидемстанции, у 90 процентов детей - внутричерепное давление и аллергические заболевания, у 50 процентов - эндокринные заболевания. Мне кажется, что любой родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок вместо того, чтобы чистить арыки и драить классные комнаты, учился в чистых, светлых, оборудованных кабинетах. А для этого родители должны не ждать милости свыше, а помочь школе и, значит, своему ребенку.

В нашу ассоциацию входят 40 общественных родительских организаций, созданных при школах города. С их помощью сегодня решаются очень многие проблемы. Родители финансируют бытовые нужды школы, содержание врачей, психологов и т.д. Мы принимали участие в разработке проекта закона “О молодежи” и одними из первых внесли предложение о том, что в каждой школе должен быть детский юрист.

Как это ни грустно, но наши дети нуждаются в защите. Ребенка могут оскорбить, унизить, обидеть и учителя, и старшеклассники, и правоохранительные органы. Ни учителя, ни школьники толком не знают своих прав и обязанностей. Порой учителя, пользуясь своим доминирующим положением, напрочь забывают о том, что такое педагогическая этика. Родительские объединения - это не только “финансовая палочка-выручалочка”, это еще и гаранты соблюдения прав. Продвинутая часть родителей, не желающая мириться с нищетой образовательных учреждений и ждать перемен, берет под контроль жизнь школы: они просвещают родителей и учеников, имеют право голоса в принятии тех или иных решений школьной администрацией. Эта позиция заслуживает уважения, поскольку таким образом зарождается духовная общность родителей, учителей и учеников, что, собственно, и составляет основу гуманной педагогики, к которой мы так стремимся.

Движение родителей в поддержку школы ширится с каждым днем, но не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Первый блин всегда бывает комом, и у родительских общественных организаций на первых порах было тоже немало проблем. Не было общей документации, которая бы регламентировала их работу, различные ошибки, в основе которых лежало элементарное незнание. Деятельность родительских фондов не раз подвергалась критике, проверкам даже со стороны прокуратуры. На ошибках, как говорится, учатся. В связи с этим было принято решение о переводе родительских взносов на спонсорские счета.

В январе прошлого года вышел Закон “О некоммерческих организациях”. В частности, в статье 43 (п.2) говорится о том, что если госорганы будут мешать развитию некоммерческих организаций, они будут нести за это ответственность. На мой взгляд, перевод родительских денег на спонсорские счета в ведение райфинотдела - это одно из вмешательств государства в работу общественных объединений, лишение самостоятельности. Нам объясняют, что, дескать, это нововведение никоим образом не отразится на деятельности родительских объединений или попечительских советов, поскольку райфинотдел не может использовать эти средства по своему усмотрению. Но, как нам кажется, эта мера позволит закладывать в статью расходов школ сумму, меньшую ровно на столько, сколько лежит на счету родительской организации.

Если деньги перейдут на спонсорский счет, родителям и учителям будет гораздо сложнее проследить их путь, поскольку директор школы сможет распоряжаться ими напрямую, расходовать их по своему усмотрению, не спрашивая разрешения родителей. Не спровоцирует ли подобное решение школьную коррупцию? Мы это уже проходили - в 1996 году родительские деньги со спонсорского счета ушли неизвестно куда.

Сегодня родители добровольно помогают государству и школе, реализуя свое право и право своего ребенка на достойное, более качественное образование. Многое, что имеют школы - парты, доски, компьютеры, аудио- и видеотехнику, литературу, приобретено на родительские деньги. Я полагаю, что они должны иметь право и на прямое участие в управлении деятельностью школы.

В России попечительские советы при школах были созданы указом президента, в Голландии, США, Израиле они полностью поддерживаются государством. Мы не просим помощи от государства, мы сами оказываем эту помощь и хотим лишь одного: чтобы нам не мешали. На деле получается, что государственные органы пытаются остановить родительское движение всевозможными проверками, идет постоянное давление на директоров школ. Единичные жалобы родителей преподносятся как массовое явление, все это создает нездоровый ажиотаж, и многие фонды закрываются. В итоге школа может остаться опять один на один со своими проблемами.

Шекспир сказал, что каждый ребенок рождается невежественным, но не тупым. Тупым его делает школа. Я заинтересована в том, чтобы наших детей не делали тупыми. Для того чтобы не допустить этого, нужно участвовать в работе школы. Только вкладывая душу, знания, средства, можно получить результат. Хочется, чтобы родители помнили об этом.


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии