Сохранивший мечту
Мира Мустафина
Празднование 70-летнего юбилея
обрушилось на народного артиста СССР Азербайжана Мадиевича
Мамбетова, как он сам признался, совершенно внезапно.
Азербайжан Мадиевич сопротивлялся и возмущался - 70-летие в
сентябре. Зачем же этой дате посвящать целый фестиваль
"Театральная весна 2002 года"? Убедил Азеке только Есмухан
Обаев, художественный руководитель академического театра
казахской драмы имени М.Ауэзова. Убедил, а быть может,
заинтересовал проектом - восстановить давно забытую постановку
"Абай" М.Ауэзова. "Абая" Азербайжан Мадиевич выпускал 40 лет
тому назад. С первым "Абаем" связаны легендарные имена
казахских актрис - Сабиры Майкановой, Фариды Шариповой, Бикен
Римовой. Второй "Абай" - новое поколение актеров театра. Сам
Азербайжан Мадиевич во время интервью не переставал повторять
имена главных героев "Абая" - Булата Абильманова и Шайзию
Ахметову. Признался, что благодаря им он обрел второе дыхание.
Идея движет. Работа захватывает.
- Когда именно, Азербайжан Мадиевич,
вам пришла мысль стать режиссером? - Мне везло в жизни на
хороших людей. Три человека - Шакен Айманов, Виктор Дьяков,
Моисей Гольдблат - сыграли в моей судьбе кардинальную роль.
Родился я в Волгоградской области. Когда началась Великая
Отечественная, отец ушел на фронт, а мы с мамой эвакуировались
в Алма-Ату. Я ведь мог погибнуть. Добирались поездом два
месяца, по дороге бомбежки, в Саратовской области полным ходом
развернулись военные действия. Повезло, что с первой попытки
поступил в хореографическое училище. И неожиданно для себя
прошел актерские пробы в фильме "Золотой рок" Ефима Аронова.
Там на съемочной площадке и познакомился с Шакеном Аймановым,
который играл главную роль. Мы подружились. Шакен и
посоветовал мне поступать в театрально-художественное училище.
В училище моим педагогом был Виктор Иванович Дьяков. "Тебе бы
на сцену, милок!" - сказал Виктор Иванович и взял за руку -
отвел в драматический театр, нынешний имени М.Ауэзова. Главный
режиссер театра - Моисей Гольдблат, взял меня не в актеры, а
сразу в свои помощники. Вы представляете, что такое помощник
режиссера? Скажу честно: не очень интересная работенка -
"присматриваешь" за актерами, вызываешь их на репетиции, ищешь
им недостающие костюмы, переписываешь приказы. Я стал скучать!
И тогда Моисей Гольдблат предложил разобрать пьесу, сейчас уже
не помню какую, помог выстроить логику развития внутреннего
действия пьесы и каждой роли. Помню, как качал Мосеке головой
и все приговаривал, что знаний не хватает. "Ум, природный ум -
одно, а знание - другое". Так я стал студентом режиссерского
факультета ГИТИСа. И мне опять везет: я учился на курсе
легендарных Н.Горчакова и А.Гончарева. - Азербайжан
Мадиевич, почему "И дольше века длится день" первыми увидели
москвичи? - Объяснять недолго. Театр, как известно, если
это живой театр живых людей, работает вопреки времени. В
застойные времена театр был специалистом, что между строк.
Спектакль в подтексте мог сказать все. Скажу вам честно, что
цензура не дремала. Мой фильм "Кровь и пот" мог бы пролежать
на полке бесконечное время. И знаете почему? Потому что я
осмелился на казахской могиле поставить знак ислама - луну. На
меня обрушились цензоры. Что делать? Ослушаться не мог. По
этой причине не мог поставить "И дольше века длится день".
Москва пошла навстречу. - Москва? Но ведь академический
театр имени Вахтангова недалеко от Кремля? - Безусловно.
Скажу одно, что все же Москва была посвободней, смелей и даже
где-то дерзкой. И притом советская идеологическая машина четче
работала на местах. Планомерней, я бы сказал. Главную роль -
казаха Едыге - играл Михаил Ульянов, народный любимец и
уважаемый кремлевский артист. - Была на сдаче почти
премьерного "Абая". Азербайжан Мадиевич, Абай ваш несчастен,
одинок, потерян. Знакомо ли вам такое состояние? - Да.
Жизнь - сложная штука. Она "полосная". Есть взлеты и падения.
С 1986 года жизнь мне устроила экзамен на выдержку. После
участия в декабрьских событиях меня исключили из рядов КПСС,
из театра мягко попросили, послали на "Казахфильм", умерла моя
жена - Газиза Жубанова, а еще предательство моего ученика
Тунгушпая Жаманкулова. Нет, я не хочу вспоминать старые обиды.
Уверен, что театр и коммерция - несовместимые вещи. Один
известный московский режиссер-постановщик сказал: если каждый
вечер в парке будет играть симфонический оркестр, даже при
отсутствии публики, люди к этому привыкнут. И я согласен с
ним. Считаю, что зрителя надо приучать не к легковесным
театральным постановкам типа "Тимаши", а к классике. И молодым
режиссерам советую быть терпеливее. Нельзя же всех сделать
эстетами. Все равно найдется группа зрителей, которая будет
"пробовать искусство на язык". И несмотря ни на что надо идти
"классической" дорогой. - В вашем театре в Астане, говорят,
одна молодежь? - Да, это правда. Я, может быть, где-то
подсознательно так насобирал труппу. Кто сказал, что у нас
неталантливая молодежь? Неправда. Пусть я обижу кого-нибудь в
академическом, но они работают с душой, честнее, с большей
отдачей. В них нет еще академической чопорности. Пока
репетировал "Абая", приводил своих ребят в пример. Я понял,
почему они у меня такие. Дело в сцене. Она не стационарная.
Мала. Близка к зрителю. И нам приходится постоянно
экспериментировать. Эксперимент - хорошая вещь, но в
меру. - Вы очень строги к актерам? - Да? Ничего
сверхъестественного не требую. Дисциплина. Не люблю опозданий,
не выученных ролей, не люблю неискренности. Наша школа театра
переживаний. Подайте мне внутренний мир героев, сохраните
мечту, душу, красоту. - Азербайжан Мадиевич, а почему
разбор репетиции на русском языке? - Увольте - какая у нас
школа - встречный вопрос? Школа русского театра, школа
Константина Сергеевича Станиславского. Крути-верти, но это
факт. Почему мы должны стыдиться и извиняться. Не это главное
на сегодняшний день. Главное - удержать эту школу, приумножить
традиции и многое зависит от преемственности поколений. Театр
не может быть создан на голом месте. Театр - это традиции и
только хорошие традиции. Из прошлого опыта надо взять
позитивное, лучшее, оценить опыт других поколений. Вот вам
обновленный казахстанскйи театр. И конечно же дорогу надо
давать молодым.
|