Небесный трюкач
Елена Яфязова
Обыкновенный человек на столь дерзкие отношения
с техникой не способен. А.Терехов как раз исключение. Сказать
о нем, что он каскадер - мало. Он человек, отважно и бесконечно
испытывающий, многократно проверяющий и молча совершенствующий
себя. Мотодельтаплан - машина, увы, не предназначенная для
полного списка фигур высшего пилотажа. И свое лихачество,
дерзость, отвагу Терехов оставляет на вечер, на родео - на
каскадерские отчаянные трюки
Ранним утром в назначенный час с пустынного перекрестка улиц
Комсомольской и Розыбакиева я села в белые “Жигули” Александра
Терехова, и на невероятной скорости мы домчались до аэродрома.
Там его уже ждали обучающиеся пилоты. Солнце только что появилось.
Терехов расчехлил дельталет, завел мотор, и мы взлетели. Утром
воздух всегда пахнет особенно. Мы высоко - солнце еще где-то
внизу! Это редкий прекрасный момент - быть в небе и смотреть
на солнце, которое ниже крыльев. Сделав “разведку погоды”,
Терехов переходит на трюки, которые необходимы пилоту, опыляющему
поля от саранчи. Ведь дельталет опыляет поле на опасно малой
высоте - 2-3 метра, иногда 10 метров. Скорость приличная (можно
врезаться в землю), и, долетев до границы поля (а этой границей
часто бывают деревья), нужно взмыть резко вверх, то есть “заложить
вираж”, “скакнув” над деревьями, развернувшись, чтобы “утюжить”
саранчу по полю “зигзагом” дальше. И асы делают это без проблем.
За полетом наблюдают ученики Терехова, спортсмены-дельтапланеристы,
пожелавшие научиться у него искусству пилотирования мотодельтапланом.
Перед полетом все было “по Кольцову” (в его рассказе “Мертвая
петля”, 1929 год). “Серьезно, как молитву, пилот совершает
простой и важный обряд привязывания. Все замыкается в одной
не очень надежной застежке на груди”. Надо подчеркнуть, момент
действительно важен, были трагические случаи “выпадания” из
“подвески” дельталета.
Александр Терехов выжимал из машины все и даже больше, чем
в нее вложено было конструкторской мыслью. Но не было страшно.
У меня около 800 прыжков с парашютом с разных высот и с разной
техники. Поэтому я испытывала эйфорию, маленькое счастье!
Но стремительный полет без кабины, без парашютов, в полном
скоростном ошеломляющем контакте с небом - нечто потрясающее,
это и шокирует. И покоряет кого угодно.
Обыкновенный человек на столь дерзкие отношения с техникой
не способен. А.Терехов как раз исключение. Сказать о нем,
что он каскадер - мало. Он человек, отважно и бесконечно испытывающий,
многократно проверяющий и молча совершенствующий себя. Мотодельтаплан
- машина, увы, не предназначенная для полного списка фигур
высшего пилотажа. И свое лихачество, дерзость, отвагу Терехов
оставляет на вечер, на родео - на каскадерские отчаянные трюки,
где на своих “Жигулях” он развивает необходимую и достаточную
для трюка на стадионе скорость - 60 км в час и, открывая дверцу
своей кабины, оказывается стоящим на своей едущей машине,
где нет ни дублера, ни вообще страховки, затем спокойно забирается
в кабину, но уже через другую дверцу, и под гром аплодисментов
зрителей вновь как ни в чем не бывало оказывается за рулем,
как раз когда автомобиль должен повернуть по дорожке стадиона,
чтобы не врезаться в зрителей, пришедших насладиться зрелищем.
- Как все начиналось?
- Я пришел в клуб “Икар” в 1986 году, который основал талантливый,
толковый спортсмен и методист ДОСААФ Владимир Прокопенко,
вкладывавший всю душу в воспитание молодежи. В его зоне действия
находились 13 СПТУ и 35 первичных организаций на предприятиях.
Сколько мальчишек нашло себе в клубе занятие по душе. Тысячи!
Среди которых было много “трудных”. Мы изучали теорию, потом
ездили за город, втаскивали на себе свой дельтаплан в гору
то на высоту 100 метров, чтобы совершить полет, потом выше
- на 200 метров (тоже на себе), потом еще выше...
- С каких пор тяга к риску?
- Еще с детства я любил на велосипеде устраивать прыжки с
мини-трамплинов, строил из песка или глины горку, ставил сверху
доску, ехал, разгонялся и... перелетал через определенное
расстояние. Было интересно. Потом любил гонять на мотоцикле.
- Что дали мотоциклетные занятия?
- Вообще такие виды спорта развивают характер, силу воли.
Смелость, отвагу, патриотизм, если хотите. Для меня, как и
для всех, было радостно, когда наша команда в 1995 году на
международном ралли “Согдиана” в Ташкенте в командном первенстве
заняла 1-е место.
Терехов был чемпионом Казахстана в классе “Чезэт, 500 куб.м”
по мотокроссу в середине 90-х годов. А на мотокроссах с коляской
- часто призером.
- Когда небо послало удачу, вы оказались в команде знаменитого
В.П.Тарабанько в группе “Сталь”?
- В 1992 году. Это счастье - работать рядом с таким человеком!
Я всегда с ним дружил, многим ему обязан. Он как руководитель,
как тренер многому меня научил, в том числе хорошей езде на
машине, скоростным трюкам, управляемым заносам. Учил, как
держать машину на льду, как делать скоростные развороты. Но
у нас были и перерывы, когда у родео не было скоростных автомобилей.
Это сейчас у группы “Сталь” больше возможностей.
Хотя мирового уровня команда В.П.Тарабанько достигла уже
давно. Поездки каскадеров в Польшу, в Канаду и не только,
восхищенные отзывы экспертов из чешского родео, хором признавших
преимущество и более высокий уровень алматинцев, - это только
кадр из жизни В.Тарабанько. Жизни, которой живут эти отважные
люди.
Терехову тоже достались свои “роли” в этой пьесе. Он участвовал
в поездках группы “Сталь” по Казахстану, ездил в Урумчи на
выставку “Автошоу-2000”, где патриоты великой китайской державы
аплодировали стоя нашим смельчакам. Как память об этом приключении
- китайская сабля в великолепных ножнах, отделанных шкурой
змеи, - эти сувениры им подарил на память градоначальник,
так же, как и китайские грамоты.
- Какую технику вам доверил В.Тарабанько?
- Началось с того, что Тарабанько дал мне полуразобранный
мотоцикл, его надо было сделать. Я ездил, упорно ковырялся.
Потом был уже с коляской. Когда все собрал, то начал ездить
на этом мотоцикле - тренировался. Тарабанько подсказывал,
какую скорость выбрать, чтобы через машины прыгать. Я тренировался
с коляской, прыгал на ипподроме с трамплина, ездил на кроссы
с пассажиром. Рассчитывал прыжок через 8 автомобилей, замерял
расстояние - 25 метров. На “одиночке” этот трюк прекрасно
исполняет Н.Вакуленко.
- Как вы перешли с обычных дельтапланов на мотодельтапланы?
- Обычный дельтаплан управляется балансиром, то есть телом.
Нужны достаточно сильные руки, плечи. Я получил травму на
мототреке, после чего мне в плечевой сустав поставили искусственную
суставную сумку, искусственные связки. С тех пор во время
полета на обычном дельтаплане мне передавливает кровообращение,
что небезопасно. В 1996 году, когда пошла волна мотодельталетов,
я это дело “уловил” и пересел на моторную крылатую технику.
Это перспективно и практично.
- Были у вас чрезвычайные посадки во время полетов?
- На ночных полетах во время химобработок полей в Костанайской
области механик допустил оплошность. И я был вынужден срочно
приземлиться на крышу маленького сарая. А это непросто. Скорость
мотодельтаплана немалая, ночь, незнакомая местность. Но ничего,
все обошлось. Взлетели.
То, чем занимается Александр Терехов, очень притягательно
для “адреналинщиков”. Мне пришлось отстоять к нему целую очередь
на первый свой дельтапланерный полет. Терехов “катал” и начальника
инспекции по надзору за безопасностью полетов Комитета гражданской
авиации А.Б.Жолдыбаева. Также начальника Главного центра управления
воздушного движения ВС РК полковника В.Н.Васильева. Мой же
первый пассажирский полет был кратким - топлива почти не осталось.
А призер соревнований - мотодельтапланерист Владимир Полянин
- катал своего 78-летнего (!) деда, участника ВОВ, Петра Тихоновича
Семенцова, который с восторгом изрек свое ветеранское слово:
“Летать - это лучше для молодежи, чем пьянствовать и колоться”.
Я никогда не забуду свои впечатления от полетов с Тереховым.
И здесь хочется процитировать слова М.Кольцова, которые он
написал после полетов в 1929 году в своей “Мертвой петле”:
“В сорока сантиметрах от меня сидит великолепный экземпляр
летающего человека. Он повелевает машиной и воздухом, он здесь,
на дикой высоте, трезв, спокоен...”
Этот материал я хотела бы посвятить другу - коллеге Терехова
- дельтапланеристу Игорю Короткому, который трагически погиб
в прошлом году.
|