12 апреля 2002
№15 (203)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     Люди  

Историк

ТЕМИРЛАН ЖИЕНГАЛИЕВ

Гульнара Мендикулова историей серьезно увлеклась в школе. Проходя в 5-м классе историю древнего мира, она захотела стать египтологом. В 6-м, изучая средневековые арабские государства, решила быть арабистом. И только в 7-м классе отец Гульнары посоветовал ей изучать историю родного народа. Основоположник казахской советской архитектуры, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР Малбагар Мендикулов обладал энциклопедическими знаниями. Будучи правдивым человеком, он обо всем имел собственное мнение, нередко не совпадающее с официальным. Убежденный сталинист и интернационалист в таком же духе воспитывал своих троих сыновей и дочь.

В 1983 году Гульнара с отличием закончила исторический факультет КазГУ, где отстажировалась и затем преподавала в ААСИ. Учиться и набираться опыта ей пришлось в конце эпохи застоя, когда несоответствие между официозом и реальностью стало уже очевидным. Советская историография дореволюционную жизнь народов изображала довольно своеобразно. Казахов, например, она описывала как невежественных скотоводов, которые бродили по степи со своими стадами, сами не зная куда и зачем. Замалчивамые “белые пятна” вырывались наружу, но специалисты отчетливо понимали: эти темы для исследователей по-прежнему были закрыты. Изучение их уже не каралось, как прежде, но и не приветствовалось, служа лишь темой для разговоров.

Проблемы объективного освещения истории родного народа Гульнара начала разрабатывать еще в университете. Тема ее кандидатской диссертации называлась “Социально-экономическая и культурная жизнь казахов Оренбургской губернии”. В 1989 году досрочно, за месяц до окончания аспирантуры, защита успешно состоялась. С доводами и выкладками аспирантки единодушно согласились как маститые ученые, так и немногочисленные недоброжелатели из числа твердолобых марксистов.

В 1990 году Мендикулова стала научным сотрудником Института истории Академии наук, где трудится и поныне. Прошла ступеньки старшего, ведущего научного сотрудника, заведующей отделом научной информации. В 1999 году Гульнара Малбагаровна защитила докторскую диссертацию по теме “Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие”. Мендикулова стала самой молодой из женщин-докторов среди общественных наук и единственным руководителем отдела из числа представительниц слабого пола в Институте истории.

В 1993 году на утверждении темы докторской диссертации в координационном совете ей безапелляционно заявили: “Ты слишком молода, чтобы быть доктором”. Других доводов у недоброжелателей не было. Неоценимую помощь докторанту оказал директор Института истории академик Манаш Козыбаев. Где добрым словом, где полезным советом поддерживал ее.

Защита докторской диссертации Г.Мендикуловой прошла на ура. Хотя стоило это немалых потов. До Гульнары Малбагаровны вопросами казахских диаспор и ирреденты занимались преимущественно за рубежом: американка Линда Бенсон, швед Ингвар Сванберг, англичанин Тотфри Лиас и немногие другие. Для советских историков эта тема была под запретом, и Мендикуловой пришлось перелопачивать горы несистематизированной и доселе неизученной литературы. Гульнара Малбагаровна посетила практически все государства, где живут казахские общины. Сутками напролет она работала в архиве ООН, личных архивах зарубежных деятелей, государственных архивах России, Турции, Великобритании, США и других стран.

За рубеж Мендикулова ездила не за государственный счет, а выигрывая международные гранты. Названия их говорят сами за себя: гранты фонда ACTR/ACCELS, Сороса и Степана Батори, международной стипении имама Бухари Оксфордского центра исламских исследователей при Оксфордском университете, Фулбрайта госдепартамента США. Пик поездок Г.Мендикуловой пришелся на разгар челночного движения. Гульнара Малбагаровна, наверное, никогда не забудет разочарованных физиономий таможенников в Шереметьево-2, когда при пересечении границ она вынимала из огромных чемоданов не шмотки, а книги и ксерокопии.

Гульнара Мендикулова впервые ввела в отечественную науку понятие “казахская ирредента”.

- В настоящее время за границей проживают порядка 4 миллиона казахов. У ирреденты очень много проблем, но серьезно ими не занимаются. Не урегулированы многие правовые вопросы со странами, где в основном сосредоточены казахские общины. Не определены приоритеты в отношениях с ними. Нерешенными остались многие адаптационные, финансовые, культурные, жилищные проблемы оралманов, из-за чего некоторые из них покинули и продолжают покидать страну. Донельзя ухудшились отношения с потенциальными инвесторами - состоятельными зарубежными казахами.

Научные интересы Мендикуловой не замыкаются в диаспорологии. Молодой ученый много работает в таких областях, как демография, пограничные вопросы, этническая политика. Ею написан раздел “Развитие народонаселения в суверенном Казахстане” V тома “Истории Казахстана”. Пять лет Мендикулова является заместителем главного редактора открытого по инициативе М.Козыбаева единственного в Центральной Азии журнала “Отан тарихы”. Помимо основной работы, Гульнара Малбагаровна участвует в международных конференциях и читает лекции в Висконсинском, Индианском, Миннесотском университетах США, Оксфордском университете Великобритании, вузах Турции, Польши, Канады.


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии