В тайном мире господина Д...
Жанна Сагади
Трепетные птицы, ход времени, вечерние полеты, метаморфозы простого действия, великий поход по коридору, логика слияния разностей, принцип удачной охоты, планомерная борьба со случайными элементами...И все это в тайном мире господина Д.
“Тайный мир” - так называется изумительная коллекция ювелирных украшений (кольца, браслеты, серьги, подвески) известного казахстанского мастера Александра Митрофански, являющегося еще и бессменным автором скипетра и короны обладательницы Гран-при казахстанского конкурса красавиц “Фотомодель-2001”. Каждый маленький шедевр ювелирного искусства имеет в коллекции свое название, несет свой определенный смысл. Скажем, замысловатое кольцо “Лестница в сад в тайном мире г-на Д.” ассоциируется у талантливого художника с обычной лестницей в его дачном саду. “Ночной дождь и немного коньяка” - кольцо, полное экспрессии, с крошечным, вкрапленным в серебро камешком коньячного цвета напоминает Александру проливной дождь, огромное окно, мокрый сад под прохладными струйками и изящную рюмку добротного горячительного напитка.
Почему все жизненные впечатления закованы в тайном мире некоего г-на Д? То же ощущение города, домик в саду, танец полей и лугов, движение песков, окно с видом на рассвет? Неспроста я поинтересовалась у мастера, какой литературой он увлекается, являясь кандидатом геолого-минералогических наук и имея политехническое образование? Ответ был прост и неудивителен. Франц Кафка. С единственной лишь разницей, что у великого мастера художественного слова в замке был достаточно персонифицированный г-н К., ну а здесь г-н Д. Это своеобразный, тайный мир, периодически возникающий в подсознании автора. И доминирующая мысль - причина того, что он не пишет романы, а создает стильные и уникальные украшения из серебра, более претендующие на мини-произведения искусства, это то, что он не в состоянии выразить свой внутренний мир простым человеческим языком.
Как рождается шедевр? Вне обыкновения, возникший вдруг неосознанный образ постепенно зарисовывается на тонком листе металла, поскольку на бумаге рисовать Александр не привык. Главное - найти формообразующую идею, от которой и зависит судьба будущего ювелирного творения, и использовать при этом минимум элементов.
“Изготавливать украшения интереснее, - признался Митрофански, - делать утилитарную вещь, которая в то же время будет являться произведением искусства, достаточно сложно, но захватывающе! С каждым разом я свожу количество используемых разнообразных элементов к минимуму. Идеальная работа - два или три элемента. Когда идет больше (самые ранние мои украшения), композиционно все ложится нормально, но в итоге получается не то. Но и такая вещь имеет право на существование”.
Сегодня Александр - художник по духу. “Хотя ранее, - признался он, - прежде чем заняться ювелирным творчеством, присутствовала немалая доля корысти. Думал: “Наваяю! Заработаю немерено!” Понимание сути художественного творчества пришло позднее. Ему понравилось творить вольно, пусть даже и без наплыва деньжищ! Получать удовольствие от занятия любимым делом - вот в чем суть.
Последняя коллекция Митрофански выполнена в традициях авангарда 20-х годов, и не только русского, который был проявлен более мощно. В то же время в этом же направлении работали многие художники Европы. Он не вписывает свои произведения (не только украшения, но и металлические мини-статуи) в существующее суперсовременное и модное течение, а считает себя импрессионистом. Кстати, именно предыдущая его коллекция базировалась на импрессионизме, отличаясь выразительностью и мягкостью (использование маленьких зверюшек, бабочек).
“Мне нравится пластика малых форм, - рассказывает Александр, - каждое колечко я создаю с таким замыслом, чтобы, если его увеличить, оно смотрелось с разных сторон и каждый раз несло в себе определенное настроение, впечатление, полученное от окружающего мира”.
|