19 апреля 2002
№16 (204)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     Люди  

Под сенью муз

Алия БОРАНБАЕВА

Надежда Анисимовна Полонская - хозяйка галереи “Ретро”, которая недавно отметила десятилетний юбилей своей деятельности.
“Ретро” была одной из первых галерей, открывшихся в независимом Казахстане

На протяжении многих лет Надежда Анисимовна собирает открытки, керамические игрушки, экслибрисы и графику. Страсть к коллекционированию проявилась в детстве, которое прошло среди улиц Арычная и Дунганская, ныне Абая - Масанчи. Вместе с семьей она жила в однокомнатной землянке, годы были послевоенные, трудные. Игрушки считались редкой и дорогой вещью, поэтому Надежда Анисимовна играла с тряпичными куколками, сшитыми мамой.
В то время многие увлекались коллекционированием открыток, это увлечение тоже не обошло ее стороной. С тех пор прошло немало лет, сейчас коллекция открыток составляет около 24 тысяч штук, в основном остались те, на которых изображено все, что связано с искусством. Сохранилась две детские открытки: это “Портрет Станиславского” кисти Ульянова и “В мастерской художника” - репродукция с картины Прянишникова. Из-за нее-то Надежда Анисимовна и стала искусствоведом.

Ее заинтриговал сюжет: в картине два героя, это художник и полуобнаженная натурщица. Мастер, полусогнувшись, стоит около печки-буржуйки, одной рукой он держит палитру, а другой подкладывает дрова. Спиной к нам стоит и греет руки натурщица, на плечи накинут клетчатый плед. Надежда Анисимовна поняла, что художник - не только легендарное имя, но это еще и живой человек, который мерзнет, испытывает нужду, готовит себе пищу. Любопытство вызвала натурщица, полураздетая во времена XIX века. Интрига завертелась. Благодаря этой страсти выбрала будущую профессию искусствоведа, училась в Академии художеств в Ленинграде.

Уже будучи взрослой женщиной, однажды увидела дымковскую игрушку и ... “задохнулась” от восхищения. А игрушка такая яркая, глина побелена мелом, разведенным на молоке, белизна так и сияет. Яркие чистые краски разводились на яичном желтке, да еще с добавлением кусочков сусального золота.

Конечно, все это произвело огромное впечатление на Надежду Анисимовну. Сейчас в ее собрании насчитывается более трехсот глиняных игрушек из разных стран: из Египта, Японии, Индии, Советского Союза, есть светильник из Израиля. В свое время она работала в дирекции художественных выставок и очень много ездила с различными экспозициями, и где бы ни была, всегда приобретала новую игрушку.

В галерее “Ретро” всегда найдется место для графики, хозяйка просто влюблена в этот вид искусства. Свое увлечение графикой Надежда Анисимовна объясняет тем, что с детства была воспитана на живописи Левитана, Репина, Шишкина, Васнецова и других художников-реалистов.

- Живопись легче воспринимать, так как эмоционально воздействует цвет. В графике выразительные средства ограничены, как правило, картина черно-белая. Надо умудриться в одном цвете показать все богатство мира. Графика, в смысле цены, демократичный вид искусства, но она сложнее для восприятия. Мастер может создать образ, передать определенное настроение, ощущение характера.

У хозяйки галереи собралась довольно внушительная коллекция, более тысячи листов.

Трилистник
Есть у Надежды Анисимовны еще одно серьезное увлечение, это коллекция экслибрисов. В графической миниатюре воплотилась ее любовь к графике. Началось все в середине 60-х годов, во времена всеобщего интереса к литературе. В Академии художеств вместе с ней учился Николай Стрижак, глава “ленинградского общества любителей экслибрисов”, разбудивший в ней интерес к книжному знаку. Однажды он тяжело заболел и, побоявшись, что коллекция погибнет, подарил ее Надежде Анисимовне. Близкий друг Андрей Андреевич Дячкин, уезжая в Москву, подарил стопку экслибрисов. Благодаря серьезным вливаниям друзей получилась довольно большая коллекция. Экслибрисов уже набралось более трех с половиной тысяч. Имеются и раритеты: несколько штук императорской семьи, Билибина и Добужинского - художников начала ХХ века, Бурлюка - поэта и художника, творившего во времена модерна.

- С психологической точки зрения, это любопытный вид искусства, так как в экслибрисе соединяется три ипостаси: характер владельца библиотеки, его внутренний мир и художник со своим “я”. И когда в экслибрисе воплощается подобное триединство - тогда получается гениальная графическая миниатюра.

В начале 90-х годов в Алма-Ате возник частный художественный салон Стаса Мальцева - “Айгерим”. Надежда Анисимовна заинтересовалась, идея собственной галереи запала в душу. И она открыла бюро “Знатоки”, которое занималось консультациями, экспертизой и оценкой старинных вещей. Тогда люди стремились узнать, что у них хранится. В то время она работала с лучшими искусствоведами страны. Много интересных вещей прошло через бюро, а некоторые сейчас даже возвращаются.

К примеру, в 1994 году к ней на экспертизу принесли дамскую театральную золотую сумочку с сапфирами и брильянтами работы неизвестного мастера, датированную 1908-1917 годами. Сейчас владелица собралась продавать. Бюро “Знатоки” перевоплотилось в художественный салон “Ретро”. Дирекция дворовых клубов выделила галерее одно из помещений. Вместо аренды сотрудники салона занимались с детишками рисованием, устраивали праздники, просвещали ребят в области искусства. Но после закрытия дворовых клубов галерее какое-то время пришлось скитаться.

Это был тяжелый период, Надежда Анисимовна заболела, у нее обнаружили опухоль мозга. Два года, пока она болела, сотрудники работали без зарплаты. Все деньги уходили на погашение аренды и долгов. Но они сумели выстоять, выдержать и сохранить галерею. Сейчас Надежда Анисимовна полна энергии и сил, к юбилею подготовила экспозицию графических работ под названием “Офорт. ХХ век”. На выставке были представлены гравюры на металле с начала века и до наших дней. Офорт - это сложный и трудоемкий вид искусства, художник применяет различную технику: “сухая игла”, “травленый штрих”, “мягкий лак”, “бархатистый штрих”, “акватинта”. Здесь мастера со всех уголков постсоветских стран, имеются работы из Англии. Самый ранний выставляемый график - Иван Горюшкин-Сорокопудов, ученик Репина, творивший в начале ХХ века. У художника Михаила Шемякина, когда-то выгнанного за убеждения из Союза, представлен ленинградский период.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии