15 марта 2002
№11 (199)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     Мнение  

Потребитель - производитель: защитите нас ...друг от друга

Василий Резван,
председатель общественного объединения общепита и сферы услуг

Каждый из нас, рождаясь, автоматически становится потребителем. А не так давно мы узнали, что у нас, то бишь у потребителей, есть и права: право есть непротухшую колбасу, право вернуть туфли, порвавшиеся на второй день после покупки, и т.д. Но даже если у нас есть права, то это вовсе не значит, что их не нарушают.
Новый законопроект “О защите прав потребителей”, работа над которым идет с осени 2000 года, должен был расставить все точки над “i” в отношениях потребитель - предприниматель - власть. Но единодушия в его оценке разработчики не нашли. Общества защиты прав потребителей приняли его на ура, а предприниматели как-то не воодушевились новациями и обиделись. Рядовой же потребитель молча в стороне наблюдает, чем закончатся эти “баталии”. А может, и вам есть что сказать? Приглашаем к дискуссии.

Еще сто “генералов” на шею предпринимателя

Сегодня, если в нашей стране “рождается” новый предприниматель, его встречают не с цветами и добрыми пожеланиями долго здравствовать. Его, к сожалению, встречают с распростертыми объятиями 37 контролирующих органов. Он еще не успевает родиться, его уже штрафуют. Он только подал заявление на открытие ТОО, но уже “попал”. Почему? Потому что на все организационные процедуры ему дается 10 дней, но уложиться законным способом практически невозможно, только через взятку. Большинство предпринимателей не хотят начинать свой бизнес со взятки, хотят, наивные, быть законопослушными, но в этом случае на оформление документов уйдет месяц. Вот и обеспечен первый штраф в налоговой инспекции. Это только один из многочисленных примеров бытия предпринимателей. Но уверяю вас, с принятием нового закона “О защите прав потребителей” их станет гораздо больше. На мой взгляд, новый закон “О защите прав потребителей” будет даже не косвенным, а прямым ударом по предпринимателям.

Как только я выхожу из офиса, я становлюсь потребителем, хожу по базарам, магазинам. Меня судьба забрасывает в разные уголки страны, в прошлом году я объездил весь Казахстан. И естественно, там, где я бываю, я порой “натыкаюсь” на протухшую колбасу, некачественные продукты и товары. Я вижу, что происходит. Но сможет ли исправить эту ситуацию новый законопроект?

Сегодня наше развивающееся государство, как никогда, нуждается в развитии малого и среднего бизнеса, в том, чтобы большинство населения обеспечивали себя сами. Нам нужно восстанавливать и развивать производство, создавать новые рабочие места, а не контролировать. С точки зрения потребителя, новый закон принесет пользу. Но какой ценой? Ведь законопроект дает еще большие полномочия контролирующим органам, значительно расширяя возможности обществ защиты прав потребителей.

Что такое общество защиты прав потребителей? Помимо положительных моментов, о которых они могут рапортовать, что, дескать, мы оштрафовали стольких бизнесменов, вернули в бюджет столько-то, поймали столько-то непорядочных предпринимателей, есть и другая сторона медали. Все, что нужно, чтобы зарегистрировать общество защиты прав потребителей - 10 паспортов. И мы с вами стали контролерами, не имея никакого образования, не заканчивая ни медицинского, ни другого специализированного вуза. Общество защиты прав потребителей - это зачастую 10 родственников, эдакий семейный клан, который начинает искать себе занятие, которое бы приносило деньги. Ведь надо как-то зарабатывать.

Кто может сказать, сколько сегодня у нас обществ защиты прав потребителей, к примеру, в Алматы? По данным нашего общественного объединения, их уже за 40. Это много или мало? По закону (1991 г.) они обладают контрольными функциями, могут накладывать и взимать штрафы, вносить представления и т.д. А кто контролирует общества защиты прав потребителей? Источник их финансирования - коммерческая тайна. Не это ли благодатная почва для коррупции? Не хочу обвинить всех уважаемых защитников потребителей, они доводят до суда подлецов, но условия функционирования для всех должны быть равными.

Согласен, положения закона 1991 года устарели и вступают в противоречие с действующими законами. Но по новому закону “О защите прав потребителей” получается, что уже предприниматели будут нуждаться в защите.

Изучив законопроект по защите прав потребителей, я признаю, что его положения, безусловно, стоят на защите прав потребителей, детально регламентируют права и обязанности обществ защиты прав, больше стало конкретики, тем не менее новый закон несколько преждевременен. В Казахстане контролирующих органов предостаточно, и добавлять полномочий общественным структурам рановато. Я был недавно в Израиле и предлагал им экспортировать часть наших контролирующих структур, поскольку у них их практически нет. У нас рынок в этом отношении перенасыщен.

Сегодня нельзя передавать контролирующие функции государства на 100 процентов в рынок, приоритетной должна быть государственная политика. Кроме того, пожалуй, трудно спорить с тем, что не бывает качества без количества. Малому бизнесу надо вырасти количественно. Сейчас у нас около 400 тысяч предпринимателей. Я думаю, когда их будет около миллиона, тогда можем говорить о качестве. А по большому счету, малый бизнес должен вырасти раз в 10. А пока бизнес только набирает обороты, вполне достаточно государственного контроля. Если эти функции отдать в рынок - будет хаос.

Государство сегодня более-менее отладило процесс взаимодействия власти и предпринимательства - сократило число контролирующих органов с 75 до 37, были введены регистрационные статкарточки на проверки. Мы получили возможность отслеживать деятельность этих структур. А общество защиты прав потребителей может проводить любые мероприятия по собственной инициативе. То есть отследить этот путь невозможно, нет прозрачности.

Даже обывателю понятно, что бизнесом сейчас заниматься невыгодно, идет обратный процесс. Если раньше везде пестрели объявления “сниму в аренду такую-то площадь...”, то сегодня все сдают. Никто не хочет быть предпринимателем, все хотят сесть в кресло чиновника или пойти в ... общество защиты прав. Предприниматели уезжают, бросают дело. Основной причиной, почему они не хотят заниматься бизнесом, называют доминирующую роль контролирующих органов. Скольких людей мы еще стимулируем уехать из страны, принимая несвоевременные законы?

Защита прав потребителей - задача бесспорная и важная. Но, согласитесь, это не самая стратегическая задача государства. Стратегическая - это создание рабочих мест, развитие малого бизнеса, производства. У нас итак 1 солдат кормит 100 генералов. Новый законопроект - это еще сто “генералов” на шею предпринимателя. Предприниматели - не ангелы, нарушения есть, за них наказывают, но нужно все взвесить на чаше весов.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии