Аврора Крейсер
Безбородый “Че Гевара”
Вы не задумывались, какими качествами должен обладать государственный деятель? Мудростью, справедливостью, честностью, скромностью?.. Не исключено, что среди казахстанского чиновного люда и встречаются носители этих редких и тем более ценных достоинств. Но практика показывает, что в наш век маркетинга и промоушна куда важнее иметь таланты к таким материям, как, скажем, пиар или, простите, позиционирование.
На днях высший пилотаж в этой хитроумной науке продемонстрировал министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов. Причем мастерство исполнения и продуманность кампании наглядно свидетельствуют о далеко идущих целях и амбициях министра
Сам себя не отпиаришь - никто не отпиарит. Министр не стал размениваться на местные издания, а выбрал казахстанские страницы очень уважаемых и авторитетных российских “Известий”. Однако показателен выбор им не издания, а формы подачи - на одной странице с материалом о Евразийском саммите и фотографией с участием президента.
На нижней половине этой же страницы и помещено интервью с Зейнуллой Какимжановым с его портретом. Кстати, эстетика последнего (черные тона, мужественный профиль, военное кепи, навевающее латиноамериканские мотивы вообще и “но пасаран” в частности, подпись “Зейнулла Какимжанов - “чистильщик” коррупционеров”; короче, Фидель Кастро и Че Гевара, вместе взятые, только без бороды. Но борода после 11 сентября не в моде) явно не случайна.
Жаль только, что на фоне рассуждений Зейнуллы Какимжанова о том, как именно он “чистит коррупционеров”, столь важный для страны саммит с участием первых лиц нескольких государств, руководителей Всемирного банка и Давосского форума просто теряется. Впрочем, возможно, таковой и была задумка министра госдоходов - чтобы у вдумчивого читателя не оставалось сомнений, как выглядит де-факто казахстанская табель о рангах.
Интересны, впрочем, не только форма, но и содержание. В интервью, где Зейнулла Какимжанов главным образом уверяет, что в деле чистки рядов таможенников в дальнейшем будут достигнуты еще большие успехи (куда уж больше), наряду с традиционными предлагаются и остроумные идеи. Так, например, в качестве одного из способов уменьшения коррупции министр предлагает... увеличение числа женщин-работников. Почему?
“Я дал письменные указания об увеличении числа женщин-работников в таможенной системе и выдвижении их на руководящие должности. Они более добросовестны, более аккуратны. Надеюсь, что махинациями заниматься не будут. Сейчас на руководящие должности среднего звена назначено уже 60 женщин”.
Другой нетрадиционный способ борьбы с коррупцией, предложенный министром, - ставка на молодежь: “Мы занимаемся привлечением в таможенные органы молодых специалистов. Выбрали пять отечественных вузов, из которых начнем приглашать на работу выпускников. Новые люди, новые порядки, новое отношение к работе - все это позволит таможне заслужить позитивный имидж”.
“Дорогу молодым!” - лозунг внешне не менее привлекательный, чем выдвижение на руководящие посты женщин. Еще бы: смело, демократично, неординарно, опять же дополнительные баллы в глазах прекрасного пола, помимо всего прочего являющегося существенной частью электората...
Что не позволяет не заметить того обстоятельства: Зейнулла Какимжанов явно начал серьезную долговременную кампанию по созданию своего политического имиджа, причем надо отдать должное его пиар-помощникам (явно российским или зарубежным), весьма продуманную и хорошо организованную.
Кампания разработана по проверенным рецептурам, и упомянутые кепи и френчи военного образца с портретов романтических героев по пути к Какимжанову были надеваемы, например, и Жириновским, и Гани Касымовым. Разумеется, внешним видом сходство претендентов на спасателей отечества не ограничивается; образ сопровождается харизмой непримиримого борца с коррупцией, четкими, рублеными, понятными народу фразами и даже такой пикантной подробностью, как электоральная ставка на слабый пол (до видного эмансипатора Какимжанова, помнится, еще Жириновский обещал каждой женщине по мужику, мужику по бутылке водки).
Не менее показателен и выбор министром государственных доходов, а точнее, его пиар-помощниками, средств массовой информации для осуществления пропаганды. Уже сейчас очевидно, что Зейнулла Какимжанов предпочитает иметь дело с оппозиционной прессой (с умеренной, типа газеты “Время”), тогда как радикально оппозиционная, вроде “Республики” и “Время По”, ведет кампанию в его защиту подчеркнуто неангажированно - все это легко проследить по подшивкам. Опять-таки по канонам предвыборного пиара г-н Какимжанов старается ни в коем случае не “замараться” “сотрудничеством” с официальными СМИ, например, с тем же “Хабаром” или “Казахстанской правдой”.
Кроме того, если первоначально Зейнулла Какимжанов пиарил себя в местных, казахстанских изданиях, и теперь страна, безусловно, знает своего героя (каемся, невольно к этому приложили руку и мы, ведь и дурная слава - все одно слава), то нынче он начинает свою раскрутку за рубежами нашего Отечества. И стремится познакомить со своей персоной не соседние Кыргызстан или Таджикистан, а в первую очередь Россию. Наверное, нет нужды уточнять почему.
Ибо об амбициях его мы не раз говорили, да и так можно догадаться, что едва ли нашего героя удовлетворит место, скажем, парламентария (как Гани Касымова) - не оно является конечной целью его долгосрочной и масштабной пиар-кампании. Достаточно взглянуть на уже упоминавшуюся в начале нашего повествования газетную полосу.
Впрочем, здесь он не оригинален, а пользуется окнами, прорубленными радикально настроенной частью оппозиции в борьбе с собственной страной: к электорату, в Россию, в мир. Только если те через эти окна просят поддержки и финансов, то он посредством них пиарит себя, родимого.
А существование грамотных пиар-советников Зейнуллы Халидолловича упрямо подтверждает броское несоответствие двух образов Зейнуллы Какимжанова. Того деланого имиджа умного и волевого борца с коррупцией, сработанного его пиар-“родителями” в строгом соответствии с заданной стилистикой (например, материал, о котором идет речь). И того невнятного (скудный словарный запас, ребячливая задиристость и обидчивость, повышенное внимание к собственной персоне) и, скорее всего, настоящего образа, который наши читатели могут наблюдать буквально на соседней странице в так называемом интервью министра госдоходов нашей газете.
Как говорил небезызвестный развенчатель напыщенных пиар-кампаний высокопоставленных особ: король-то голый. Че Гевара-то без бороды. Да и то 11 сентября виновато.
|