19 апреля 2002
№16 (204)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     Люди  

Небесный трюкач

Елена Яфязова

Обыкновенный человек на столь дерзкие отношения с техникой не способен. А.Терехов как раз исключение. Сказать о нем, что он каскадер - мало. Он человек, отважно и бесконечно испытывающий, многократно проверяющий и молча совершенствующий себя. Мотодельтаплан - машина, увы, не предназначенная для полного списка фигур высшего пилотажа. И свое лихачество, дерзость, отвагу Терехов оставляет на вечер, на родео - на каскадерские отчаянные трюки

Ранним утром в назначенный час с пустынного перекрестка улиц Комсомольской и Розыбакиева я села в белые “Жигули” Александра Терехова, и на невероятной скорости мы домчались до аэродрома. Там его уже ждали обучающиеся пилоты. Солнце только что появилось. Терехов расчехлил дельталет, завел мотор, и мы взлетели. Утром воздух всегда пахнет особенно. Мы высоко - солнце еще где-то внизу! Это редкий прекрасный момент - быть в небе и смотреть на солнце, которое ниже крыльев. Сделав “разведку погоды”, Терехов переходит на трюки, которые необходимы пилоту, опыляющему поля от саранчи. Ведь дельталет опыляет поле на опасно малой высоте - 2-3 метра, иногда 10 метров. Скорость приличная (можно врезаться в землю), и, долетев до границы поля (а этой границей часто бывают деревья), нужно взмыть резко вверх, то есть “заложить вираж”, “скакнув” над деревьями, развернувшись, чтобы “утюжить” саранчу по полю “зигзагом” дальше. И асы делают это без проблем.

За полетом наблюдают ученики Терехова, спортсмены-дельтапланеристы, пожелавшие научиться у него искусству пилотирования мотодельтапланом. Перед полетом все было “по Кольцову” (в его рассказе “Мертвая петля”, 1929 год). “Серьезно, как молитву, пилот совершает простой и важный обряд привязывания. Все замыкается в одной не очень надежной застежке на груди”. Надо подчеркнуть, момент действительно важен, были трагические случаи “выпадания” из “подвески” дельталета.

Александр Терехов выжимал из машины все и даже больше, чем в нее вложено было конструкторской мыслью. Но не было страшно. У меня около 800 прыжков с парашютом с разных высот и с разной техники. Поэтому я испытывала эйфорию, маленькое счастье! Но стремительный полет без кабины, без парашютов, в полном скоростном ошеломляющем контакте с небом - нечто потрясающее, это и шокирует. И покоряет кого угодно.

Обыкновенный человек на столь дерзкие отношения с техникой не способен. А.Терехов как раз исключение. Сказать о нем, что он каскадер - мало. Он человек, отважно и бесконечно испытывающий, многократно проверяющий и молча совершенствующий себя. Мотодельтаплан - машина, увы, не предназначенная для полного списка фигур высшего пилотажа. И свое лихачество, дерзость, отвагу Терехов оставляет на вечер, на родео - на каскадерские отчаянные трюки, где на своих “Жигулях” он развивает необходимую и достаточную для трюка на стадионе скорость - 60 км в час и, открывая дверцу своей кабины, оказывается стоящим на своей едущей машине, где нет ни дублера, ни вообще страховки, затем спокойно забирается в кабину, но уже через другую дверцу, и под гром аплодисментов зрителей вновь как ни в чем не бывало оказывается за рулем, как раз когда автомобиль должен повернуть по дорожке стадиона, чтобы не врезаться в зрителей, пришедших насладиться зрелищем.

- Как все начиналось?

- Я пришел в клуб “Икар” в 1986 году, который основал талантливый, толковый спортсмен и методист ДОСААФ Владимир Прокопенко, вкладывавший всю душу в воспитание молодежи. В его зоне действия находились 13 СПТУ и 35 первичных организаций на предприятиях. Сколько мальчишек нашло себе в клубе занятие по душе. Тысячи! Среди которых было много “трудных”. Мы изучали теорию, потом ездили за город, втаскивали на себе свой дельтаплан в гору то на высоту 100 метров, чтобы совершить полет, потом выше - на 200 метров (тоже на себе), потом еще выше...

- С каких пор тяга к риску?

- Еще с детства я любил на велосипеде устраивать прыжки с мини-трамплинов, строил из песка или глины горку, ставил сверху доску, ехал, разгонялся и... перелетал через определенное расстояние. Было интересно. Потом любил гонять на мотоцикле.

- Что дали мотоциклетные занятия?

- Вообще такие виды спорта развивают характер, силу воли. Смелость, отвагу, патриотизм, если хотите. Для меня, как и для всех, было радостно, когда наша команда в 1995 году на международном ралли “Согдиана” в Ташкенте в командном первенстве заняла 1-е место.

Терехов был чемпионом Казахстана в классе “Чезэт, 500 куб.м” по мотокроссу в середине 90-х годов. А на мотокроссах с коляской - часто призером.

- Когда небо послало удачу, вы оказались в команде знаменитого В.П.Тарабанько в группе “Сталь”?

- В 1992 году. Это счастье - работать рядом с таким человеком! Я всегда с ним дружил, многим ему обязан. Он как руководитель, как тренер многому меня научил, в том числе хорошей езде на машине, скоростным трюкам, управляемым заносам. Учил, как держать машину на льду, как делать скоростные развороты. Но у нас были и перерывы, когда у родео не было скоростных автомобилей. Это сейчас у группы “Сталь” больше возможностей.

Хотя мирового уровня команда В.П.Тарабанько достигла уже давно. Поездки каскадеров в Польшу, в Канаду и не только, восхищенные отзывы экспертов из чешского родео, хором признавших преимущество и более высокий уровень алматинцев, - это только кадр из жизни В.Тарабанько. Жизни, которой живут эти отважные люди.

Терехову тоже достались свои “роли” в этой пьесе. Он участвовал в поездках группы “Сталь” по Казахстану, ездил в Урумчи на выставку “Автошоу-2000”, где патриоты великой китайской державы аплодировали стоя нашим смельчакам. Как память об этом приключении - китайская сабля в великолепных ножнах, отделанных шкурой змеи, - эти сувениры им подарил на память градоначальник, так же, как и китайские грамоты.

- Какую технику вам доверил В.Тарабанько?

- Началось с того, что Тарабанько дал мне полуразобранный мотоцикл, его надо было сделать. Я ездил, упорно ковырялся. Потом был уже с коляской. Когда все собрал, то начал ездить на этом мотоцикле - тренировался. Тарабанько подсказывал, какую скорость выбрать, чтобы через машины прыгать. Я тренировался с коляской, прыгал на ипподроме с трамплина, ездил на кроссы с пассажиром. Рассчитывал прыжок через 8 автомобилей, замерял расстояние - 25 метров. На “одиночке” этот трюк прекрасно исполняет Н.Вакуленко.

- Как вы перешли с обычных дельтапланов на мотодельтапланы?

- Обычный дельтаплан управляется балансиром, то есть телом. Нужны достаточно сильные руки, плечи. Я получил травму на мототреке, после чего мне в плечевой сустав поставили искусственную суставную сумку, искусственные связки. С тех пор во время полета на обычном дельтаплане мне передавливает кровообращение, что небезопасно. В 1996 году, когда пошла волна мотодельталетов, я это дело “уловил” и пересел на моторную крылатую технику. Это перспективно и практично.

- Были у вас чрезвычайные посадки во время полетов?

- На ночных полетах во время химобработок полей в Костанайской области механик допустил оплошность. И я был вынужден срочно приземлиться на крышу маленького сарая. А это непросто. Скорость мотодельтаплана немалая, ночь, незнакомая местность. Но ничего, все обошлось. Взлетели.

То, чем занимается Александр Терехов, очень притягательно для “адреналинщиков”. Мне пришлось отстоять к нему целую очередь на первый свой дельтапланерный полет. Терехов “катал” и начальника инспекции по надзору за безопасностью полетов Комитета гражданской авиации А.Б.Жолдыбаева. Также начальника Главного центра управления воздушного движения ВС РК полковника В.Н.Васильева. Мой же первый пассажирский полет был кратким - топлива почти не осталось. А призер соревнований - мотодельтапланерист Владимир Полянин - катал своего 78-летнего (!) деда, участника ВОВ, Петра Тихоновича Семенцова, который с восторгом изрек свое ветеранское слово: “Летать - это лучше для молодежи, чем пьянствовать и колоться”.

Я никогда не забуду свои впечатления от полетов с Тереховым. И здесь хочется процитировать слова М.Кольцова, которые он написал после полетов в 1929 году в своей “Мертвой петле”: “В сорока сантиметрах от меня сидит великолепный экземпляр летающего человека. Он повелевает машиной и воздухом, он здесь, на дикой высоте, трезв, спокоен...”

Этот материал я хотела бы посвятить другу - коллеге Терехова - дельтапланеристу Игорю Короткому, который трагически погиб в прошлом году.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии