12 апреля 2002
№15 (203)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

МИХАИЛ ШУФУТИНСКИЙ: В ШТАТАХ - ЖИЗНЬ, В РОССИИ - ДУША

МИРА МУСТАФИНА
Конечно же, этому факту прежде всего огорчились организаторы гастрольных выступлений и, наверное, где-то и сам певец. Но тому виной - цены на билеты. Нужно было найти приличную сумму, а если быть точнее - найти в кошельке алматинский прожиточный минимум, чтобы послушать батеньку Шуфутинского. И все же зритель, слушатель, почитатель таланта Михаила остался весьма доволен. Певец во Дворце Республики, а чуть позже и в ночном клубе “Метро”, был трогательно мил, обаятелен и пикантен. И, как всегда, несколько непредсказуем. Прессе запрещалось не только фотографировать и брать интервью, но и вообще близко подходить к российской звезде. Организаторы гастролей были уверены в том, что Михаил не захочет перекинуться парой фраз с пишущей братией. “Я всегда считал: если можешь чем-то помочь человеку - помоги. Помогу журналисту заработать гонорар”, - доброжелательно улыбнулся Михаил после долгих переговоров. Только предупредил, что у него всего двадцать минут, а, может, и еще меньше. И, несмотря на это обстоятельство, блиц-разговор состоялся, и нам многое пришлось выяснить. Музыкант с детства
- К музыке я тянулся с первого класса. Помню, в первом классе отец мне подарил “буржуазный инструмент” - аккордеон “Хонкер”. И я сразу же пошел в музыкальную школу учиться по классу баяна. В моем репертуаре в основном были русские песни. А когда отец купил мне пианино “Красный октябрь”, я вообще стал популярным в округе. Где только не выступал - в школе, пионерлагере... Знаете, я в восьмом классе остался на второй год. И сильно обидевшись на всех, ушел в школу рабочей молодежи. Вот там-то и проснулись организаторские способности - создал свой эстрадный оркестр. Потом узнал, что осталось два свободных места на дирижерско-хоровом отделении в училище имени Ипполитова-Иванова. Махнул, не глядя туда. Самое примечательное, что в училище познакомился с Аллой Пугачевой. Помню, моя бабушка страшно укоряла за ношение коротких юбок. На что Алла отвечала, ну если есть что показать - почему не показать! Мы с Аллой иногда вместо занятий спускались в подвал и джазовали в классе индивидуальных уроков.

О браке
- В первый раз я женился в 18 лет на своей однокурснице. Правда, через два месяца развелся, потому что влюбился в подругу барабанщика из своего оркестра.
Рита, моя будущая жена, тогда работала в парикмахерской, была самым кротким и скромным созданием на свете, безумно любила классическую музыку. Наши вкусы сходились. Хотя я играл полублатные песни, но душой предпочитал Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева. Мы то и дело бродили по Москве, бывали в Большом. В консерватории. Пока меня не выслали в Красноярск - Магадан...

Лейся, песня!
- В 70-е годы в СССР пошла мода на вокально-инструментальные ансамбли. Если честно - жалкий аналог западных рок-групп. По-советски ВИА - это бригада строго одетых поющих мальчиков с хорошим патриотическим репертуаром. В этот период я познакомился с Вячеславом Добрыниным. Именно с его подачи и возглавил ансамбль “Лейся, песня” Кемеровской филармонии. Нас не любили! Несоветские мы - одеты ярко. Волосы длинные, у меня, руководителя, - борода. Репертуар - одна лирика. Увы, зарабатывали мы столько, сколько считали нужным чиновники, иначе - ОБХСС, комитет народного контроля. А последней каплей моего нетерпения, моей обиды был всероссийский конкурс “Сочи-78”: после нашего триумфа нас снимают с гастролей, обвиняют в срыве выступлений в Кемерове. И вот в этот момент я решил: все, уеду куда-нибудь в Америку!

Америка
- Честно говоря, уезжал целых два года, не выпускали. В Нью-Йорке, на Брайтоне я не то чтобы испытал разочарование - мне просто стало дурно. Горы мусора, грязь, домики маленькие, район старый, грохот наружного метро. Квартира в еврейском районе - американские хрущобы. Подобрали какой-то выброшенный диван, кто-то подарил посуду. В этот момент Нина Бродская предлагает мне работу: выступать в ее концертах.
Это великое заблуждение - полагать, что в США постсоветских артистов ждут, и вы будете выступать для американцев. У американцев другой менталитет, они вообще не понимают наши песни, нашу лирику.
Первое время, чтобы выжить, не гнушался никакими предложениями: ресторан “Русская изба”, охранник ювелирного магазина, собрал оркестр в ресторане “Жемчужина”, 350 долларов в неделю - неслыханная сумма! Для СНГ это и сейчас неплохие деньги. Да еще участвовал в массовках в фильме “Москва на Гудзоне”.
В этом городе один американский композитор дал мне хороший совет:
- Если ты известен в такой большой России, тебе незачем стучаться в наши двери - есть двери открытые. Ты популярен в России - твои кассеты и диски продаются там, люди слушают и хотят видеть тебя там - этим и занимайся.
Чем я и занимаюсь до сих пор.
В 1990-м Госконцерт заключил со мной первый контракт. С начала перестройки белоэмигрантская песня лавиной рванулась в Россию, первой ласточкой был Вилли Токарев. А после развала Советского Союза спрос на певцов-эмигрантов стал падать, набрала силу российская попса. И несмотря ни на что, скажу, что нет страны, сравнимой со Штатами по уровню жизни и свободы. Хотя я весь - в России. Здесь моя работа. В Штатах я понял, что не для ресторанного творчества родился...

Будем честными. Концерт Михаила Шуфутинского проходил, мягко говоря, при полупустом зале Дворца Республики


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии