Театр
Мира Мустафина
Проблема чистоты актерского имиджа родилась не сегодня
и не вдруг. И не только на казахстанском театральном пространстве.
История театра конца 70-х годов ХХ века сохранила байку о
горячо любимом народом Евгении Леонове, работавшем тогда в
театре имени В.Маяковского. Он рекламировал на телевидении
каспийскую рыбу, что явилось настоящим шоком для художественного
руководителя театра А.Гончарова. Художественный руководитель
некоторое время всерьез подумывал наказать артиста, позорящего,
по его мнению, лицо театра. Не наказал, конечно. Но тогдашнее
театральное сообщество было потрясено, хотя рыбу, быть может,
и стали раскупать быстрее в советской стране.
Безусловно, сегодня худруки уже не зверствуют. Возможно,
предпочитают даже не обращать внимание. Наверное, Рубен Андриасян,
художественный руководитель театра русской драмы имени М.Лермонтова,
свыкся с живописным мельканием на экране своего любимца Сергея
Погосяна вперемешку с дубленками, подгузниками и “Бинго”.
Отказать артисту в реальном заработке было бы бесчеловечно.
Ведь театр, как известно, уже не дает дохода. Последний штрих
- со столичных театров снята финорганами академическая надбавка.
Так что на заработную плату в театрах, оставляющую далеко
впереди прожиточный минимум, даже приличную рубашку, пардон,
актер не приобретет.
Редкий артист сегодня может позволить себе отказаться от
рекламных денег. Юрий Борисович Померанцев, народный артист
РК, отклонил предложение крупной корейской корпорации по производству
бытовой техники стать ее рекламным лицом в Казахстане. Корейцы,
как говорят, сулили колоссальную сумму. Наш милый классик
сказал, что не желает за один час промотать репутацию, которой
добивался всю свою сценическую жизнь...
Это одна сторона медали. А другая... Обыватель, видя на телеканале,
например, Владимира Толоконникова, рассказывающего о новинках
продукции “Иртыш”, или Лию Нэльскую, дающую совет какой чай
лучше пить, полагаю, вряд ли, увидев их на сцене, вспомнит
о их рекламном облике, а будет аплодировать сыгранной роли.
Настоящее творчество в рекламе не нуждается. Репутация таких
мастеров, как В.Толоконников и Л.Нэльская, - нисколько не
страдает, напротив, Владимир и Лия сообщают свою репутацию
рекламному продукту.
Но это скорее исключение, нежели правило. А вот к артистам
не столь известным рекламный облик часто приклеивается намертво.
Как, например, случилось с обаятельной Оксаной Бойченко, больше
известной публике в облике купчихи с кубанским подсолнечным
маслом. И, к большому сожалению, зрителю уже становится неважно,
хорошо или плохо играет артист, серьезная у него роль или
нет...
Однако “торговля лицом” привлекает не всех - некоторые ограничиваются
голосом. Что, кстати сказать, тоже бывает чревато, если голос
узнаваем и известен. Артист Михаил Токарев на подмостках своего
театра узнаваем даже в самом безумном гриме именно благодаря
голосу, которым рассказывает нам с экрана про “Рино”.
На Западе рекламой тоже не брезгуют лучшие актеры и режиссеры.
Вопрос - какой? Рекламой только социальной, исторической,
предвыборной. Зритель никогда не увидит своего любимого актера,
рекламирующего спиртное, сигареты и женские прокладки. Для
такого рода рекламы существует специальная группа малоизвестных
“лиц”. У нас же рынок рекламируемой продукции столь же хаотичен,
сколь и “рынок” актерской репутации. И все же замечу, что
на нашем постсоветском пространстве актер все еще “больше,
чем актер”.
|