Литература
Ирина Гайкалова
Слово о дизайне
Позвольте представить книгу Лейлы Турганбаевой “Очерки истории
материальной культуры и дизайна”, о презентации которой мы
рассказывали в одном из прошлых номеров. Конечно, нельзя утверждать,
что издание это станет бестселлером и читать его можно запоем.
Но тем, кому интересна история культуры человечества, кто
не мыслит себя без дизайна, книга пригодится, и не раз.
В чем же принципиальное отличие данного исследования от других,
ему подобных. Главное - автором предпринята попытка “представить
в сжатом виде результаты исследований по истории стилей, отталкиваясь
от истоков стихийного дизайна, породивших ведущие дизайнерские
направления ХIХ-ХХ веков”.
Книга - об истории дизайна. Почему нужно было сделать подобное
исследование, рассказано во введении: “Специальная литература
рассматривает элементы искусственной среды в отрыве друг от
друга, не отражая единство предметной среды, целостность материального
окружения”. Теперь же, сведенные воедино, различные аспекты
дают возможность читателю (и дизайнеру прежде всего) творить,
опираясь на твердую научную основу, принимая во внимание все
нюансы материальной культуры той или иной эпохи. Оказывается,
каждый стиль имеет свою “душу”. “Душа” понимается как основа
культуры, символика же воплощает в материальном эту самую
“душу”.
Далее еще один важный момент - кочевая культура впервые рассматривается
в контексте мировой культуры.
“Общеизвестны античность, средневековье, Ренессанс как субъективно
воспринимаемые эпохи и пространства. В это описание последовательностей
закономерно вписывается и пространство-время Великой Степи”.
Последние страницы посвящены современному дизайну, его описанию
и перспективам, даны прогнозы теоретиков. Очень оптимистично
звучат строки: “Человечество двадцать первого века, имея за
плечами великую историю культур, несомненно, стоит на пороге
невиданного рывка, полицентризма стилей...”
Издание снабжено иллюстративным материалом, характеризующим
различные стили и направления искусства дизайна. Легко читаются
небольшие динамичные статьи. Автор, по ее собственному признанию,
не ставила целью объять необъятное, так как “культура человечества
- тема поистине неисчерпаемая, и ее системное освещение могло
бы составить множество томов”.
|