12 апреля 2002
№15 (203)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     Неделя власти  

Аврора Крейсер

Безбородый “Че Гевара”

Вы не задумывались, какими качествами должен обладать государственный деятель? Мудростью, справедливостью, честностью, скромностью?.. Не исключено, что среди казахстанского чиновного люда и встречаются носители этих редких и тем более ценных достоинств. Но практика показывает, что в наш век маркетинга и промоушна куда важнее иметь таланты к таким материям, как, скажем, пиар или, простите, позиционирование. На днях высший пилотаж в этой хитроумной науке продемонстрировал министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов. Причем мастерство исполнения и продуманность кампании наглядно свидетельствуют о далеко идущих целях и амбициях министра

Сам себя не отпиаришь - никто не отпиарит. Министр не стал размениваться на местные издания, а выбрал казахстанские страницы очень уважаемых и авторитетных российских “Известий”. Однако показателен выбор им не издания, а формы подачи - на одной странице с материалом о Евразийском саммите и фотографией с участием президента.

На нижней половине этой же страницы и помещено интервью с Зейнуллой Какимжановым с его портретом. Кстати, эстетика последнего (черные тона, мужественный профиль, военное кепи, навевающее латиноамериканские мотивы вообще и “но пасаран” в частности, подпись “Зейнулла Какимжанов - “чистильщик” коррупционеров”; короче, Фидель Кастро и Че Гевара, вместе взятые, только без бороды. Но борода после 11 сентября не в моде) явно не случайна.

Жаль только, что на фоне рассуждений Зейнуллы Какимжанова о том, как именно он “чистит коррупционеров”, столь важный для страны саммит с участием первых лиц нескольких государств, руководителей Всемирного банка и Давосского форума просто теряется. Впрочем, возможно, таковой и была задумка министра госдоходов - чтобы у вдумчивого читателя не оставалось сомнений, как выглядит де-факто казахстанская табель о рангах.

Интересны, впрочем, не только форма, но и содержание. В интервью, где Зейнулла Какимжанов главным образом уверяет, что в деле чистки рядов таможенников в дальнейшем будут достигнуты еще большие успехи (куда уж больше), наряду с традиционными предлагаются и остроумные идеи. Так, например, в качестве одного из способов уменьшения коррупции министр предлагает... увеличение числа женщин-работников. Почему?

“Я дал письменные указания об увеличении числа женщин-работников в таможенной системе и выдвижении их на руководящие должности. Они более добросовестны, более аккуратны. Надеюсь, что махинациями заниматься не будут. Сейчас на руководящие должности среднего звена назначено уже 60 женщин”.

Другой нетрадиционный способ борьбы с коррупцией, предложенный министром, - ставка на молодежь: “Мы занимаемся привлечением в таможенные органы молодых специалистов. Выбрали пять отечественных вузов, из которых начнем приглашать на работу выпускников. Новые люди, новые порядки, новое отношение к работе - все это позволит таможне заслужить позитивный имидж”.

“Дорогу молодым!” - лозунг внешне не менее привлекательный, чем выдвижение на руководящие посты женщин. Еще бы: смело, демократично, неординарно, опять же дополнительные баллы в глазах прекрасного пола, помимо всего прочего являющегося существенной частью электората...

Что не позволяет не заметить того обстоятельства: Зейнулла Какимжанов явно начал серьезную долговременную кампанию по созданию своего политического имиджа, причем надо отдать должное его пиар-помощникам (явно российским или зарубежным), весьма продуманную и хорошо организованную.

Кампания разработана по проверенным рецептурам, и упомянутые кепи и френчи военного образца с портретов романтических героев по пути к Какимжанову были надеваемы, например, и Жириновским, и Гани Касымовым. Разумеется, внешним видом сходство претендентов на спасателей отечества не ограничивается; образ сопровождается харизмой непримиримого борца с коррупцией, четкими, рублеными, понятными народу фразами и даже такой пикантной подробностью, как электоральная ставка на слабый пол (до видного эмансипатора Какимжанова, помнится, еще Жириновский обещал каждой женщине по мужику, мужику по бутылке водки).

Не менее показателен и выбор министром государственных доходов, а точнее, его пиар-помощниками, средств массовой информации для осуществления пропаганды. Уже сейчас очевидно, что Зейнулла Какимжанов предпочитает иметь дело с оппозиционной прессой (с умеренной, типа газеты “Время”), тогда как радикально оппозиционная, вроде “Республики” и “Время По”, ведет кампанию в его защиту подчеркнуто неангажированно - все это легко проследить по подшивкам. Опять-таки по канонам предвыборного пиара г-н Какимжанов старается ни в коем случае не “замараться” “сотрудничеством” с официальными СМИ, например, с тем же “Хабаром” или “Казахстанской правдой”.

Кроме того, если первоначально Зейнулла Какимжанов пиарил себя в местных, казахстанских изданиях, и теперь страна, безусловно, знает своего героя (каемся, невольно к этому приложили руку и мы, ведь и дурная слава - все одно слава), то нынче он начинает свою раскрутку за рубежами нашего Отечества. И стремится познакомить со своей персоной не соседние Кыргызстан или Таджикистан, а в первую очередь Россию. Наверное, нет нужды уточнять почему.

Ибо об амбициях его мы не раз говорили, да и так можно догадаться, что едва ли нашего героя удовлетворит место, скажем, парламентария (как Гани Касымова) - не оно является конечной целью его долгосрочной и масштабной пиар-кампании. Достаточно взглянуть на уже упоминавшуюся в начале нашего повествования газетную полосу.

Впрочем, здесь он не оригинален, а пользуется окнами, прорубленными радикально настроенной частью оппозиции в борьбе с собственной страной: к электорату, в Россию, в мир. Только если те через эти окна просят поддержки и финансов, то он посредством них пиарит себя, родимого.

А существование грамотных пиар-советников Зейнуллы Халидолловича упрямо подтверждает броское несоответствие двух образов Зейнуллы Какимжанова. Того деланого имиджа умного и волевого борца с коррупцией, сработанного его пиар-“родителями” в строгом соответствии с заданной стилистикой (например, материал, о котором идет речь). И того невнятного (скудный словарный запас, ребячливая задиристость и обидчивость, повышенное внимание к собственной персоне) и, скорее всего, настоящего образа, который наши читатели могут наблюдать буквально на соседней странице в так называемом интервью министра госдоходов нашей газете.

Как говорил небезызвестный развенчатель напыщенных пиар-кампаний высокопоставленных особ: король-то голый. Че Гевара-то без бороды. Да и то 11 сентября виновато.


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии