Звездный папа
Жанна Сагади
Бессменный лидер сладкоголосого вокально-инструментального
ансамбля “Яшлык” (не путать с одноименной поп-группой с очаровательным
вокалистом-сердцеедом!), а ныне директор Уйгурского театра
музыкальной комедии Мурат Ахмадиев совсем недавно вернулся
из поездки в Катар
Смело можно считать, что именно это деловое путешествие изменило
в жизни почитаемого
артиста многое. Как говорится, тряхнув стариной, фетишизированный
руководитель уйгурского театра, на протяжении вот уже нескольких
лет занятый сугубо “хозяйственными” хлопотами - обустройством
нового здания театра, ремонтными работами, организацией гастролей
и т.д., засветился перед слушателем в своем первоначальном
творческом амплуа. Мурат Ахмадиев запел. И случилось это перед
самой поездкой в Катар.
Именно тогда в срочном порядке была сочинена песня “Райхан”
и исполнена на сцене закордонного государства. Сразу же по
возвращении основатель
легендарного “Яшлыка” решил удивить поклонников своего песенного
творчества еще больше. В настоящее время им готовится альбом,
в который войдут двенадцать песен на уйгурском и казахском
языках!
- Мурат Абдраимович, похоже, вы решили не отставать от своих
детей в плане музыкального творчества?
- Конечно, ведь музыка, искусство - это мое призвание. Помнится,
в 1974 году меня, выпускника факультета хорового дирижирования
Алматинской консерватории, пригласили в Уйгурский театр. Спустя
год я организовал там вокально-инструментальный ансамбль “Яшлык”,
был художественным руководителем этого коллектива и, в принципе,
являюсь им и сейчас. Поэтому музыка, песенное творчество всегда
рядом.
Правда, в “Яшлыке” сейчас поют наши дети. Это Дильшат Ахмадиев
- мой сын, являющийся солистом ансамбля, Ядыкар Шамиев, композитор,
клавишник - мой племянник и Бахтияр Хасанов, сын главного
балетмейстера уйгурского театра. И “Яшлык” теперь не вокально-инструментальный
ансамбль, а группа.
- ВИА “Яшлык”, как известно, просуществовал недолго, и был
период, когда коллектив перестал выступать вообще?
- С ансамблем я проработал до 1983 года. До этого мы стали
лауреатами премии Ленинского комсомола (впервые уйгурские
музыканты завоевали подобное звание), участвовали во многих
всесоюзных конкурсах артистов эстрады, на Всемирном фестивале
молодежи в Москве, объездили лагерь социалистических стран,
комсомольские стройки...В 1984 году меня назначили директором
уйгурского театра. С тех пор я занимаюсь только административной
работой. Артисты “старого” “Яшлыка” работают сейчас в театре.
В связи с реконструкцией здания театра мы не имели возможности
выступать, но в этом году отметим 25-летний юбилей ансамбля
и выступим с концертной программой в своем первом составе!
- Каков был репертуар первого “Яшлыка”?
- Мы исполняли народные, обрядовые уйгурские национальные
песни в современной аранжировке. Мы должны были показать,
что есть прекрасные народные уйгурские композиции. Это было
нашей главной задачей, с которой, думаю, мы справились.
- Эта задача распространяется и на современный “Яшлык”?
- Да, но здесь уже учитываются иные ритмы, иные направления.
Скажу честно, я не во всем согласен с ними. Особенно в том,
что они поют исключительно на русском языке. Мне бы хотелось,
чтобы были задействованы уйгурский и казахский языки. Естественно,
я буду этого добиваться. Пока я разрешил им идти по своему
пути, поскольку группа стала очень популярной. Но в альбоме,
который выйдет в этом году, национальные мелодии будут.
- В этом плане не подводит вас дочь - Дильназ Ахмадиева...
- Верно. Она выпустила несколько альбомов на разных языках.
В настоящее время работает над песней на казахском языке.
В этом отношении Дильназ действительно идет немножко впереди.
- Мурат Абдраимович, ваши дети выросли в музыкальной семье.
Прививалась ли любовь к музыке специально?
- Я никогда не старался сделать их артистами, а ждал проявления
какого-либо таланта с их стороны. Дильназ с четырехлетнего
возраста стала петь, хотя я больше видел ее танцовщицей, она
прекрасно танцевала, будучи совсем крохотной. Но после съемок
Дильназ в фильме “Волшебное яблоко”, ей было тогда всего четыре
годика, где она спела песню Аллы Пугачевой “Миллион алых роз”,
я понял, что у нее есть хороший слух. Но когда Дильназ заканчивала
школу, я настоял на том, чтобы она поступила в иняз. И я не
жалею об этом. Чтобы стать настоящим певцом, музыкантом, необходимо
иметь профессиональное образование, учиться в консерватории
и идти петь именно в оперные театры. Дильназ не имеет музыкального
образования, но она очень талантлива. Возможно, скоро она
начнет обучаться профессиональной музыке. Либо мы наймем педагогов,
либо она будет учиться на вечернем отделении консерватории.
- А что будет с инязом?
- Она усердно практикуется, поет на английском языке. Думаю,
язык всегда пригодится и он останется.
- В отличие от сестры Дильшат окончил эстрадный колледж...
- Да, Дильшат обучался в классе бас-гитары, хорошо играет
на фортепиано, может сочинить песню...В общем, он готовый
профессиональный музыкант, и будет идти по этой линии. Но
я никогда не думал, что он будет петь. Больше я видел в нем
композитора и инструменталиста.
- Как вы относитесь к популярности своих детей?
- В этом отношении я держу их очень строго. Звездную болезнь
выбиваю сразу же. К счастью, она им пока не грозит. Я постоянно
твержу им: все, что сейчас делается, - это еще не победа,
а только начало.
Я не хочу, чтобы они разочаровались в своем выборе, а шли
только вперед. Что нужно для этого? Не просто снимать клипы,
ездить с концертами по стране и ночным клубам, а выходить
на широкую публику, стараться петь “живьем”, без использования
фонограммы. Скажем, скоро Дильназ поедет в Москву, где исполнит
свои песни не под “фанеру”.
- Немало недомолвок ходит вокруг реконструкции уйгурского
театра... Когда, наконец, он откроется и начнет работать в
своем новом здании?
- Когда-то, в 60-е годы, здесь размещались аж два театра
- уйгурский и корейский. Это был старый камышитовый клуб,
построенный в 1934 году. Мы жили здесь. Я был поначалу просто
солистом, потом руководителем ансамбля, секретарем комитета
комсомола, парторгом... И только 18 лет назад меня назначили
директором.
Моей заветной мечтой было сделать так, чтобы театр стал настоящим
театром! Мне было стыдно заходить в это ветхое здание, напоминающее
конюшню. Когда мы обратились к правительству, они предложили
построить новое здание. Но это была суматоха: выделяют территорию
для строительства, нет денег... И вот так несколько лет. Вскоре
из-за аварийного состояния театр был закрыт вообще. Позже
мы пришли к выводу, что нужно делать ремонт. Начали его с
благословения аксакалов в 1995 году.
- Не так давно завершили...
- В конце мая - начале июня мы планируем устроить презентацию
театра, осенью же начнем 69-й театральный сезон в новом здании.
Вообще, думаю, здесь будет своеобразный уйгурский культурный
центр. Посудите сами, здесь работают популярная группа “Дервиши”,
у них своя звукозаписывающая студия, фонд “Бостан”, оказывающий
поддержку самодеятельным коллективам, ассоциация художников
“Мын ой”, клуб уйгурских меценатов...
|