Алюминиевый тендер
Василий Лукьянчиков, журнал
Petroleum, специально для "НП"
Запретом на вывоз дизельного
топлива и увеличением акцизных ставок на импорт российского
бензина правительство Казахстана попытается в очередной раз
стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке
нефтепродуктов
28 марта
казахстанское правительство ввело запрет на вывоз дизельного
топлива и одновременно увеличить акцизные ставки на импорт
бензина из России. Указанные меры, срок действия которых
продлится до 1 июня 2002 года, призваны защитить местных
производителей, стабилизировать ценовую ситуацию и обеспечить
внутренний рынок достаточным количеством нефтепродуктов на
период весенних посевных работ. Попытки отрегулировать
ситуацию на рынке нефтепродуктов внутри республики
предпринимаются правительством Казахстана, как правило, два
раза в год - весной и осенью. Именно в это время
сельскохозяйственный сектор республики по объективным причинам
начинает испытывать трудности с поставками
горюче-смазочных материалов. Так, по прогнозам
Минсельхоза, минимальная потребность казахстанских
крестьянских хозяйств для проведения весенних посевных работ в
дизельном топливе составляет порядка 340 тысяч тонн; в бензине
- 54 тысяч тонн; в дизельном масле - 18 тысяч тонн.
Однако на конец марта текущего года уровень обеспеченности
крестьянских хозяйств республики в нефтепродуктах не превышает
40 процентов от необходимых объемов (по дизтопливу - 37,1
процента, по бензину - 33,7 процента, по дизельному маслу -
35,1 процента). Особенно неблагоприятная ситуация с
обеспечением горюче-смазочными материалами сложилась в
Кызылординской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской,
Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях. Однако при
наличии объективно высокого спроса на горюче-смазочные
материалы казахстанские НПЗ столкнулись с проблемой реализации
произведенной продукции. В настоящее время в заводских
резервуарах скопилось более 54,9 тысячи тонн дизельного
топлива, 137,8 тысячи тонн бензина и 167 тысяч тонн мазута. В
то время как отгрузка отечественного дизельного топлива
и мазута идет по графику, емкости Павлодарского и Атырауского
НПЗ, в прямом смысле слова, затоварены произведенным бензином.
Дело дошло до того, что в середине февраля на Павлодарском
НПЗ была приостановлена работа двух основных установок по
производству бензина из-за невозможности его реализовать.
Точно такая же угроза нависла и над производственными
мощностями старейшего в Казахстане Атырауского НПЗ, на
реконструкцию которого не так давно был привлечен
японский кредит. А все дело в том, что
казахстанский бензин, увы, не выдерживает конкуренции с более
дешевой продукцией российских производителей. Так, в декабре
прошлого года тонна российского бензина марки А-76/80
обходилась оптовым покупателям в среднем на 60 долларов США
дешевле аналогичной казахстанской продукции. Введенное с 1
января правительством Михаила Касьянова квотирование экспорта
российского углеводородного сырья еще более усугубило
неблагоприятную для казахстанских НПЗ ценовую ситуацию и
обусловило экспансию подешевевших нефтепродуктов из России в
Казахстан. В итоге объемы реализации казахстанского бензина в
январе-марте текущего года сократились в среднем в 5-6 раз, а
объемы импорта российских ГСМ увеличились в среднем в 3 раза.
Если так пойдет и дальше, то переработка сырой нефти в бензин
на установках ведущих НПЗ республики станет коммерчески
невыгодной и приведет в конечном итоге к демонтажу части
производственных мощностей. В этой связи, по мнению
некоторых казахстанских специалистов, только скорейший ввод
акцизных таможенных барьеров сможет предотвратить стагнацию
отечественной нефтеперерабатывающей индустрии и позволит ей
достаточно успешно конкурировать с зарубежными производителями
в рамках приемлемого ценового режима. Данная мысль
была услышана и нашла поддержку в кабинетах
Астаны. Выступая в начале недели перед
парламентариями, вице-премьер Карим Масимов отметил, что
предполагаемое увеличение акцизных ставок на импорт бензина
направлено на "выравнивание цен" между казахстанской и
российской продукцией, и дальнейшие действия правительства в
этом направлении будут определяться в зависимости от
складывающейся
ситуации.
|