Если вы купили некачественный товар...
Асанали Ашимов,
народный артист Казахстана
- В современных условиях часто приходится сталкиваться с некачественным
товаром. Вот, например, сейчас я строю дом, и мне пришлось
убедиться в том, что на рынке строительных материалов очень
много некачественных товаров. Трудно доказать продавцам, что
их товары не соответствуют стандартам, но приходится находить
выход из ситуации по-другому. Хорошо было бы, если бы в нашей
республике появился реальный закон о защите прав потребителей,
который бы действовал и приносил ощутимые результаты.
Олег Рубец,
председатель Евразийского межконфессионального миротворческого
центра
- Я все-таки далек от проблем, с которыми сталкивается обычный
потребитель. Я не люблю скандалить и доказывать, что вещь,
приобретенная мной, оказалась бракованной. Если моя покупка
не очень дорогая, я просто куплю что-нибудь другое, но не
пойду в магазин или на рынок отстаивать свои права. Я неприхотливый
покупатель. Хотя со мной произошла одна история. Еще в советское
время я купил холодильник, он оказался бракованным. Мы с женой
написали заявление на завод, после чего нам поменяли холодильник
на другой, в отличном состоянии. Так что иногда все же приходится
предъявлять претензии. Моя жена более жесткий человек в этом
отношении, если ее попытаются провести, то она обязательно
добьется, что ей вернут либо потраченные деньги, либо хороший
товар. Вообще отстаивание прав в магазинах или на рынках,
на мой взгляд, процедура достаточно неприятная, и я стараюсь
по возможности ее избегать.
Мэлс Елеусизов, председатель экологического
движения “Табигат”
- У казахстанцев практически нет возможности отстаивать свои
права. И на рынках, и даже в магазинах очень много халтуры.
Наше движение всерьез озабочено этой проблемой, и мы решили
выпускать газету, посвященную этому вопросу, - “Экологически
чистый продукт”. Наша цель - рассказать населению о том, где
покупать продукты или какие-то специализированные товары,
чтобы не ошибиться в качестве товара. Проблема еще и в неграмотности
населения. Торговцы закупают где-то некачественные продукты
по дешевке, а потом нам продают их втридорога, и мы покупаем,
а значит, стимулируем их.
Я считаю, что казахстанцы должны поддерживать отечественного
производителя. Тем более что в данном случае опасность исключена:
мы знаем марку компании, откуда берется сырье и кому предъявить
претензии. Потребитель должен помнить, что имеет право обратиться
в суд, в санэпидемслужбу для проверки товара или в другие
органы, дабы отстоять свои права.
Владимир Асанов,
депутат мажилиса парламента Республики Казахстан
- Пока не был депутатом, я, честно сказать, и не знал о существующих
правах потребителей, не знал, как могу отстоять их при необходимости.
Только после того, как стал депутатом, понял, насколько остра
эта проблема в нашем государстве. В республике, что на рынках,
что в дорогих бутиках, товар не подлежит обмену. Даже если
вы купили очень дорогую вещь, а дома поняли, что она вам либо
не подходит, либо обнаружили брак, то вернуть ее в магазин
- шансы минимальны. Хотя это неправильно и даже противозаконно.
Потребитель должен знать свои права, должен быть грамотным
и уметь себя защитить. Сейчас готовится новый закон о защите
прав потребителей. Его инициатором выступила г-жа Квятковская.
Уверен, что закон, о котором идет речь, одобрят и поддержат
в правительстве. Он обязательно исправит ситуацию.
Асель Ахметжанова,
студентка Института международных профессий
- При покупке некачественного товара свои права можно защитить.
Для этого и существуют общества защиты прав потребителей.
Там могут помочь в случае, если человек столкнулся с какой-либо
проблемой при покупке той или иной вещи. Но я ничего не слышала
о каких-либо конкретных законах, которые защищали бы потребителей.
Я считаю, что казахстанцев необходимо больше просвещать, знакомить
с законами, их правами. Нужна социальная реклама: например,
вывесить памятки в общественном транспорте или устанавливать
билборды с лозунгами, популяризирующими наши права
|