"Старушки" на свалку
Мария Гордеева
Навстречу отечественному автопроизводителю! С таким девизом в России собираются принять новый закон о таможенных правилах на импорт и экспорт автомобилей. Казахстану же эта мера грозит в лучшем случае потоком старых иномарок, в худшем же принятием подобных правил. Тем временем премьер-министр Казахстана Имангали Тасмагамбетов провел совещание, главным вопросом которого стал новый завод в Усть-Каменогорске по производству российских автомобилей “Нива”
Tаможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок планировалось увеличить в России с 1 января 2002 года. Вице-премьер Илья Клебанов, который провел совещание по вопросам отечественного автомобилестроения, сказал, что за ввоз иномарки в возрасте более 7 лет придется платить практически столько же, сколько и за новую машину зарубежного производства.
Таким образом, иномарки предлагается разделить на три группы. Первая - машины не старше 3 лет (так называемые новые). Их не тронут - платежи по-прежнему будут составлять 50 с небольшим процентов от таможенной стоимости (пошлина + НДС + акциз). Не будут трогать и вторую группу - подержанные машины от 3 до 7 лет. С них, как и раньше, будут брать “по кубикам” (при движке меньше 2,5 литра - по 0,85 евро за кубический см, при большем - по 1,4 евро). Группу же “от семи и старше” планируется существенно понизить в правах. “Кубическая” растаможка, по замыслу правительства, для этих машин должна стоить в 1,8-2 раза больше, чем сейчас: 1,7 евро за кубик для машин с объемом мотора до 2,5 литра и 2,4 евро, если объем больше.
Пошлины для юридических лиц увеличатся примерно на столько же, но их уровень будет зависеть от того, выпускаются в России аналоги этих машин или нет. Ставка сбора на машины классов А (ВАЗ-11113), С (ВАЗ-2110) и D (ГАЗ-3110) будут повыше, а на автомобили других классов - пониже.
По подсчетам специалистов, сейчас в России практически полностью сошел на нет импорт автомобилей старше 7 лет. Продаются только старые запасы - машины, которые уже ездят по России или которые успели ввезти по старым правилам. Причем цены на те и другие, естественно, выросли. Однако престижные старые иномарки в небольших количествах все же ввозят. Кто хотел купить старый 124-й “мерс” 11-12 лет за 5 тысяч долларов, сегодня купит его и за шесть. Поднялись цены и на иномарки, не подпадающие под запретительные пошлины: не может же 7-летняя машина стоить дороже 6-летней.
Поставить заслон самым старым машинам, которые доставляются в Россию из-за рубежа, рано или поздно все равно пришлось бы. Так делали в Японии и Южной Корее, когда их автомобильная промышленность только зарождалась. Так делают сегодня в Чехии, Венгрии, Польше, Болгарии, Индии, на Украине, где ввоз иномарок “в возрасте” либо запрещен вообще, либо обложен повышенными пошлинами.
В 2001 году импорт подержанных автомобилей вырос в России в 1,5 раза. Тем временем стараниями российского правительства отечественные автомобили реально подорожали. Примерно на 30-40 процентов. Несмотря на это, российские производители ищут новые рынки сбыта. Концерн “Нива” в этом году подписал договор о сотрудничестве с Казахстаном. Теперь российские машины будут производиться не только в России. Около ста тысяч машин в год будет собирать усть-каменогорский завод.
Тем временем с 1 июля 2002 года вступит в действие директива, согласно которой вышедшие из эксплуатации машины должны утилизироваться за счет производителей. Если не принять защитных мер, то, по мнению Миннауки, поток старых машин хлынет в страны, где директива не действует, и Россия превратится в кладбище автомобилей. Причем “трупы” будут ездить. В среднем европейская машина, по мнению российских чиновников, имеет ресурс до капремонта в пределах 150-300 тысяч километров, который полностью исчерпывается за 7 лет, поэтому Миннауки и предложило разделаться с иномарками старше этого возраста.
“У нас эта схема не целесообразна. Главная проблема в том, что вводятся жесткие сроки эксплуатации машин, в первую очередь на легковые в Европе. После этого эксплуатация будет невозможна, и есть большая вероятность того, что весь этот поток хлынет в РФ, что подорвет отечественное машиностроение. Нам это не грозит, считает министр государственных доходов, председатель Таможенного комитета Республики Казахстан Зейнулла Какимжанов, - некоторые качественные семилетние автомобили приносят меньше вреда, чем новые. Посмотрите наш автопарк. Для многих стран Восточной Европы он недоступен. Структура нашего автопарка достаточно качественная.
Если вы думаете, что наши автовладельцы способны ухудшить автопарк, то это не так. Хуже, чем этот автопарк, уже не будет, но будет только улучшаться и обновляться. Я во многих странах бываю, не везде такой автопарк, как у нас. В этом, конечно, есть негатив, зачем столько дорогостоящих автомобилей в Казахстане, но здесь элементы национального характера, самая твердая валюта - это “понт”. Огромные в целом по стране деньги вывозятся на приобретение дорогих автомобилей. В этом есть элемент неправильности. У нас уровень жизни растет, и это отражается на структуре автопарка. К нам уже завозить десятилетние машины не будут.
Я считаю, что любая высокой марки машина до семи лет для нас является качественной. И “Мерседес”, и БМВ, “Ауди”, за исключением “Фиата”, “Рено”. Их рынка нет. Появление “Нивы” - это хорошо. Но и тем не менее для одного класса автомобилей мы не должны создавать большую систему протекционистских мер для всего рынка. У этих автомобилей есть своя ниша. Он ориентирован на своего покупателя. И он в принципе есть в Казахстане.”
Однако не все казахстанцы согласны с мнением госчиновника. По словам Виталия Полторанина, работника одной из частных СТО Алматы, “проблемы со старыми иномарками у нас будут. Если Россия все-таки примет этот закон, то те же машины из Германии восьми-девятилетние, во-первых, подешевеют, и, во-вторых, подешевеют запчасти, а российские машины, наоборот, подорожают. А обычным людям проще взять старую, но уже с прокатом машину - и запчастей больше, и дешевле. А насчет того, что у нас парк дорогой, ну, может быть, отчасти да, но в масштабах республики, как и везде, старье”.
Таким образом, опасения насчет того, что Казахстан в скором времени может стать свалкой для подержанных автомобилей, на практике пока не оправдываются. До принятия закона о новых таможенных пошлинах в России осталось всего несколько месяцев. Именно тогда мы воочию сможем убедиться в том, насколько казахстанский “понт” сильнее дешевых сливок России и Европы. И смогут ли обычные казахстанцы сохранить верность дорогим, респектабельным автомобилям.
|