БУДЕТ УЧЕНОМУ НАУКА
Есть в Кызылординской области уникальное Шалкиинское месторождение полиметаллических руд. По разведанным и подтвержденным запасам цинка оно входит в пятерку крупнейших в мире. Одна беда: металла много, но его содержание в руде едва достигает трех процентов, так что извлечь цинк нелегко. Если бы не новая методика, предложенная болгарским ученым Димитром Асеновым, на руднике пришлось бы поставить до поры жирный крест.
Извлечение металла путем подземного выщелачивания - метод не новый, но чистый цинк (99,99) на месте залегания таким способом нигде в мире еще не получали. Особенность этой технологии в том, что она разработана конкретно для рудника “Шалкия”. Владельцем всех прав на ноу-хау является болгарская фирма “Рувал”. Свою методику фирма защитила во многих казахстанских ведомствах и научных центрах, в том числе в министерствах - природных ресурсов и охраны окружающей среды, энергетики, индустрии и торговли, Минэкономики, а также в Институте горного дела и Институте металлургии и обогащения. И везде ноу-хау, предложенное болгарами, было одобрено и признано технически осуществимым и экономически целесообразным для данного рудника. Оставалось только найти партнера, который бы согласился выделить средства на приобретение обанкротившегося рудника.
Потенциальных покупателей отпугивало не только это, но и необходимость инвестировать большие суммы в реконструкцию рудника. По подсчетам заместителя акима Кызылординской области К. Нурекешова, чтобы выйти на проектную мощность (до 80 тысяч тонн), нужно за шесть лет вложить около 40 миллионов долларов. Но и отдача от рудника ожидается огромная: по оценкам специалистов, ежегодный доход от продажи только цинка, при производстве 80 тысяч тонн металла в год, может составить 32 миллиона долларов, а есть еще свинец, кадмий, германий.
Но дело не только в деньгах. Возрождение рудника имеет большое социально-экономическое значение для области в целом. Предприятие простаивает с 1996 года. Его запуск частично решит проблему безработицы в районе (ее уровень в Кызылординской области, по официальной статистике, один из самых высоких в республике - 6 процентов), обеспечит рост экономики, а также даст дополнительные налоговые поступления в бюджет. Поэтому акимат области кровно заинтересован в возобновлении деятельности рудника. Болгарская технология давала надежду на то, что удастся заинтересовать инвесторов.
Между акимом Кызылординской области и фирмой “Рувал” в апреле 2000 года был заключен договор о сотрудничестве в освоении, развитии и эффективном использовании месторождения. Г-н Нурекешов несколько раз обращался к известной компании ОАО “Казахмыс” с предложениями приобрести имущественный комплекс рудника “Шалкия”. Но руководство “Казахмыса” хотело сначала встретиться с представителями фирмы “Рувал”, ознакомиться с технологией, прежде чем принимать окончательное решение. Но их опередила другая крупная отечественная компания - “Астана-холдинг”, принадлежащая недавно арестованному Мухтару Аблязову”.
Как известно, эта компания, начинавшая свой бизнес с торговли, к настоящему времени переросла в одну из крупнейших торгово-промышленных групп страны. В сферу ее интересов в разное время, кроме торговли, входили электроэнергетика, железные дороги, банковский бизнес, гостиничный бизнес, производство продуктов питания и лекарств, средства массовой информации и даже Госцирк. Когда-то компании принадлежала доля акций “Казахмыса”, поэтому интерес ее руководства к руднику “Шалкия” вполне объясним.
В январе 2001 года президент фирмы “Рувал” В. Цеков получил факс от президента компании “Астана-холдинг” М. Саркытбаева с предложением о сотрудничестве. В ответном письме г-н Цеков предупредил потенциальных партнеров о трудностях, с которыми придется столкнуться при разработке уникального месторождения, богатства которого он охарактеризовал как исключительные. По словам г-на Цекова, понадобятся большие усилия и, прежде всего, деньги. “Если вы к этому не готовы, - пишет глава болгарской фирмы, - правильнее будет не тратить ваше и наше время”. Однако “Астана-холдинг” была настроена весьма решительно, и дальше дело пошло споро.
Уже 30 марта 2001 года президенты двух компаний - Валери Цеков и Марат Саркытбаев - подписали протокол о намерениях, в котором стороны решили приступить к реализации ноу-хау “Подземное выщелачивание свинцово-цинковых руд”, разработанного компанией “Рувал”. Для этого они намеревались в течение апреля зарегистрировать совместное казахстанско-болгарское предприятие и разработать бюджет на 2001 год. После регистрации нужно было еще получить контракт на недропользвание и необходимые для этой деятельности лицензии, провести аудит имущественного комплекса рудника. “Астана-холдинг” брала на себя финансирование проекта, а фирма “Рувал” - техническое обеспечение. В тот же день, то есть 30 марта, было зарегистрировано ТОО “Горно-металлургическая компания “Тау-Кен” со стопроцентным участием ОАО “Астана-холдинг”. Мы с удивлением узнали, что уставный капитал ГМК составляет всего 500 долларов. О каком равном партнерстве могла идти речь, если болгарская сторона должна была вложить в дело оригинальный проект стоимостью несколько миллионов долларов?
В мае 2001 года с помощью протокола намерений ГМК “Тау-Кен” на аукционе выкупила имущественный комплекс Шалкиинского рудника за 200 миллионов тенге. Но дальше дело застопорилось. Из идеи создать совместное предприятие так ничего и не вышло. Мы уверены, что это случилось из-за того, что в каждом предложенном варианте “Астана-холдинг” должна была управлять, а болгары - обеспечить рентабельность СП на уровне 25 процентов. Партнеры вели переговоры, пытаясь определить роль каждой из сторон. Наконец, 12 июня между ГМК “Тау-Кен” и фирмой “Рувал” был заключен договор, по которому болгарской стороне поручалось спроектировать первую очередь разработки месторождения способом подземного выщелачивания. Стороны определили, что срок действия договора заканчивается в момент передачи готового рабочего проекта для согласования с госорганами РК. Договором не предусматривалась передача компании “Тау-Кен” ноу-хау. За уникальную технологию болгары совершенно обоснованно требовали отдельной платы.
Рабочий проект был готов уже 15 октября, о чем фирма “Рувал” уведомила партнеров, пригласив их в Софию для подписания опционного соглашения либо договора на покупку ноу-хау. Однако руководство “Астана-холдинг” отказалось подписывать договор, ссылаясь на отсутствие средств. Причем представители казахстанской компании настолько некорректно вели себя на переговорах, что у профессора Димитра Асенова случился сердечный приступ. Коллеги ученого напрямую связывают его смерть с “разборками” в Алматы”.
Но и болгары отказались передать проект, в котором содержалась вся техническая документация по технологии, пока не заключен договор на покупку ноу-хау. Он был подписан сторонами лишь 14 ноября прошлого года, как раз в то время, когда глава компании “Астана-холдинг” Мухтар Аблязов был занят созданием общественного объединения ДВК. Согласно этому документу, обладатели секретов производства гарантировали, что их метод позволит обеспечить извлекаемость катодного цинка из руды - не менее 60 процентов, чистоту катодного цинка - не ниже стандартов Лондонской биржи металлов, мощность первой очереди освоения месторождения - не менее 8 тысяч тонн цинка в год. Продавец обязался поставить и нестандартное оборудование, изготовленное специально для этой технологии. Покупатель обязался выплатить стоимость ноу-хау в течение нескольких лет. Даже в том случае, если фирма “Рувал” обеспечит к 2006 году производство 80 тысяч тонн катодного цинка, оставшуюся сумму она бы получила в течение трех лет. Стоит внимательно прочитать договор, чтобы понять, насколько жесткими были условия для болгар.
В договоре указан срок передачи готового проекта - 24 ноября, но каким способом он попадет к казахстанским партнерам, не оговорено. Первоначально было решено, что вся документация поступит к представителю “Рувал” в Казахстане по DHL, а она уже передаст ее по акту приема-передачи компании “Астана-холдинг”. Однако такой вариант позже был отвергнут по просьбе казахстанских партнеров, так как встал вопрос о необходимости растомаживания документации, и поэтому проект целиком был направлен сразу на адрес “Астана-холдинг”. В офис компании он поступил 4 декабря прошлого года.
Вот тут-то и началось самое интересное. Я пришла в их алматинский офис, чтобы подписать акт приема-передачи документации, но получила от ворот поворот. Мне сказали: сначала все изучим, потом подпишем. Но и на сегодня акт не подписан. “Изучали” проект, где содержится вся технология выщелачивания, секретная, между прочим, весь январь и февраль. За это время болгары успели даже проконсультировать казахстанских специалистов по ноу-хау с выездом на рудник. Кроме того, компания “Тау-Кен” успела согласовать и получить заключения по непринятому ими проекту в ряде государственных органов. В частности, от Инспекции по государственному надзору по ЧС, техническому и горному надзору, за № 5 от 4 января 2002 года.
А в марте 2002 года гендиректор ГОК “Тау-Кен” Н.Рыспанов отправил уведомление Валери Цекову. Суть его в двух словах такова: они в одностороннем порядке расторгают оба договора, потому что он им непригоден, фирма “Рувал” может получить свой проект назад, а деньги, перечисленные за проектные работы, должна вернуть.
В то же время из четырех экземпляров проекта один был сразу отправлен на рудник, второй до сих пор находится в “Тау-Кене”, еще два в январе были переданы на госэкспертизу и находились там до начала апреля. А скопировать ноу-хау можно и за неделю.
ГОК “Тау-Кен” обещает запустить первую очередь рудника до конца года. Ну а с технологией, очевидно, теперь проблем не будет.
Зинаида Попова,
представитель фирмы “Рувал”
|
|
|
|