Взгляд Сергея Волкова
Страх и бесстрашие
В прошлом году мой друг Игорь Пискунов, элитный режиссер республики (по образу мышления и по результатам своей работы), получил официальную аудиенцию у президента нашей страны. И сказал там уникальную для нынешнего времени фразу.
- Знаете, - произнес он, глядя главе государства в глаза, - интересно жить!
Тогда я с Игорем не очень-то был согласен, хотя Нурсултана Назарбаева сия сентенция явно порадовала.
Но прошло всего полгода, и стало понятно, что классные художники тем и хороши, что часто видят чуть дальше обывателей. Действительно, в Казахстане XXI века жить интересно. Судите сами, экономические рейтинги республики просто зашкаливают от положительности своих показателей. Нас признали страной с рыночной экономикой. Банки становятся до неприличия прозрачными. Премьер-министр отчитывается перед депутатами о секретном госфонде за рубежом. Чиновники “прессуют” все СМИ без разбора. Лидеры оппозиции, как это и положено, кто сидит в парламенте, а кто и под арестом. Вот только государственный аппарат...
И тут приходится признать, что государственный аппарат наряду с идеологией в нашей стране абсолютно неинтересны. Резкие кадровые волны обновления, прокатившиеся по казахстанской бюрократии за 10 лет независимости, переезд правительства и парламента из Алматы в Астану, тусование вице-премьеров, министров, акимов - все это и многое другое так и не привело к созданию современной управленческой элиты. Элиты, которая бы олицетворяла цивилизованную бюрократию.
Бюрократия во всем мире - это вещь в себе. У нее свои законы и присущая только ей заторможенность действий и громоздкость решений. Но то, что получилось за десятилетие реформ в Казахстане, с трудом поддается пониманию. Такое впечатление, что, объявив себя евразийским государством, мы взяли самые худшие черты у европейской и азиатской бюрократии.
Удивительный симбиоз холодной оторванности от нужд простых людей и горячего желания содрать с этих самых людей по семь шкур - вот что такое современный государственный аппарат нашей республики.
Чем выше нынешний чиновник продвинулся по иерархической лестнице, тем лучше он говорит по-английски. Наличие логики и вообще какой-либо мысли ему уже не требуется. Не верите - посмотрите правительственные документы за последние годы. Для чего они написаны, кто должен отвечать за их выполнение - тайна, покрытая мраком даже для их авторов.
Чиновники рангом пониже тоже ничего не делают, но берут взятки. Глупые - почаще, умные - побольше. Берут деньгами, услугами, мобильными телефонами, “борзыми” и проч.
Полный ступор в делах, профанация высокого понятия “государственная служба”, казнокрадство, коррупция - это неполный список “художеств”, присущих сегодня казахстанскому чиновничеству повсеместно.
Кто-то возразит: посмотри, что делается в других странах СНГ, во многих государствах Африки, Латинской Америки и Азии. Вот где коррупция, вот где бездельники-казнокрады!
Но мне, извините, наплевать, что у них там за бюрократы. Я живу в Казахстане и поэтому хочу, чтобы госаппарат обслуживал меня, а не я его. И потом я не хочу жить в одной стране, а проснуться - совсем в другой.
А что к этому все идет - уже нет сомнений. Государственная бюрократия стала ныне самым сильным и сплоченным классом в республике. Во многих вопросах этому классу уже и президент страны - не указ. Но если раньше профанация идей главы государства происходила из-за общего постсоветского дебилизма исполнительной власти, то теперь явно чувствуется организованное сопротивление любым новым реформам. Фактически государственный аппарат в республике отделился от государства. О государственных интересах бюрократия просто не думает. И что в этом случае требовать от простых граждан?
Общие экономические успехи страны, строительство для себя многоэтажных коттеджей, фактическое владение целыми отраслями, приятные отпуска на шикарных загранкурортах, дети, обучающиеся в престижных зарубежных университетах, блестящие иномарки, доставшиеся даром, и т.д. и т.п. привели к полной моральной деградации государственных топ-менеджеров. Степень халявного обогащения у их подчиненных, конечно, поменьше, но уровень морального разложения - гораздо выше.
Не верьте, если вам завтра будут говорить о том, что политики и недовольные бизнесмены хотят дерзких перемен в стране. Во-первых, политиков у нас просто нет (Нурсултан Назарбаев - исключение, подтверждающее правило). Есть только политиканы и депутаты. Во-вторых, сколь бы недовольны ни были бизнесмены, они не рискнут потерять свои капиталы в кровавой вольнице социального взрыва.
Все последние разговоры о демократическом выборе, о парламентской республике, о “наследниках” еще абсолютно живого главы государства - это атака госаппарата на президента страны, который за минувший год стал ему мешать сытно жить. Бюрократы считают, что хватит уже реформаторских волн. И по-своему они правы, ведь реформы-то грядут социальные. То есть не касающиеся их благосостояния лично. А горбатиться на других нынешнее поколение чиновников, в принципе, не умеет. Оно довольно своим положением и будет до упора драться за него. Заставив при этом драться всех: политиканов, бизнесменов, депутатов, простых своих сограждан...
Вот так дикий страх потерять сытный сон породил истерическое бесстрашие перед революционными катаклизмами.
Вам это интересно? Мне - нет. Хотя в остальном жить интересно.
Мнение обозревателя необязательно совпадает с мнением редакции.
|