Вторая реальность Олега борецкого
САЛТАНАТ ИСМАГУЛОВА
“Везде, где можно жить - можно жить хорошо” - эти слова,
принадлежащие Марку Аврелию, резюмировали интервью с Олегом
Борецким.
Знаменитость, личность с двойной идентичностью. Кумир для
многочисленных поклонников,
телезвезда (внушительный рост, привлекательная внешность киногероя
усиливают впечатление). И интеллектуал, по образу мысли опережающий
свое время (со скромной застенчивостью несущий “бремя” своей
популярности). Тихий ровный голос, спокойные, без аффектации
манеры - никакого намека на звездность. Мне он показался Гулливером,
которому не развернуться в масштабах карликовой страны (не
потому, что ростом не вышел). При том, что он успел реализоваться
в нескольких ипостасях - сколько еще неиспользованных возможностей!
Одно философское высказывание, также принадлежащее перу Марка
Аврелия, императора и философа, гласит: “Не приносящее пользы
улью, не принесет ее и пчеле”. Так просто и образно изрекли
древние о необходимости преданности общему благу, без которого
гармоничный, справедливый миропорядок невозможен (можно ли
сомневаться, что для О.Б. это не жизненный принцип?). Из философской
науки, исследующей отношение человека к миру, он вынес очень
многое. В его понимании она не может существовать в рамках
книжного текста, в современной жизни ей необходимо прикладное
предназначение, иная функция. “Книжная, текстовая философия
меня не удовлетворяла”.
В авторской программе “Киноклуб” на Рахат ТВ сошлись, соединились
два его пристрастия. Любовь к кино с любовью к мудрости (буквальный
перевод с греческого философии). “Кино для меня экранизация
философии, вторая реальность нашей жизни”.
- А началось все со студии “Плюс”, в 93-м году, привозившей
из Москвы пиратские видеокопии (тогда на это запретов не существовало).
Были в этой команде ребята, увлекавшиеся настоящим некоммерческим
кино: я им составлял список фильмов (так были соблюдены интересы
обеих сторон). Они и порекомендовали меня Сергею Дуванову,
его канал ТВ-М только открылся. Каждый четверг в 23.00 выходила
моя программа “Кинотеатр Парадизо”. Собственно, авторского
комментария было всего на 10 минут, после которого полностью,
без купюр, показывали фильм. “Ночной портье” Лилианы Кавани,
“Последнее искушение Христа” Мартина Скорсезе, “Дочь Райана”
Дэвида Линча. Безусловно, это была элитная программа - кино
не для всех - просуществовавшая всего пять месяцев.
На вопрос, хотелось бы ему попробовать себя в режиссуре (так
было почти со всеми, кто пленился Х-музой), последовал отрицательный
ответ. (Олег трезво оценивает свои возможности и способности,
считая их весьма скромными). Он знает всю киноклассику, давно
определившись с пристрастиями, предпочитая Антониони - Федерико
Феллини.
В древности к философу ходили пообщаться. Живое присутствие
мыслителя всегда вдохновляло, вызывая, по выражению известного
философа Мераба Мамардашвили, “желание самому прийти в действие”.
Перед древними мы в завидном преимуществе - философ сам приходит
в наш дом. В “Киноклубе” Борецкого говорится о вещах простых
и сложных доступным языком - для аудитории, внимающей каждому
его слову с благоговейным трепетом и признательностью. О себе
Олег говорит, как о некоем проводнике, считывающего послание
(massage) режиссера, расшифровывающего “код” (идею) фильма
(от себя добавлю, что кино, интерес к которому с годами угас,
- в подаче Борецкого вызывает былое любопытство и дает свежую
пищу для мозгов. Что весьма полезно и бесценно).
В разговоре вдруг неожиданно прозвучало: “ Все свои возможности
я исчерпал до 30 лет”. Я услышала в этом признании драматические
нотки и усталость (кому не знакомо это ощущение неудовлетворенности,
когда все твои усилия кажутся бесплодными? Суета сует - все
суета).
Мы гипотетически представили: если бы и у нас был свой телеканал
“Культура”, подобный российскому (существующему и процветающему
на бюджетные деньги уже 4 года!) Сколько интересных идей могло
бы воплотиться...
- Каким в идеале вам видится “Киноклуб”?
- Была на РТР программа Киры Прошутинской “Пресс-клуб” (не
знаю, существует ли она сейчас). Я бы ограничился просмотром
и обсуждением фильма с 2-3 участниками, заранее распределив
функции: интеллектуал-эмоционально переживающий-прагматик.
Кстати, подобную дискуссионную форму общения Олег Михайлович
внедрил в учебный процесс в КазНУ и университете “Туран” (преподавание
- самый главный аспект деятельности, без которого он себя
не мыслит).
После окончания философского факультета КазГУ он остался
на кафедре (такое право давал свободный диплом). “В первые
пять лет у меня была огромная нагрузка - до 30 часов”. В 1989
году, в 29 лет, он защитил кандидатскую диссертацию на тему:
“Конечность человеческого бытия”, ставшую впоследствии основой
спецкурса танатологии (философии о жизни и смерти). В Московском
институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН),
куда стекалась треть издаваемой в мире литературы по общественным
наукам, он провел полтора месяца. Работал с источниками, многие
из которых были на иностранных языках (английском, болгарском
и др.)
- Почему вдруг эта тема?
- Смерть является основным элементом человеческого мировоззрения.
Это меня всегда волновало. Кроме того, я был увлечен экзистенциализмом
и популярным в те годы Альбером Камю. Который сказал: “Хочешь
быть философом - пиши романы”. На ученом совете тему утвердили,
хотя говорить громко (о смерти) было не принято. В своей работе
я не сделал научных открытий. Пожалуй, самым интересным для
меня были иностранные источники, треть из которых вошла в
диссертацию.
- Вы преподаете в КазНУ уже 19 лет...
- Параллельно читал еще лекции по линии общества “Знание”.
С образованием университета “Туран” я преподаю и здесь. На
факультете бизнеса мы изучаем философскую азбуку бизнеса.
Я рекомендую студентам прочитать книгу Даниэла Гросса “Величайшие
страницы истории бизнеса” (где даются портреты людей, достигших
успехов в разных сферах бизнеса). Форд, который изобрел автомобиль
для масс и поставил их производство на конвейер (тем самым,
вернув американцам дух первооткрывателей).
Мэри Кей, Рей Крок, создавший индустрию быстрого приготовления
пищи, известную под маркой “Макдональдс”. В чем формула успеха
этих людей? В простой истине: найди потребность и удовлетвори
ее. На факультете международного туризма есть тема: “народы
и символы”, в изучении которой в качестве образца используется
известная книга Элиаса Канетти. Он пишет только о европейцах
и их символах: символом немцев является маршированный лес,
англичан - море, французов - свобода, итальянцев - Рим (для
самостоятельной работы я предлагаю им определить символы азиатских
народов - японцев, корейцев, китайцев...) Очень долго они
не могли найти символ американцев. Называли Микки Мауса, свободу
(это вторичный символ).
- Что же является американским символом?
- West. Одинокий ковбой посреди свободного и прекрасного
Запада.
Я слушала Борецкого и завидовала студентам (которые, хотелось
бы верить, объективно оценивают доставшуюся им привилегию
- в лице своего преподавателя). Эпоху средневековья (“цивилизацию
мужчин” и время, на которое приходилась самая большая рождаемость
уродов, горбунов) они изучают по известной экранизации великого
постмодернистского романа Умберто Эко - “Имя розы”.
- Они вас огорчают?
- Не без этого. К сожалению, инфантилизм и невежество прогрессируют.
Читать они не любят, готовы только слушать мои лекции. Но
мне не нравится, даже в воспитательных целях, использовать
ситуацию: я в твои годы...
Полностью с ним согласна (нет ничего скучнее и бесполезнее
простого морализаторства). Олег Борецкий дает студентам более
ценные уроки. Культура мышления может стать в будущем залогом
их личного успеха. И не только. Возможно, так взрастет новая
генерация молодых людей - с сознанием личной ответственности
за все, что происходит вокруг нас. За общество, в котором
мы живем. Хочется верить...
P.S. К сведению интересующихся разницей между эротикой и
порнографией: услугу эксперта “из рук” Борецкого вы не получите.
Автор методической разработки (учитывающей особенности региона)
после шумного скандала с показом фильма “Интим” из Центра
экспертизы уволился, “по собственному желанию”.
|