Карательное налогообложение
ГАЛИНА КОЛОКОЛЬНИКОВА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор научно-производственной фармацевтической фирмы "АКВИТОЛ"
В 1990-м в стране появилась реальная возможность организовать собственное дело, используя таланты при минимальных возможностях. Сразу появилось множество малых предприятий, кооперативов и других негосударственных структур. Новые веяния в экономике были подхвачены бывшим в то время министром здравоохранения Мухтаром Алиевым. По его инициативе был создан инновационный центр “Акбулак”, основной задачей которого было создание сети малых предприятий, которые могли бы внедрять новые разработки и технологии в медицине и фармацевтике.
Министерством на эти цели были выделены инвестиции, наверное, это единственный случай в истории отечественной медицины. Именно тогда и появилась фирма “Микроклимат”, занявшаяся разработкой собственной технологии получения масел из облепихи и шиповника. Цель была злободневной. С распадом Союза поступления дефицитного масла облепихи из России практически прекратились.
Всего за год была разработана технологическая схема безотходного получения масел, спроектированы и изготовлены аппараты для их получения и были проведены первые промышленные испытания новой технологии. Главным результатом этой работы стало получение облепихового масла в твердом виде и не имеющее аналога в мировой практике получение различных растительных масел. Медико-биологические испытания показали несомненную перспективность полученного масла. Остающийся после извлечения сухой остаток (шрот) по рекомендациям члена-корреспондента, профессора В. Верболович стал использоваться для производства энтеросорбентов растительного происхождения.
Казалось, все движется в ногу с новыми веяниями, разработка финансировалась, энтузиазма и инициативы было через край. Но неожиданно все рухнуло в одночасье. Пришел новый министр-ретроград и свернул все работы инновационного центра, закрыв центр, считая его новаторскую работу вредной и расточительной для государства. Результатом стало повальное закрытие созданных предприятий и срывы внедрения новых приборов, технологий и даже целых направлений современной медицины.
Единственным предприятием, выжившим в этих условиях, было предприятие “Микроклимат”. Как оно выживало, сохранило независимость - это целая история. Тем не менее предприятие существует и называется теперь научно-производственная фирма “Аквитол” с тем же профилем работы в области создания лекарственных средств из лекарственных растений. Все это время фирма проводила исследования за счет своих скудных средств. Тем не менее по результатам клинических испытаний в НИИ онкологии твердое масло облепихи “Аквитол” было признано первым казахстанским радиопротекторным препаратом. В 1997 году разработки фирмы были включены в Республиканскую научно-техническую программу по разработке собственных лекарственных препаратов и организации их производства. Началось бюджетное финансирование, что подтверждало значение проведенных исследований. Правда, финансирование продолжалось всего три года из пяти и осуществлялось по нисходящей. И вот в это время фирма столкнулась с рядом весьма существенных проблем, связанных с нашим как старым, так и новым налоговым законодательством. Складывается впечатление, что в государстве правая рука не ведает, что творит левая.
Наука во все века и во всех государствах была убыточна и поддерживалась государством. Ни один вид деятельности, будь то образование, промышленность, экономика и иные виды, не может обходиться без достижений науки. Что же предусмотрено в новом Налоговом кодексе для науки? А ничего, научные работы приравниваются к коммерческой деятельности. Налогообложение карательное. Простой пример. Фирма передает бесплатно препараты на клинические испытания в НИИ онкологии на сумму 1,5 миллиона тенге, тем самым неся убытки. Но налоговые службы засчитывают нам эти убытки как доход, с которого нужно платить 30-процентный налог. И мы снова несем убытки. Финансовые средства, направленные на счет фирмы для выполнения работ по республиканской программе, немедленно засчитываются в доход с отчислением тех же 30 процентов в бюджет. Значит, на 30 процентов финансирование научных исследований урезано, и так бесконечно.
Да, государство сняло НДС с реализации лекарственных средств, но это выгодно только продавцу (аптеке), а нам это не дает ничего, так как мы реализуем продукцию, оставшуюся от научных исследований. У нас нет торгового оборота. Любое вновь организуемое производство требует постоянных вложений до полного функционирования производства, но налоги-то надо платить как за стабильно работающее, отлаженное производство. И таких нонсенсов набирается множество.
Можно возражать, что, дескать, новый Налоговый кодекс обсуждался “всенародно”, где мы были раньше? Мы подавали свои предложения, но даже не получили ответа, что наши предложения получены. Конечно, после драки кулаками не машут, но тем не менее Налоговый кодекс не догма, а живой документ, который должен динамично реагировать на меняющиеся реалии жизни.
А что происходит с бухгалтерской отчетностью, которую нужно сдавать ежемесячно! Это сколько времени и средств уходит на составление непрерывно меняющихся форм отчетов (вот где максимальная динамика). Учитывая наш опыт выживания в этой непрерывной борьбе с “благими” намерениями Мингосдоходов, хотелось бы помечтать, чтобы снизилось налоговое бремя на научные исследования, сократилось количество бухгалтерских и статистических отчетов, которые посложнее иных научных, и наука в стране стала возрождаться. Ведь любая научная разработка - это достояние государства и его народа. А разработки в области улучшения жизнеобеспечения и здоровья человека должны иметь режим наибольшего благоприятствования.
Второй вопрос - это постоянная чехарда в руководстве Министерства образования и науки: не успел прийти один министр, на смену ему идет следующий. А учитывая коммерциализацию высшей школы, естественно, все “устремления” направлены на “подъем” образования, и наука снова осталась на задворках. Наверное, необходимо снова либо возродить Министерство науки, или признать Академию наук на правах министерства с самостоятельным финансированием, не связанным ни с образованием, ни со спортом, ни со здравоохранением.
|
| |
|