ГУДБАЙ, BAE SYSTEMS?
Ольга Малахова
Разразившийся в британском
оборонном аэрокосмическом концерне BAE Systems шпионский
скандал напрямую касается и Казахстана. Хотя к шпионажу эта
связь отношения не имеет. Просто наши чиновники из сотен и
тысяч иностранных компаний на удивление часто выбирают для
совместного бизнеса те, где происходят крупные неприятности.
И, увы, заканчивается все часто тем, что эти компании
уходят с нашего рынка, не оставляя о себе доброй
памяти
На днях британские спецслужбы задержали высокопоставленного
сотрудника компании BAE Systems 45-летнего Иана Парра при
попытке продать секретную информацию. Как сообщили
представители полиции, Парр получил в свое распоряжение
документы, "могущие повредить интересам государства", и
пытался продать их "врагу". Точнее - он выкрал секретные
документы с описанием технологии производства новейшей
бортовой электроники для боевых самолетов. Задержанному
предъявили девять обвинений в шпионаже, ему грозит как минимум
14 лет тюрьмы. Хотя страна-"враг" прямо не называлась,
документы указывают на то, что речь идет о России, пишет
газета "Индепендент". Интересно, что это не первый
такой случай в британском оборонном предприятии. В сентябре
прошлого года в лондонском отеле был арестован при попытке
продать секретные документы еще один работник BAE Systems -
тридцатилетний Рафаэль Браво. Сотрудник службы безопасности
одного из филиалов компании тоже обвинялся в шпионаже в пользу
России. В прошедший вторник, почти сразу после этих
событий, объявил об уходе с поста главный управляющий концерна
Джон Уест, возглавлявший его последние четыре года. Хотя
руководство концерна заявило, что Уест уходит с целью
выполнения других задач, наблюдатели связывают отставку со
шпионским скандалом. Собственно, все это неудивительно,
учитывая, что компания - не только основной поставщик
электронных систем для военно-воздушных сил Великобритании, но
и мировой лидер радиоавиационных технологий, в том числе
сотрудничающий и с Соединенными Штатами Америки. Разведка
существовала и будет существовать. Нам интереснее
другое. Как известно, в прошлом году казахстанское
правительство приняло решение о создании совместного
предприятия - авиакомпании "Астана Эйр". Иностранным
компаньоном стал тот самый концерн. Решение об этом было
принято после визита казахстанской правительственной делегации
в Великобританию. Многие отечественные авиаторы тогда сразу
выразили недоумение по поводу выбора партнера, не имеющего к
авиаперевозкам никакого отношения. Нет, никто не спорит,
что это ведущая европейская компания. Но немного в другой
сфере - в оборонной индустрии и занимается производством
радиооборудования и электроники, в том числе для боевых
самолетов. Недавно, например, ею было создано СП с компанией
"Боинг" для разработки военного самолета-заправщика. При этом
нельзя сказать, чтобы концерн процветал. 2000 год он закончил
с убытками в 13 миллионов фунтов стерлингов. После "черного"
11 сентября прошлого года ее руководители заявляли, что
вынуждены закрывать некоторые подразделения по производству
самолетов для местных авиалиний, в результате чего
работу потеряют полторы тысячи человек. Вот с этой
компанией и решили казахстанские власти, вернее, бывшее
правительство строить новую компанию в столице республики.
Возможно, расчет был на то, что иностранный инвестор поможет в
создании в Астане суперсовременного аэропорта или на то, что с
ее помощью удастся оснастить казахстанские противовоздушные
силы. Но эти планы особенно не озвучивались. Говорилось лишь о
том, что европейская компания обеспечит хороший старт новому
национальному авиаперевозчику. Но и тут у видавших
виды и всяческие реформы в отрасли казахстанских
авиаторов есть сомнения. Планировалось, что доля в уставном
капитале обоих партнеров - казахстанской стороны и британской
- составит по восемь миллионов долларов. Кроме того, из
бюджета предусмотрено выделить триста миллионов тенге на
дотированные социально значимых рейсов. Словом,
потратиться нашей республике предстояло изрядно. Но если
казахстанская сторона действительно будет вкладывать живые
деньги, то BAE Systems, скорее всего, свою часть оплатит тем,
что предоставит самолеты. Но не имеющей собственной авиабазы
компании придется брать их в лизинг. Это может повлечь за
собой повышение тарифов, поскольку "Боинг" весьма дорог в
эксплуатации. Себестоимость одного летного часа составляет три
тысячи долларов, при том что самолеты российского производства
- 240 долларов. Летает у нас, как известно, только четыре
процента населения, а из-за роста цен на билеты будет еще
меньше. В ожидании нового перевозчика все казахстанские
авиакомпании не получили подписанного расписания на зимнее
время, и не знают, будет ли оно на весенне-летний период.
Неясной остается ситуация на сегодня, особенно после того, что
только что произошло. Из-за смены руководства британской
компании соглашение ставится под сомнение. Наверное, ошибки
происходят из-за того, что судьбу отечественной авиации уже
больше десяти лет решают дилетанты. Дошло до того, что
чиновники предлагают: давайте устроим ралли на взлетной
полосе, раз нет доходов. Причем называют летную полосу
дорожкой, видимо, имея в виду ковровую.
|