Карательное налогообложение
Евгений Бессонов, вице-президент Ассоциации предприятий мебельной
и деревообрабатывающей промышленности РК:
Сегодня независимо от сферы, в которой работают предприниматели, существуют общие проблемы, которые мешают им полноценно заниматься бизнесом. На мой взгляд, они связаны с общей политикой государства в отношении предпринимательства.
В стратегии развития “Казахстан-2030” сформулированы основные принципы этой политики, но они не исполняются. Президентом поставлена задача, чтобы до 60% населения были заняты в малом бизнесе, при этом чтобы порядка 50% налогов обеспечивалось именно за счет массового вовлечения населения в предпринимательскую среду.
Но эта задача сейчас невыполнима, потому что политика хотя и сформулирована, но не обеспечена финансированием, реальными действиями по ее исполнению. Если есть трудноисполнимые законы с дырами для коррупции, порой просто вредные постановления правительства, становится понятно, почему не реализуется общая политика, а предприниматели впадают то в апатию, то в депрессию. Отдельные чиновники слишком буквально приняли заявление главы государства о том, что в основном реформы завершены и... вообще перестали двигаться. К слову сказать, именно президент в 1998-1999 гг. на ежегодных форумах предпринимателей дал мощный импульс развитию предпринимательства. На рабочих встречах с членами совета форума решались принципиальные вопросы. К сожалению, уже второй год глава государства не проводит рабочие встречи с советом форума, да и не может он быть постоянным “толкачом” - должна работать система.
Сегодня комиссия по малому бизнесу при правительстве фактически работает вхолостую, рассматривая не принципиальные, а второстепенные вопросы. Так, по решению самой комиссии рабочая группа должна была представить к 1 апреля концепцию и проект программы развития предпринимательства на 2003-2005 гг. Решение не исполнено. К тому же заседания решено проводить поквартально, а не ежемесячно, как раньше. В таком режиме мы просто не успеем тщательно обсудить приоритеты программы до принятия бюджета, в том числе в регионах и в парламенте.
Вторая проблема предпринимателей - доступ к финансовым ресурсам. Фонд развития малого и среднего бизнеса является закрытой структурой для предпринимателей, а наиболее дешевые кредиты правительства в 10% годовых уходят далеко не малым предприятиям. И ничего удивительного - в правлении одни чиновники. Невозврат средств доходит до 40%. Для сравнения: невозврат кредитов по линии Европейского банка - менее 1 процента.
О какой доступности кредитов может идти речь, когда ставки по депозитам населения доходят до 14 процентов, соответственно проценты по кредитам еще выше.
Нужно ужесточить нормативные требования Нацбанка в части административного ограничения ставок по депозитам, высасывающих средства населения, снижающих потребительский спрос. Снижая ставку рефинансирования, снижать проценты по кредитам. Помимо этого зачастую банки занижают в 3-5 раз стоимость активов, чтобы даже при наличии залога отказать в выделении кредита.
У предпринимателей одна жизнь, и ее хочется дожить. Сейчас на собственных костях они выращивают финансовую систему авансовыми платежами, кредитуют содержание пенсионеров и оплачивают НДС экспортерам. Кроме того, выпускают продукцию, содержат семьи сотрудников, “отстегивают” на содержание чиновников и пиаровскую благотворительность акимов. И все это под административным давлением, циничным невниманием, а порой и недооценкой со стороны общества.
Кстати, в связи с введением в действие Административного кодекса и предстоящей либерализацией уголовного законодательства может сложиться трагикомичная ситуация: и уголовник и предприниматель за совершенно разные деяния будут отвечать одинаковым штрафом. Штраф по Административному кодексу в 200.000 МРП - это прямой отстрел предпринимателей, опасная дубина в руках недобросовестных конкурентов и чиновников.
Инструменты экономической политики - налоги, пошлины, ставки кредитов, тарифы - известны всем, ими надо только грамотно пользоваться. Но как ни странно, в этой области наблюдается наибольшее количество злоупотреблений. Чтобы не быть голословным, приведу примеры из области таможенного дела, где было много неправильных решений, серьезно повлиявших на лесопромышленный комплекс (ЛПК). В частности, были приняты откровенно вредные постановления №1389 от 1996 года и №868 от 1998г. Они появились в самые трудные периоды - перед девальвацией, в тот период, когда мы переходили от стимулирования импорта к импортозамещению. В 1996 году были повышены пошлины на материалы, сырье и комплектующие, не производимые в РК, до 20-25% практически для всех отраслей промышленности, а в 1998г. снижены с 30% до 0% ставки на импорт готовой мебели. Что это, как не враждебность?
Сделано это было сознательно, решения были пролоббированы для того, чтобы не мешать импортерам продолжать наращивать капитал. Эти решения привели к повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей и уход многих в теневой бизнес. Важно отрегулировать и ответственно использовать экономические инструменты для защиты внутреннего рынка, чтобы выгодно было работать легально и открыто. Предприниматели должны стремиться к объединению в ассоциации для формулировки общих позиций. А процедуры рассмотрения и принятия решений правительства были бы прозрачными и ответственными.
Нам не нужны “дежурные” постановления “по случаю” очередной встречи. Скажем, ежегодно издается постановление правительства о номенклатуре товаров и услуг, подлежащих приобретению у субъектов малого предпринимательства. Это пустое постановление, оно просто утверждает перечень. Во-первых, нужно говорить не о субъектах, а о товаропроизводителях, во-вторых, не “до 10% объемов”, а не менее 50-60%, и в-третьих, к нему должно быть несекретное приложение по объемам, срокам, областям и нацкомпаниям. Вновь созданные нами мощности, с новейшим итальянским и немецким оборудованием, новейшими технологиями с использованием импортных материалов и комплектующих, позволяют сегодня нарастить объемы в 2-3 раза и выполнить 100% госзакупок. Однако многим сегодня выгодно бюджетные средства перекачивать за рубеж, получая “откаты”.
В течение 4 лет мы убеждаем правительство в стратегической важности лесопромышленного комплекса для страны. Древесина нужна строителям, сельскому хозяйству, АЧС, вооруженным силам и т.д. С учетом неудовлетворенной потребности это более 7 млн куб.м лесоматериалов на сумму более 1 млрд долларов. Цена же всего вопроса по ЛПК - около 4 млрд долларов - потенциальный объем рынка в год.
Естественно, первыми его оценили недобросовестные импортеры, контрабандисты и теневики, которые через отдельных журналистов с IQ бомжей оплачивают и ведут информационную войну против всех легальных товаропроизводителей.
Правительство только в прошлом году впервые за 10 лет независимости утвердило программу развития нашей отрасли. Правда, без финансирования, а единственным результатом выполнения стало временное снятие пошлины на импортную ламинированную плиту, не производимую в РК. Без согласований повышали на 50 позиций, а для временного снятия одной потребовалось целое постановление и 4 года страданий. Мы подготовили целый ряд предложений и считаем, что перед вступлением в ВТО необходимо принятие дополнительного постановления для системного решения развития лесопромышленного комплекса страны.
В первую очередь необходимо в кратчайшие сроки разработать, открыто обсудить и принять новый Лесной кодекс. Старый, кстати, еще советского времени, препятствует развитию частной инициативы и конкуренции в лесозаготовительной промышленности.
Во-вторых, во всем цивилизованном мире функции лесоохраны и лесовосстановления отделены от лесозаготовительной деятельности. У нас же Министерство экологии и охраны окружающей среды через свои РГП занимается лесозаготовкой и при этом просит средства из бюджета и у международных организаций на лесовосстановление. Мы предлагаем создать межгосударственную лесопромышленную корпорацию с участием внутренних и внешних инвесторов. В ее функции могла бы входить поставка древесины для мобилизационных нужд, лизинг оборудования, привлечение инвестиций в отрасль, выпуск готовой продукции и реализация госзакупок.
В-третьих - необходимо увеличить количество грантов и кредитов на подготовку технологов деревообрабатывающей и мебельной промышленности.
С целью выхода на рынки соседних стран и Китая мы предлагаем провести осенью Центральноазиатский лесопромышленный форум под патронажем правительства с приглашением стран ЕвразЭС и международных экспертов.
Для системного и комплексного решения вопросов привлечения инвестиций, подготовки кадров, концентрации технической помощи международных организаций госзакупок, как воздух, необходимо создание Министерства промышленности и новых технологий с департаментами по отраслям потребительского сектора, в том числе ЛПК.
|
| |
|