Море по колено
Жанна САГАДИ
На днях в Алматы побывал Владимир
Шаинский, композитор-легенда, автор более 300 любимых со
времен Союза добрых песен и немалого количества изумительных
саундтреков к фильмам и мультфильмам советского
периода. Народный артист России прибыл в южную столицу по
специальному приглашению Союза молодежи Казахстана на
гала-концерт конкурса казахстанской детской песни
"Обыкновенное чудо". И не случайно. Как известно, Владимир
Яковлевич обожает детей и посвятил основную часть своего
легендарного творчества именно им. "Песня крокодила Гены",
"Улыбка", "Кузнечик", "Антошка", веселые песенки из
художественных ("Анискин и Фантомас", "Завтрак на траве",
"Финист, ясный сокол") и мультипликационных ("Чебурашка",
"Крошка енот", "Трям, здравствуйте!") фильмов... Уверена, не
многие дети нынешнего поколения знают, что все эти уникальные
детские произведения принадлежат российскому композитору
Владимиру Шаинскому, которому в декабре текущего года
исполнится ровно 77 лет. Несмотря на возраст и то, что
давно уж пора на заслуженный отдых, Владимир Яковлевич
продолжает активную творческую деятельность. Ездит с
концертами по стране, снимается в кино. Неспокойный образ
жизни проявляется не только в творчестве. На досуге маэстро
удается заниматься подводной охотой, коллекционированием
всевозможных подводных трофеев, бегать и ездить на велосипеде!
- Я не считаю себя стариком. Я очень молод! Моя вторая
жена Света моложе меня на 41 год! Был как-то со мной один
случай. Позвонила однажды моя знакомая и говорит: "Слушай, что
у тебя за вкус! В газетах вон пишут, что у Шаинского
красавица-жена. Какая же она к черту красавица! У тебя вкус
или что?" Поначалу я оторопел, поскольку знал, что никому из
журналистов свою супругу не расхваливал. Она тут же: "Если ее
считать красавицей, то разве что по сравнению с тобой!" Я ей
ответил: "А вот я и считаю себя красавцем!" Знакомая не
нашлась, что ответить. Вот так надо убивать! - Владимир
Яковлевич, ваша супруга и дети живут в Израиле. Можно ли
считать это причиной того, что на какое-то время вы пропали из
поля зрения массового слушателя? - Если говорить о себе, то
я живу и в России и в Израиле. К супруге, кстати, она -
алматинка, и детям езжу один раз в две недели. Вообще желание
жить в Израиле, в основном, исходило от моих детей. Если
говорить о пропаже, то я никуда не пропадал. Из России более
чем на две недели я не отлучаюсь. Возможно, исчез с экранов
телевизоров. Но что происходит сейчас? Повсеместная
коммерциализация, богатые люди захватили телевидение... И
вместо того чтобы платить за выступление нам, выкладывать
огромные деньги должны по непонятной причине мы! Я этого
делать не собираюсь и сразу сказал им: "Да пошли вы!" -
Российская пресса писала о вас, что вы мечтаете создать стиль
"мелодического модернизма". Что это за стиль? - Я не создаю
стили, а просто пишу музыку. Потом уж и решаю "що це таке за
стиль" (простите, за говор, я недавно вернулся из Украины). Я
не делаю все наоборот: сначала разработаю стиль, после
подгоняю под него музыку. Нет. Когда я пишу мелодию, то
совершенно не думаю о стиле, сочиняю, как
получится. Мелодический модернизм понимаю так. В музыке
существует понятие "тематизм", означающее такое сочетание нот
и звуков, которое как войдет в сознание, так и останется там
навсегда. Сейчас очень много талантливых композиторов, но
их музыка будто смазана каким-то жиром. Она проходит через
извилины и быстро исчезает. Настоящая, качественная музыка
должна обладать цепкостью. Особенно - песня. Если автор хочет,
чтобы она существовала долго. Песня пишется для того, чтобы ее
пели. Ну а для этого необходимо, чтобы мысли, заложенные в
ней, оставались в нашем сознании, оказывали воздействие, ради
которого они и создавались. - На конкурс казахстанской
детской песни вы прибыли в качестве независимого
эксперта... - Думаю, что сомневаться в необходимости этого
мероприятия не приходится. Внимание детству, культуре, иначе
говоря, малозащищенным слоям населения нужно уделять всегда.
Когда наркомания и детская преступность возрастает в
математической прогрессии, надо бороться с этим! Как? Если
посредством искусства, писать песни: "Не колитесь, не
курите!", то это не поможет. Здесь более эффективны будут
комплексные меры. Поощрительные - для хороших, и
пенитенциарные - для плохих. У нас в советское время было
принято все недостатки списывать на композиторов. Мол, плохо
песни пишет. И это было неправильно. Ведь каждый должен
отвечать за свой определенный участок работы. Сейчас в
искусстве России появилась вредная тенденция. Исполняется
песня, композитор иногда объявляется, поэт - нет. - Вы
любите "повозмущаться" по этому поводу... - Да, и в данном
случае я это делаю. Не только потому, что поэту приятно, чтобы
его фамилию лишний раз "продецибелили", а потому - что человек
должен отвечать за свою продукцию. Написал заурядные слова,
пусть все знают! То же самое смело можно отнести и к
Казахстану. Что касается казахстанского конкурса, то, когда
я уезжал из Москвы, ко мне пришли представители российского
фонда "Набат" поддержки детей, молодежи, попавших в
экстремальные ситуации, и попросили: "Если найдутся в
Казахстане настоящие таланты, попроси их руководство, чтобы
этих детей прислали на наш гала-концерт, который пройдет в
апреле". - Владимир Яковлевич, правда, что для вас
абсолютно неважно, на чьи слова писать музыку, лишь бы
результат был удачным? - Фамилия автора никакой роли для
меня не играет. Я сотрудничаю не с человеком, а с
произведением. Конечно, если я знаю, что автор пишет хорошо,
мне приятно с ним работать. Я вижу и поражаюсь, до чего же
красиво человек написал. Если же он - слабак, то какие-либо
контакты с ним для меня настоящая мука. - За свой сольный
концерт вы требуете около тысячи долларов и считаете это
минимальной ставкой. Работаете ли над частными заказами? -
Что касается концертов, то я непременно постараюсь
"подорожать". Над частными заказами работаю, и немало. -
Самое первое ваше произведение? - Я уже и не помню. Но
попытки сочинять музыку были, когда я еще не умел
разговаривать. Какие-то мелодии проносились в сознании. Их,
как мне кажется, до этого я нигде не слышал. Думаю, это были
первые неосознанные попытки создавать музыку. Самые первые,
записанные на ноты мои произведения появились в девятилетнем
возрасте, когда меня стали серьезно обучать музыке. -
Наверняка, своему сыну Славику вы пророчите музыкальное
будущее? - Я не люблю глаголов в будущем времени. "То ли
будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег..." Люблю глаголы в
настоящем, а еще лучше в прошедшем времени. Когда-то я
неправильно оценил музыкальные способности своего сыночка
Славика. Когда жена сказала, что нужно учить его музыке, я
ответил: "Учи, но я не вижу слуха, ритма". Как выяснилось
позже, ошибся. Стал замечать в нем абсолютный слух. Славик
сочиняет музыку более продвинуто, чем я в его годы. Потом
столкнулся с другой проблемой. Он оказался заядлым лентяем.
Пытался поколачивать - не помогло. Сейчас вроде как
исправляется. - Славик может отличиться и своими
спортивными достижениями? - Верно. Когда ему исполнилось 7
лет, мы поехали отдыхать на дачу. Поддали, как следует, было
много гостей. И тут я подозвал сына и подсадил на взрослый
турник. Что вы думаете? Без какой-либо подготовки и занятий в
секции он сделал 30 подъем - переворотов! - Весь в
отца! - Мне никогда в жизни достичь таких рекордов не
удавалось. Я могу отжаться на кулаках, стоять на голове...И
мой рекорд на турнике - это максимум 16 подъем - переворотов!
Я просто зауважал сына. Возможно, его возьмут в олимпийский
резерв. - Вы до сих пор продолжаете заниматься подводной
охотой? - Обязательно! И не буду прекращать, пока жив. -
Ныряете с аквалангом? - Обычно - без, но если необходимо,
то использую и акваланг. Вот скоро буду в Израиле, запишусь в
клуб аквалангистов. Там крупные рыбы, поэтому надо идти на
большие глубины. Однажды я нырял рядом с городом, в котором
располагается старая римская крепость. Море штормило, а под
водой остались камни от древних римских строений, обросшие
острым ракушечником. Вы не можете себе представить, но вышел я
из воды весь в крови! Это заметил хозяин того участка, где я
устраивал свои подводные виражи. Мне - "море по колено", а он
засуетился, стал смазывать мои раны какой-то жидкостью. Я
говорю ему: "Ерунда! Не такое пережили!"
|