22 марта 2002
№12 (200)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту

Жажда власти

Аврора Крейсер
Знакомя еженедельно наших читателей с избранными местами из биографии Зейнуллы Какимжанова, мы, конечно, имели целью нечто большее, чем просто развлечь публику экзотичностью материала. Все эти веселые картинки, служащие иллюстрациями к частной жизни и трудовой деятельности министра государственных доходов, нуждаются в некоем периодическом подведении итогов. Но судьба распорядилась так, что Зейнулла Какимжанов, организовав беспрецедентный политический скандал, в котором оказались замешаны таможня, финансовая полиция и даже парламент, собственноручно нагляднейшим образом подвел итоги своему трехлетнему пребыванию в кресле главного мытаря

Сейчас, ретроспективно оценивая профессиональные "достижения" министра госдоходов Зейнуллы Какимжанова, приходишь к выводу, что больше всего налоговой системе и государству вообще повезло в тех областях, до которых у бойкого министра просто не дошли руки. Куда хуже пришлось тем сферам, которые на беду свою стали предметом его ретивых забот. Как известный мифический персонаж умел превращать все, за что ни брался, в золото. Так и Зейнулла Халидоллович превращает в золотую жилу всякий проект, всякое начинание в рамках вверенного ему министерства. Разумеется, ничто из ничего не берется, и теряют в данном случае налогоплательщики и государство, как в деньгах, так и в плане порядка.
Налоговый кодекс, который министр нахваливает как удавшееся любимое дитя, на деле оказался удавкой для малого и среднего бизнеса. Ведь что такое малое предприятие? Несколько компаньонов, каждый из которых совмещает сразу полдюжины должностей. Им просто не по карману держать особняком виртуозного бухгалтера, и налоговая отчетность таких предприятий должна быть максимально упрощена. Но не тут-то было: требования к этим фирмочкам - небольшим кафе, производственным цехам и ремонтным бригадам  - такие же, как к металлургическим гигантам.
Понятное дело, что такой порядок является дополнительным "благоприятным" фактором для произвола налоговиков. И выбор у "малых" бизнесменов небогат: либо давать "на лапу" и уходить в тень, либо вообще заканчивать со своим делом и отправляться на биржу труда. Между тем, именно коэффициент, отображающий процент людей, занятых в малом и среднем бизнесе, служит показателем экономической развитости общества. От того и налоговая политика государства должна выполнять в этом вопросе не столько фискальную, сколько регулирующую, развивающую функцию.
Но в Казахстане даже там, где, казалось бы, закон трактует все четко и ясно, мытари умудряются внести путаницу, столь благодатную для любителей половить рыбку в мутной воде. Так, электронные средства массовой информации, когда речь идет о продукции собственного производства (а не о ретрансляциях), платят НДС по нулевой ставке. Это реально означает, что налог все-таки взимается в обычном порядке, но затем возвращается этим СМИ из бюджета. Вообще-то срок возврата должен составлять не более месяца, но в действительности доходит до полугода. И телеканалы по нескольку месяцев не могут получить свои деньги (на что, в частности, жаловались представители практически всех электронных СМИ на недавнем Конгрессе журналистов).
Или возьмем другое начинание, давно превратившееся в шумную пропагандистскую кампанию. Имеется в виду подача налоговых деклараций чиновниками высокого ранга. Тем самым как бы декларируется кристальная честность наших вельмож. Правда, затем общество становится свидетелем громких коррупционных скандалов, а непосредственными их участниками являются эти самые "честные" чиновники.
А все дело в том, что разработанные в ведомстве г-на Какимжанова налоговые декларации в действительности оставляют много лазеек: декларированию подлежат лишь доходы, на которые приобретаются недвижимость и авто, но даже дорогостоящий ремонт собственной квартиры в этот список не попадают, не говоря уже о драгоценностях, шубах и прочих вещах емкого свойства ценой порою в один автомобиль. Такой подход заставляет, во-первых, думать о показушничестве этой акции (подаче деклараций), а во-вторых, предполагать, что ее авторы из МГД предусмотрительно не рыли другим яму, чтоб самим в нее не попасть.
Если же говорить еще об одной инициативе Зейнуллы Какимжанова - введении новых форм налоговой отчетности, - то, как мы уже писали ранее, это фактически введение нового "налога" в обход существующего порядка. И сомневаемся, что сборы пойдут в бюджет; совершенно очевидно, что фирмы, получившие право изготавливать эти формы - не чужие министру, как, впрочем, и все в МГД. Итог: больше выкачивается денег (незаконно) из карманов налогоплательщиков, больше беспорядка, больше коррупции.
И так, повторимся, всюду. Какое начинание Зейнуллы Какимжанова не возьми: налоговый мониторинг крупных налогоплательщиков, тендеры по госзакупкам и прочие "проекты", о которых "НП" подробно рассказывает на протяжении вот уже нескольких лет. Однако настоящей вершиной его деятельности стало так называемое "разоблачение" ядра коррупции на таможне и последующая "борьба" с ней.
Приходится в изобилии расставлять кавычки, потому что на деле красивые слова обернулись бойкой перетасовкой таможенных начальников по горизонтали да побоищем таможенников с полицейскими... Беспределом и ростом коррупции. А когда нашлись люди, решившиеся откровенно рассказать об этом обществу, они были подвергнуты самой безжалостной обструкции. Мы имеем в виду выступление начальника финансовой полиции на транспорте полковника Шамшиденова перед объективами телекамер и последующее его увольнение, ставшее реакцией как на смелость офицера, так и на расследование ряда серьезных преступлений, имевших место на таможенных постах на китайской границе, и возбуждение уголовных дел в отношении крупных таможенных чинов. Теперь эти дела, как полагает полковник, скорее всего, будут "похоронены"; задержанные, во всяком случае, уже выпущены.
Никто не спорит, что правоохранительные органы не любят друг друга. Да что там - еще при Союзе гаишники рады были устроить мелкую пакость обэхээсникам, а милиционеры - прокурорам. Но никогда межведомственные разборки не приводили к таким громким и скандальным последствиям, как дебаты в парламенте, публичные отставки перед телекамерами и публичные же заявления в генпрокуратуру с просьбой привлечь к ответственности министра.
Мы опять и опять акцентируем внимание на этой личности, потому что нетрудно догадаться: скандал и даже политический кризис, если угодно, возник лишь постольку, поскольку были задеты интересы Зейнуллы Какимжанова - и не как министра государственных доходов, а как политической фигуры, власть которой простирается далеко за границы его формальных полномочий.
И думаем, говоря о его интересах, мы вправе подразумевать не только борьбу за контроль над финансовыми потоками. Пользуясь случаем, он не прочь поиграть мускулами и недвусмысленно продемонстрировать, что кресло министра госдоходов - далеко не предел его политических амбиций. Мы не называем его цель прямо и определенно только потому, что это лишнее. Все и так слишком понятно.
Достаточно попристальнее вглядеться в модель управления, выстроенную им во вверенном ведомстве. Лично министр контролирует четыре ведущих направления: финансовые потоки, информационные базы, силовые структуры и кадры. Это уже не министерство, это уже мини-государство какое-то получается. Да только есть одна закавыка: все мы (и Зейнулла Халидоллович в том числе) - уже граждане одного государства. И оно называется не МГД. А двойное гражданство, как известно, в Казахстане не введено.
Однако штука в том, что для достижения заветной цели у Зейнуллы Какимжанова все есть. Это, во-первых, внушительные финансовые ресурсы - во-первых, легализованные им в рамках акции по амнистии капиталов, но главным образом деньги его окружения, той самой бизнес-свиты, о которой мы уже писали - казахстанских промышленников и банкиров.
В распоряжении министра госдоходов мощный репрессивный аппарат. Выучку его он продемонстрировал, разоружив и отправив на больничную койку полицейских на посту "Хоргос". А влиятельность - играючи обезглавив финансовую полицию на транспорте, поставив на место опального офицера своего человека и даже вынудив теперь некоторых из подавших рапорт об отставке полицейских (всего их оказалось 40 человек из 81 фактически работающего) говорить теперь о давлении на них со стороны полковника Шамшиденова и забирать назад свои рапорта.
И, наконец, недюжинная жажда власти, те самые политические амбиции.
Мы, разумеется, признаем право Зейнуллы Какимжанова как гражданина занимать любую должность в государстве. Но учитывая все, что стало нам известно и о чем мы писали, считаем своим долгом предупредить об опасности. Зуботычины, кавалерийский наскок и агрессия, наверное, пристали главному мытарю еще семь-восемь лет назад. С бизнесменами в малиновых пиджаках, контролировавшими тогда экономику, возможно, только так и надо было действовать. Но сейчас, смеем полагать, общество все-таки устроило светские, а не криминальные порядки. Да и бизнесмены поменяли кожанки на цивильные костюмы. Наверное, и инструменты налогового администрирования должны стать иными. Более тонкими, более умными, более корректными, наконец. И люди, держащие эти инструменты, что немаловажно, - более образованными и профессиональными.
И уж, во всяком случае, Казахстан, перешагнувший 10-летний рубеж самостоятельного развития, склонный к демократии и довольно удачно ищущий свое место в сообществе цивилизованных наций, заслужил большего, чем быстро созревающий и семимильными шагами идущий к своей цели потенциальный тиран.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии