29 марта 2002
№13 (201)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту


Алюминиевый тендер

Василий Лукьянчиков, журнал Petroleum, специально для "НП"

Запретом на вывоз дизельного топлива и увеличением акцизных ставок на импорт российского бензина правительство Казахстана попытается в очередной раз стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов        

 
28 марта казахстанское правительство ввело запрет на вывоз дизельного топлива и одновременно увеличить акцизные ставки на импорт бензина из России. Указанные меры, срок действия которых продлится до 1 июня 2002 года, призваны защитить местных производителей, стабилизировать ценовую ситуацию и обеспечить внутренний рынок достаточным количеством нефтепродуктов на период весенних посевных работ.
Попытки отрегулировать ситуацию на рынке нефтепродуктов внутри республики предпринимаются правительством Казахстана, как правило, два раза в год - весной и осенью. Именно в это время  сельскохозяйственный сектор республики по объективным причинам начинает испытывать трудности с  поставками горюче-смазочных материалов.
Так, по прогнозам Минсельхоза, минимальная потребность казахстанских крестьянских хозяйств для проведения весенних посевных работ в дизельном топливе составляет порядка 340 тысяч тонн; в бензине - 54 тысяч тонн; в дизельном масле - 18 тысяч тонн.  Однако на конец марта текущего года уровень обеспеченности крестьянских хозяйств республики в нефтепродуктах не превышает 40 процентов от необходимых объемов (по дизтопливу - 37,1 процента, по бензину - 33,7 процента, по дизельному маслу - 35,1 процента). 
Особенно неблагоприятная ситуация с обеспечением горюче-смазочными материалами сложилась в Кызылординской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях.
Однако при наличии объективно высокого спроса на горюче-смазочные материалы казахстанские НПЗ столкнулись с проблемой реализации произведенной продукции. В настоящее время  в заводских резервуарах скопилось более 54,9 тысячи тонн дизельного топлива, 137,8 тысячи тонн бензина и 167 тысяч тонн мазута. В то время как отгрузка отечественного  дизельного топлива и мазута идет по графику, емкости Павлодарского и Атырауского НПЗ, в прямом смысле слова, затоварены произведенным бензином.
Дело дошло до того, что в середине февраля на Павлодарском НПЗ была приостановлена работа двух основных установок по производству бензина из-за невозможности его реализовать. Точно такая же угроза нависла и над производственными мощностями старейшего в Казахстане Атырауского НПЗ, на реконструкцию которого не так давно был  привлечен японский кредит.  
А все дело в том, что казахстанский бензин, увы, не выдерживает конкуренции с более дешевой продукцией российских производителей. Так, в декабре прошлого года тонна российского бензина марки А-76/80 обходилась оптовым покупателям в среднем на 60 долларов США дешевле аналогичной казахстанской продукции.
Введенное с 1 января правительством Михаила Касьянова квотирование экспорта российского углеводородного сырья еще более усугубило неблагоприятную для казахстанских НПЗ ценовую ситуацию и обусловило экспансию подешевевших нефтепродуктов из России в Казахстан. В итоге объемы реализации казахстанского бензина в январе-марте текущего года сократились в среднем в 5-6 раз, а объемы импорта российских ГСМ увеличились в среднем в 3 раза. Если так пойдет и дальше, то переработка сырой нефти в бензин на установках ведущих  НПЗ республики станет коммерчески невыгодной и приведет в конечном итоге к демонтажу части производственных мощностей.
В этой связи, по мнению некоторых казахстанских специалистов, только скорейший ввод акцизных таможенных барьеров сможет предотвратить стагнацию отечественной нефтеперерабатывающей индустрии и позволит ей достаточно успешно конкурировать с зарубежными производителями в рамках приемлемого ценового режима. 
Данная мысль была услышана и нашла поддержку в кабинетах Астаны.   Выступая в начале недели перед парламентариями, вице-премьер Карим Масимов отметил, что предполагаемое увеличение акцизных ставок на импорт бензина направлено на "выравнивание цен" между казахстанской и российской продукцией, и дальнейшие действия правительства в этом направлении будут определяться в зависимости от складывающейся ситуации.                   

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии