Под сенью муз
Алия БОРАНБАЕВА
Надежда Анисимовна Полонская - хозяйка
галереи “Ретро”, которая недавно отметила десятилетний юбилей
своей деятельности.
“Ретро” была одной из первых галерей, открывшихся в независимом
Казахстане
На протяжении многих лет Надежда Анисимовна собирает открытки,
керамические игрушки, экслибрисы и графику. Страсть к коллекционированию
проявилась в детстве, которое прошло среди улиц Арычная и
Дунганская, ныне Абая - Масанчи. Вместе с семьей она жила
в однокомнатной землянке, годы были послевоенные, трудные.
Игрушки считались редкой и дорогой вещью, поэтому Надежда
Анисимовна играла с тряпичными куколками, сшитыми мамой.
В то время многие увлекались коллекционированием открыток,
это увлечение тоже не обошло ее стороной. С тех пор прошло
немало лет, сейчас коллекция открыток составляет около 24
тысяч штук, в основном остались те, на которых изображено
все, что связано с искусством. Сохранилась две детские открытки:
это “Портрет Станиславского” кисти Ульянова и “В мастерской
художника” - репродукция с картины Прянишникова. Из-за нее-то
Надежда Анисимовна и стала искусствоведом.
Ее заинтриговал сюжет: в картине два героя, это художник
и полуобнаженная натурщица. Мастер, полусогнувшись, стоит
около печки-буржуйки, одной рукой он держит палитру, а другой
подкладывает дрова. Спиной к нам стоит и греет руки натурщица,
на плечи накинут клетчатый плед. Надежда Анисимовна поняла,
что художник - не только легендарное имя, но это еще и живой
человек, который мерзнет, испытывает нужду, готовит себе пищу.
Любопытство вызвала натурщица, полураздетая во времена XIX
века. Интрига завертелась. Благодаря этой страсти выбрала
будущую профессию искусствоведа, училась в Академии художеств
в Ленинграде.
Уже будучи взрослой женщиной, однажды увидела дымковскую
игрушку и ... “задохнулась” от восхищения. А игрушка такая
яркая, глина побелена мелом, разведенным на молоке, белизна
так и сияет. Яркие чистые краски разводились на яичном желтке,
да еще с добавлением кусочков сусального золота.
Конечно, все это произвело огромное впечатление на Надежду
Анисимовну. Сейчас в ее собрании насчитывается более трехсот
глиняных игрушек из разных стран: из Египта, Японии, Индии,
Советского Союза, есть светильник из Израиля. В свое время
она работала в дирекции художественных выставок и очень много
ездила с различными экспозициями, и где бы ни была, всегда
приобретала новую игрушку.
В галерее “Ретро” всегда найдется место для графики, хозяйка
просто влюблена в этот вид искусства. Свое увлечение графикой
Надежда Анисимовна объясняет тем, что с детства была воспитана
на живописи Левитана, Репина, Шишкина, Васнецова и других
художников-реалистов.
- Живопись легче воспринимать, так как эмоционально воздействует
цвет. В графике выразительные средства ограничены, как правило,
картина черно-белая. Надо умудриться в одном цвете показать
все богатство мира. Графика, в смысле цены, демократичный
вид искусства, но она сложнее для восприятия. Мастер может
создать образ, передать определенное настроение, ощущение
характера.
У хозяйки галереи собралась довольно внушительная коллекция,
более тысячи листов.
Трилистник
Есть у Надежды Анисимовны еще одно серьезное увлечение, это
коллекция экслибрисов. В графической миниатюре воплотилась
ее любовь к графике. Началось все в середине 60-х годов, во
времена всеобщего интереса к литературе. В Академии художеств
вместе с ней учился Николай Стрижак, глава “ленинградского
общества любителей экслибрисов”, разбудивший в ней интерес
к книжному знаку. Однажды он тяжело заболел и, побоявшись,
что коллекция погибнет, подарил ее Надежде Анисимовне. Близкий
друг Андрей Андреевич Дячкин, уезжая в Москву, подарил стопку
экслибрисов. Благодаря серьезным вливаниям друзей получилась
довольно большая коллекция. Экслибрисов уже набралось более
трех с половиной тысяч. Имеются и раритеты: несколько штук
императорской семьи, Билибина и Добужинского - художников
начала ХХ века, Бурлюка - поэта и художника, творившего во
времена модерна.
- С психологической точки зрения, это любопытный вид искусства,
так как в экслибрисе соединяется три ипостаси: характер владельца
библиотеки, его внутренний мир и художник со своим “я”. И
когда в экслибрисе воплощается подобное триединство - тогда
получается гениальная графическая миниатюра.
В начале 90-х годов в Алма-Ате возник частный художественный
салон Стаса Мальцева - “Айгерим”. Надежда Анисимовна заинтересовалась,
идея собственной галереи запала в душу. И она открыла бюро
“Знатоки”, которое занималось консультациями, экспертизой
и оценкой старинных вещей. Тогда люди стремились узнать, что
у них хранится. В то время она работала с лучшими искусствоведами
страны. Много интересных вещей прошло через бюро, а некоторые
сейчас даже возвращаются.
К примеру, в 1994 году к ней на экспертизу принесли дамскую
театральную золотую сумочку с сапфирами и брильянтами работы
неизвестного мастера, датированную 1908-1917 годами. Сейчас
владелица собралась продавать. Бюро “Знатоки” перевоплотилось
в художественный салон “Ретро”. Дирекция дворовых клубов выделила
галерее одно из помещений. Вместо аренды сотрудники салона
занимались с детишками рисованием, устраивали праздники, просвещали
ребят в области искусства. Но после закрытия дворовых клубов
галерее какое-то время пришлось скитаться.
Это был тяжелый период, Надежда Анисимовна заболела, у нее
обнаружили опухоль мозга. Два года, пока она болела, сотрудники
работали без зарплаты. Все деньги уходили на погашение аренды
и долгов. Но они сумели выстоять, выдержать и сохранить галерею.
Сейчас Надежда Анисимовна полна энергии и сил, к юбилею подготовила
экспозицию графических работ под названием “Офорт. ХХ век”.
На выставке были представлены гравюры на металле с начала
века и до наших дней. Офорт - это сложный и трудоемкий вид
искусства, художник применяет различную технику: “сухая игла”,
“травленый штрих”, “мягкий лак”, “бархатистый штрих”, “акватинта”.
Здесь мастера со всех уголков постсоветских стран, имеются
работы из Англии. Самый ранний выставляемый график - Иван
Горюшкин-Сорокопудов, ученик Репина, творивший в начале ХХ
века. У художника Михаила Шемякина, когда-то выгнанного за
убеждения из Союза, представлен ленинградский период.
|