5 апреля 2002
№14 (202)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту

Шельф с нагрузкой

 Василий Лукьянчиков, журнал Petroleum, специально для "НП"

Начав бизнес в Казахстане шесть лет назад с заправки в Алматы, российский нефтяной гигант “ЛУКойл” решил обосноваться на казахстанском шельфе Каспия.

В понедельник в Астане состоялась встреча президента республики Нурсултана Назарбаева с руководителем компании “ЛУКойл” Вагитом Алекперовым. По результатам переговоров господин Алекперов объявил о намерениях “ЛУКойла” расширить свое участие в нефтегазовых проектах на территории Казахстана. В качестве наиболее привлекательных объектов для вложения инвестиций были названы казахстанские месторождения Каражанбас-море и Курмангазы, расположенные на шельфе Каспия. 
Надо сказать, что “ЛУКойл” в нашей стране работает уже не один год. В числе наиболее значимых совместных экономических объектов с участием россиян - разработка Кумколя, освоение углеводородных запасов Тенгиза и Карачаганака. 
По оценке руководства “ЛУКойла”, за шесть с половиной лет работы в Казахстане компания инвестировала в указанные добывающие проекты порядка 500 миллионов долларов США, а объемы производства нефти достигли к настоящему времени более 1 миллиона тонн в год с перспективой их увеличения до 3,5 - 4 миллионов тонн. 
Вместе с тем россияне располагают долей в экспортном проекте Каспийского трубопроводного консорциума (нефтепровод Тенгиз - Новороссийск), а также оптово-розничной сетью по реализации производимых нефтепродуктов в городах Астана и Алматы. 

Море зовет 
“ЛУКойл” отнюдь не является новичком в разработке морских блоков на шельфе Каспия - к его освоению компания приступила еще в середине 90-х годов. Однако предпочтение при этом отдавалось перспективным структурам в азербайджанском и российском секторах Каспия. 
В Азербайджане “ЛУКойл” принимает участие в проектах освоения крупнейшего в Южном Каспии газоконденсатного месторождения Шах-Дениз, нефтегазоносной структуры Азери-Чираг-Гюнешли, а также в разведке морского блока Ялама. В российском секторе “ЛУКойл” в марте 2000 года завершил бурение разведочной скважины на структуре Хвалынская, принадлежность которой, кстати, до сих пор оспаривается между Казахстаном и Россией.
Результаты бурения позволили сделать однозначный вывод о наличии на указанном блоке промышленных запасов нефти в объеме 300 миллионов тонн. А всего в районе спорных месторождений Хвалынское, Курмангазы и Центральное залегает, по прогнозам, до 2 миллиардов тонн углеводородного сырья.
По мнению независимых экспертов, интерес “ЛУКойла” к казахстанскому шельфу обусловлен прежде всего тем, что в ближайшее время ожидается подписание межправительственного протокола, который окончательно закрепит за Казахстаном и Россией принадлежность спорных блоков по принципу прохождения модифицированной срединной линии. Так, в ходе последних переговоров стороны договорились, что Казахстан оставляет за собой структуру Курмангазы, в то время как России отходят блоки Хвалынское и Центральное. 
В этой связи не исключено, что, фактически “застолбив” за собой два года назад Хвалынское месторождение, “ЛУКойл” намерен получить доступ и к запасам перспективного блока Курмангазы, которые, по прогнозам, составляют одну десятую часть от всей нефти на казахстанском шельфе Каспия. По оценке независимых экспертов, только на месторождениях Хвалынское и Курмангазы совокупные объемы добычи нефти могут составить в обозримом будущем около 15-20 миллионов тонн в год, или более 7 процентов от сегодняшнего общероссийского уровня. 

Два в одном 
С блоком Каражанбас ситуация иная. Уже второй год подряд казахстанское правительство предпринимает неоднократные попытки на тендерной основе привлечь инвесторов к освоению этого перспективного месторождения с извлекаемыми запасами порядка 160 миллионов тонн нефти. Однако желающих работать на Каражанбасе до сих пор не находилось.
Дело в том, что “в довесок” к инвестиционным затратам по блоку Каражанбас-море победителю тендера предлагалось вложить 100 миллионов долларов США в разработку Амангельдинского газового месторождения, призванного ослабить энергетическую зависимость Южного Казахстана от импорта “голубого топлива” из Узбекистана. Логика Астаны в данном случае такова: за право разрабатывать казахстанские шельфовые запасы нефти инвестор должен внести дополнительную плату, особенно не надеясь на возврат финансовых средств, вложенных в освоение газового месторождения, находящегося за тысячи километров от побережья Каспийского моря. 
Кроме того, разработчик Каражанбаса должен поставлять до 20 процентов добываемой нефти на казахстанские НПЗ, тем самым ограничивая свои экспортные возможности. 
Однако, судя по всему, такие условия “ЛУКойл” не пугают. Российская компания уже сталкивалась с похожей ситуацией в Азербайджане, когда в прошлом году при изучении и освоении морского блока Ялама “ЛУКойл” приобрел дополнительные обязательства по реабилитации и разработке малодебитных сухопутных месторождений Зых и Говсаны. Да и наличие у россиян на Каспии мощного технического потенциала, необходимой береговой инфраструктуры, буровых установок и судов обслуживания должно значительно снизить затраты на разработку многообещающих казахстанских морских блоков.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии