Чан, рожденный в Гонконге
Уже более пятнадцати лет ни одна страховая компания мира не соглашается поручиться за жизнь Джеки Чана
Впрочем, эти неудачные падения и прыжки, от которых волосы встают дыбом, - лишь малая часть испытаний, выпадающих на долю гонконгской, а теперь и голливудской звезды Чана каждый съемочный день. Сейчас в теле 47-летнего актера столько металлических пластинок и скобок, что непонятно, как он умудряется проходить через турникеты аэропортов во время бесконечных перелетов. Его трюки всегда были предельно рискованными: в 1985 году, снимая “Полицейскую историю”, Чан не мог найти ни одной страховой компании в мире, в которой, прочитав сценарий, ему согласились бы выдать полис.
Досье: Джеки, урожденный Чан Конг-Сан (что в переводе означает буквально “Чан, рожденный в Гонконге”), появился на свет в год Лошади, 7 апреля 1954 года, в семье бедных рабочих-иммигрантов. Мать вынашивала дитя больше года, и будущую звезду пришлось извлекать из утробы хирургическим путем - ребенок весил целых пять с половиной кило. Операция обошлась его родителям в 500 гонконгских долларов (около $30), которых у них просто не было. Поэтому они в отчаянии предложили акушерке-англичанке... тут же купить ребенка. В семь лет родители сплавили мальчика в школу при пекинской опере, где он провел десять лет в изнурительных тренировках - курс включал акробатику, пантомиму и боевые искусства. Уровень подготовки был настолько жестким, что перед поступлением в школу с родителей каждого мальчика требовали подписку о том, что они не будут предъявлять учителям претензий в случае гибели ребенка в течение курса обучения.
Брюс и Джеки: служили два товарища...
- А каким образом ты превратился в Джеки?
- В 1976 году, когда кинокарьера не клеилась, мне пришлось поехать жить с родителями в Австралию, чтобы заработать хоть немного денег. Я мыл посуду в ресторанах и работал на стройке. Все называли меня Пау-Пау, а потом Полом. Я не знал английского и был уверен, что они зовут меня А Пао, как и родители, так что я всегда улыбался и махал рукой в ответ. Когда бригадир строителей, отцовский приятель, взял меня на работу, то, видимо, понимая, что моего имени все равно никто не запомнит, сообщил парням, что меня, так же, как и его, зовут Джек. Чтобы не путать нас, все стали звать меня Джеки. Так и пошло.
- Ты когда-нибудь думал, как сложилась бы жизнь, если бы родители тебя продали?
- Я думаю, что не знал бы китайского и говорил по-английски с британским акцентом. Наверное, сейчас жил бы в Англии и работал врачом. Но мне больше нравится быть Джеки Чаном!
- Правда ли, что в 1976 году ты перенес операцию по расширению глаз?
- Да, но, как и все остальное в моей жизни, это вышло совершенно случайно. Когда мы снимали “Пьяного мастера 2”, я упал со стола и расшиб глаз так, что залил весь пол кровью. Но я, между прочим, боюсь игл, поэтому в больнице не разрешил зашивать рану, и мне просто залепили ее пластырем, чтобы я мог вернуться на съемочную площадку. Стали снимать второй дубль, но рана открылась, хлынула кровь, и пришлось снова бежать в больницу, где сказали, что ее все-таки лучше зашить. Я потребовал, чтобы шили электротоком, без иголок. Когда глаз зажил, оказалось, что он стал шире другого, и врач предложил сделать операцию, чтобы расширить и второй глаз. Хозяин киностудии, на которой я тогда работал, сказал: “А почему бы тебе действительно не расширить глаза?”
- У зубного ты тоже ведешь себя, как плакса?
- Да, разумеется. Каждый раз, когда я думаю, что пора идти к дантисту, вспоминаю, как в детстве плакал, уткнувшись отцу в плечо, и отворачивался лицом к стенке, как только видел иглу. Я до сих пор очень боюсь врачей, особенно зубных.
- Как назывался худший фильм, в котором тебе довелось сыграть?
- Я не помню всех своих фильмов, но один корейский, “Убийцы-метеоры”, был просто ужасным. Лучше даже не вспоминать. И мне неудобно перед теми, кто досидел до конца фильма “Убить с интригой”.
“Вы кого косоглазым назвали, гады?”
- После успеха “Пьяного мастера” ты стал самым знаменитым актером в Азии. Это повлияло на твое поведение?
- О, да! Я стал вести себя как звезда. Швырял деньги направо и налево. Помню, как приходил во всякие снобские магазины, в которых меня раньше вообще отказывались обслуживать, и оставлял там кучу денег. Один раз в ювелирной лавке я приобрел семь “Ролексов” сразу. И все время нарывался на неприятности. Вообще вел себя, как ребенок. Сейчас, вспоминая это время, я просто ненавижу себя.
- Самое большое число людей, с которыми тебе приходилось драться в реальной жизни?
- В молодости мы с другом Сэммо Хунгом (сейчас он звезда сериала “Комендантский час”) дрались вообще постоянно. Помню также, как с двумя приятелями ввязался в уличную потасовку с шестью парнями, и мы их жестоко измочалили. Штаны были в крови, потому что меня пырнули ножом в бедро. Так что пришлось бежать в ближайший магазинчик за новыми джинсами и ботинками. Переоделся и рванул назад, чтобы посмотреть, как парней увозит “Скорая помощь”. И только потом заметил, что мне тоже прилично досталось - рука дико распухла. Но я побоялся идти в больницу, потому что там сообразили бы, что я участвовал в драке, и сдали бы полиции. Из руки торчал кусок кости, и я затолкал его обратно, замотав все это дело бинтом. Через несколько дней бинт пришлось снять, потому что от руки стало сильно вонять гнилью. Я решил вытащить кусок кости сам. И знаешь, что это было? Зуб! После этого случая я слегка поостыл к дракам.
- Правда ли, что тебе принадлежит мировой рекорд по количеству дублей, сделанных при съемке одного эпизода?
- Да, в “Лорде драконе”. Мне нужно было попасть шариком для пинг-понга в цель диаметром пять сантиметров с расстояния метров в шесть. Этот трюк до сих пор в “Книге рекордов Гиннесса”. Чтобы снять трехсекундный бросок, потребовалось два дня и 1600 дублей! Все, что я делаю на экране, должно быть реальным.
- В одном из своих последних фильмов, “Случайном шпионе”, ты впервые появляешься голым?
Да, мы снимали эту сцену в Турции. Я сижу в турецкой бане, когда туда врываются плохие парни, чтобы взять меня. В течение всей сцены бегаю голышом, но моих причиндалов ни разу не видно! Я прикрываюсь самыми разными предметами - полотенцем, тарелкой, даже большой поварешкой. Это была очень сложная сцена. Вдобавок приходилось приклеивать телесного цвета защитный гульфик - было дико больно. Я даже стакана воды выпить не мог - чтобы не хотелось в туалет и не пришлось его отклеивать. Очень сексуально, правда?
- Какая из травм была самая болезненная?
- Когда снимали “Разборку в Бронксе”, я сломал лодыжку, прыгая с катера на воздушной подушке. Врачи сказали, что мне не стоит появляться на съемках несколько недель. Чтобы не платить кучу денег по неустойке, я вышел на работу уже на следующий день - надел носок поверх гипса и раскрасил его так, что издали он был похож на кроссовку!
- Действительно ли фанатки кончали с собой, когда в 1985 году ты сказал в интервью, что собираешься жениться?
- Да, в Японии девушка бросилась под поезд. Потом еще одна женщина пришла ко мне в офис и, сообщив всем, что она от меня беременна, выпила флакончик с ядом.
“Это сложная сцена. Приготовьте 15 запасных каскадеров!”
- Раньше ты славился страстью к азартным играм. Сколько можешь поставить за одну игру?
- Я играл все время. Это мог быть маджонг, бильярд, домино - мне было неважно. Каждый месяц я проставлял больше денег, чем зарабатывал. Помню, как за одну ночь поставил на домино 120 тысяч гонконгских долларов, в три раза больше, чем стоила квартира, в которой я жил, а с собой было только три тысячи. И я выиграл! Но когда выяснилось, что денег было намного меньше, чем требовалось для покрытия ставки, меня вышвырнули на улицу.
- Тебе уже 47. Как ты думаешь, сколько еще выдержит твое тело?
- Люди говорят: “О, Джеки Чан, новая кинозвезда”, но я уже давно не новая звезда. Я старый. У себя в стране я уже музейное достояние. И меня это очень беспокоит. Все время спрашиваю себя: “Сколько ты еще сможешь заниматься этими безумными трюками?” и отвечаю: “Не очень долго. Я не хочу убивать себя. А каждая ошибка грозит гибелью”.
ТРАВМЫ ДЖЕКИ
Спина. В “Полицейской истории” актера протащили спиной по рождественской гирлянде, а потом пробили им стеклянный потолок. Чан заработал смещение в тазовой области и чудом не остался парализованным на всю жизнь.
Череп. Мозговое кровоизлияние в “Доспехах Бога”.
Губы. Его верхняя губа навсегда осталась изуродованной после “Первого удара”.
Глаза. Снимаясь в “Пьяном мастере” Чан рассек бровь и едва не лишился глаза.
Уши. При падении на съемках “Доспехов Бога” Чан продырявил барабанную перепонку, так что теперь он почти глух на одно ухо.
Нос. Джеки ломал его четыре раза - в “Молодом мастере”, “Проекте А”, “Мистере Крутом” и до этого, когда учитель засветил ему по лицу.
Скулы. В “Суперкопе” Чану выбили скулу.
Зубы. Мастер боевых искусств Хван Янг Ли выбил ему зуб ударом ноги на съемках “Змеи в тени орла”.
Горло. Сокрушительный удар в кадык в “Молодом мастере”.
Шея. Травма после падения с 10-метровой часовой башни в “Проекте А” и кувырка назад в “Мистере Крутом”, после которого он упал со второго этажа.
Челюсть. В “Лорде драконе” он сломал челюстную кость.
Плечи. Ему вывихнули плечи во время съемок “Городского охотника” и “Суперкопа”.
Кисти рук. В “Защитнике” он повредил суставы пальцев, а в “Полицейской истории” содрал кожу с кистей.
Руки. В “Змее в тени орла” Джеки рассекли руку мечом, который в принципе должен был быть затуплен с обоих краев. А в “Пьяном мастере 2” у Джеки обгорела кожа на лице и руке, когда его тащили по раскаленным углям.
Ноги. Сломаны после того, как в “Криминальной истории” Чана зажало между двумя автомобилями.
Грудная клетка. На “Доспехах Бога 2: Операции “Кондор” он переломал ребра, упав с висящей цепи. Еще раз ребра пострадали, когда актера сшиб вертолет в “Полицейской истории 3”.
Колено. После погони на скейтбордах в “Городском охотнике” у актера в коленных чашечках почти не осталось хрящей, чем и объясняется его необычная, вразвалочку, манера ходить.
|