12 апреля 2002
№15 (203)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     События  

Мажилисмен Землянов:

“Министр госдоходов вряд ли прошел бы аттестацию...”

В прошлом номере “НП” мы рассказывали о ситуации в Карагандинском областном таможенном управлении, где семеро уволенных офицеров не побоялись открыто рассказать о тех злоупотреблениях, которые стали твориться с приходом нового руководства. Как заявили офицеры, их руководство вымогало у них взятки за право вернуться на свои должности. Причем при этом ссылалось на личное указание министра государственных доходов Зейнуллы Какимжанова. Обо всех этих вопиющих фактах таможенники сообщили депутату мажилиса парламента Валериану Землянову. Мы попросили его дать свою оценку ситуации

- Валериан Янович, мы знаем, что вы не в первый раз пытаетесь обратить внимание компетентных лиц к ситуации на Карагандинской таможне. Неужели там дела настолько плохи?

- Я не знаю, как там сейчас, но во всяком случае, по имеющейся у меня информации, раньше дела там шли далеко неплохо. Начальником таможни был господин Жарылгапов, который туда был направлен после того, как он практически поднял работу в Северном Казахстане, в Восточном, поработав в Таможенном комитете в ранге заместителя председателя. За эти годы, а мы познакомились с ним во время подготовки закона “О таможенном деле в РК”, мы объездили с ним три области, и я успел сложить о человеке довольно-таки полное впечатление.

Мне очень импонировал его трезвый подход к жизни. При его руководстве работники таможни вели абсолютно здоровый образ жизни, все занимались спортом, план по таможенному сбору только за прошлый год был перевыполнен на 30 процентов, то есть республика получила дополнительно три-четыре миллиарда тенге в бюджет. И меня поразило то, что он вдруг не прошел аттестацию.

Поэтому я, выступая в зале парламента, говорил, что по тем критериям, по которым проводилась эта аттестация, многие вряд ли прошли бы ее, в том числе и сам министр госдоходов. Даже если проверить знание им Налогового кодекса, ему придется в течение минуты прочесть десять страниц текста и ответить за эти же секунды. И вряд ли он успеет. Это сделано специально, чтобы “валить” людей, а для тех, кто угоден, было другое важное испытание - собеседование. Я по-прежнему остаюсь при мнении, что допущена ошибка в отношении Жарылгапова.

- Можно ли так смело ручаться за другого человека, тем более если на него возбуждалось уголовное дело?

- Я читал все эти документы уголовного дела, материалы допроса. Есть немало людей, которые заступились за человека, который оказался в опале.

И самое главное, что мне дало возможность обратиться к министру внутренних дел и к генеральному прокурору, то, что даже непосредственные подчиненные начальника охраны этого ночного клуба, в котором Жарылгапов якобы занимался рукоприкладством, сказали, что не мог Жарылгапов никого ударить, поскольку все это время стоял непосредственно рядом с ними. И доказательств того, что это делал именно он, не было никаких, зато все, в том числе и инициатор конфликта, охранник, подтвердили: “Да, это была подстава. Меня действительно принудили к этому, чтобы я спровоцировал конфликт и подставил этого человека”.

- Вы хотите сказать, что человека такого ранга пытались обвинить в банальном, можно сказать, бытовом преступлении?

- Такую ситуацию можно сотворить с любым человеком, а учитывая, что он работал в такой структуре, как таможня, где наступают на пятки многим алчным людям и не пропускают грузы в разных объемах, если боролся человек за выполнение бюджета и выполнял установки президента по борьбе с коррупцией, то у очень многих людей он был как кость в горле, и его постарались убрать.

И в этом случае мне непонятна позиция министра госдоходов, который утверждал, что, дескать, дело на контроле и так далее. И я считал, что раз дело это закрыто, то вопросы по карагандинской таможне прекратились, и вдруг мне поступает письмо от семи бывших работников этого таможенного управления, на которое я не мог не ответить. Я направил это письмо генеральному прокурору с просьбой, чтобы он конкретно разобрался по фактам.

- Письмо поступило только к вам?

- Это письмо поступило ко мне официально, и не только ко мне, как мне известно, оно поступило и депутату Оразалинову, возможно, и другим депутатам от Караганды. Может быть, я не прав, прокомментировав его раньше времени, все-таки я депутат и не должен делать скоропалительных поступков...

- Вы не стали переадресовывать его непосредственному руководителю ведомства - министру госдоходов?

- У меня сложилось впечатление, что если работники жалуются на министра госдоходов, то направлять эту жалобу ему будет некорректно. Тем более я уже говорил в зале мажилиса, если человек имел нарушения во время накопления капитала, о чем он сам публично сознался, то сегодня говорить о полном доверии к нему нет оснований.

- Кстати, еще об этике. Как вы думаете, должен ли министр госдоходов, контролирующий налоговую дисциплинированность казахстанцев и в то же время в показательном порядке легализовавший свои теневые капиталы, так же показательно уплатить с них налоги?

- Вы сами ответили на свой вопрос. Как говорил Христос, это не я сказал - это вы сказали. Это дело принципа. Если есть у человека принципы, то все будет нормально. Когда мы принимали Закон о легализации, то все надеялись, что жизнь пойдет “с чистого листа”. Пока что я в этом не убедился. И по тем криминальным разборкам, которые идут в республике и о которых из средств массовой информации мы с вами узнаем, у меня во всяком случае оснований для оптимизма нет.

- Какой вы предполагаете дальнейший сценарий развития событий вокруг карагандинской таможни?

- Если факты подтвердятся, то Генпрокуратура должна будет реагировать, министр должен будет реагировать. А если не подтвердятся - что ж, мне придется извиниться. Я этих семерых работников таможни не знаю и не могу за них поручиться, но если они взяли на себя ответственность обвинять Жумабекова в вымогательстве, то, наверное, у них есть основания.

Лично я как политик не боюсь в случае необходимости извиниться и признать свою неправоту, поскольку я не святой и тоже имею право на ошибки. В данном вопросе для меня важнее восстановить справедливость.

- В последнее время мы становимся свидетелями неутихающих скандалов вокруг таможни и финансовой полиции. Не думаете ли вы, что требуется уже вмешательство парламента?

- Если даже президент заявил на встрече с предпринимателями, что “любого из них может взять за руку и отвести в суд”, то о чем можно разговаривать в парламенте?! Сегодня нужно добиваться, чтобы все действительно начали “с чистого листа”, сказав: “Вам вот дали накопить капитал, а теперь давайте работать в правовом поле”. И откручивать головы за малейшую провинность всем, начиная с министров и заканчивая судьями. Чтобы все оглядывались на закон, а не на телефон.

Талгат Калиев
Астана


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии