22 марта 2002
№ 12 (200)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     События  

Железнодорожный тупик

Талгат Калиев
Светлана Грибанова

Есть анекдот. Телефонный звонок: “Вася дома?”, ответ: “Нет, Вася умер”, пауза, и озадаченное: “Значит, он на рыбалку с нами не пойдет?”. Примерно так выглядит ситуация с еще недавно бурно обсуждавшейся реструктуризацией железной дороги. Теперь, по-видимому, о таком повороте реформ придется забыть. По крайней мере, на период крупнейшего расследования вокруг не менее крупной компании, в орбиту которого оказались вовлечены весьма крупные фигуры

Антология скандала
По официальной версии выявлению нарушений в хозяйственной деятельности РГП “Казахстан темир жолы” предшествовала плановая проверка прокуратуры. Между тем, некоторые наблюдатели считают, что толчком послужило поручение главы государства детальнее изучить целесообразность проведения реструктуризации отрасли.
По-видимому, именно в ходе тщательного изучения дел в РГП и всплыли некоторые нестыковки, для уточнения которых была инициирована проверка. Другие говорят, что, напротив, проверка была начата раньше, и именно некоторая предварительная информация о возможных хищениях в компании послужила причиной заявления президента о переносе сроков реструктуризации.

Как бы там ни было, но на прошлой неделе разразился настоящий скандал. Прокуратура объявила о возбуждении уголовных дел по фактам хищений в РГП “Казахстан темир жолы”, а президент страны подписал распоряжение о временном отстранении от исполнения обязанностей министра транспорта и коммуникаций Аблая Мырзахметова. Напомним, что после назначения бывшего министра транспорта и коммуникаций Карима Масимова на пост вице-премьера в ноябре прошлого года его кресло занял Аблай Мырзахметов, до этого возглавлявший КТЖ.

На сегодняшний день генеральной прокуратурой уже обнародован примерный список претензий к “Казахстан темир жолы”. В первую очередь, железнодорожникам вменяются факты проведения фиктивных тендеров. Только по капитальному строительству было заключено без проведения тендеров более тысячи договоров на общую сумму порядка пяти миллиардов тенге. А если же тендеры и проводились, то, вопреки логике и правилам их проведения, побеждали порой фирмы, предложившие самые невыгодные условия.

Более того, многие участники, вернее победители тендеров оказались на поверку фирмами-однодневками. Одиннадцать из них были оформлены на одно лицо, ныне скрывшееся в неизвестном направлении. Кроме этого, еще восемь работавших с РГП фирм, как выяснилось, были так или иначе связаны с этим же гражданином. Нередко на тендерах они-то и “соперничали” между собой, изображая бурную конкурентную борьбу.

Нарушения не ограничиваются этими, в принципе, распространенными для нашего общества, методами перекачки средств из государственного кармана в собственный. Выявлены и факты банальных хищений. По данным прокуратуры, в 1998 году “Казахстан темир жолы” было заключено соглашение с фирмой, принявшей на себя обязательство по поставке вагонов. Однако поставленная 61 цистерна, общей стоимостью более миллиона долларов, оказалась собственностью других, неказахстанских, предприятий.

Дошли проверки и до набившей оскомину системы пассажирских перевозок. Наконец-то и в Генеральной прокуратуре убедились, что большинство поездов, действительно ходили с полупустыми вагонами, тогда как пассажирам отказывали в продаже билетов, ссылаясь на их отсутствие, чем принуждали их обращаться к вокзальным “разводилам”.

Улучшится ли теперь ситуация на железной дороге или нет, пока неизвестно. Ясно одно - скандал, судя по всему, назревает нешуточный. Радует уже то, что дела богатейшего госпредприятия, прибыль которого за 2001 год достигла 18 миллиардов тенге, взяты наконец государством под контроль.

Фигуры
Публично в орбиту расследования оказался вовлечен экс-гендиректор РГП “Казахстан темир жолы” Аблай Мырзахметов, поскольку часть выявленных нарушений пришлась на период его директорства. Посему, для обеспечения объективности следствия нынешний министр был временно отстранен президентом от исполнения своих обязанностей.

Пожалуй, это беспрецедентный случай, когда власть публично демонстрирует сомнения в непогрешимости людей из своей когорты. Хотя в кулуарах говорят и о том, что глава государства сомневается в причастности Аблая Мырзахметова к выявленным хищениям, и предполагают, что летом, по окончании расследования, он может вернуться в свое министерское кресло.

В противном же случае, полагают некоторые наблюдатели, президент, имей он хоть малейшие подозрения, сразу бы уволил Мырзахметова. Пока к исполнению обязанностей министра транспорта и коммуникаций привлечен вице-премьер Карим Масимов.

Похоже, скандальные разоблачения в РГП стали той последней каплей, вызвавшей его преобразование в ЗАО “Национальная компания “Казахстан темир жолы” со 100-процентым госпакетом акций путем слияния РГП с его двенадцатью дочерними предприятиями. Означает ли это конец реструктуризации РГП, программа которой была одобрена прежним правительством только в прошлом году?

В результате реструктуризации все структурные подразделения “Казахстан темир жолы” должны были быть приватизированы, вплоть до неосновных железнодорожных путей. За исключением рельсов, которые согласно программе остаются у государства, мы получили бы полностью частную железную дорогу, владельцы которой стали бы диктовать свои условия, устанавливать свои тарифы.

Возглавил ЗАО “Казахстан темир жолы”, по решению правительства, Ерлан Атамкулов. Инженер-строитель по образованию, он, судя по его послужному списку, до сих пор не имел никакого отношения к железной дороге, кроме как в качестве пассажира.

Под вопросом судьба теперь уже бывшего гендиректора РГП Бауржана Баймуханова, который, по некоторым данным, даже собирался покинуть пределы страны. Официально же он находился в отпуске, с которого был отозван в срочном порядке. Степень его причастности к злоупотреблениям в КТЖ будет установлена следствием, во всяком случае, в период, когда были допущены выявленные ныне нарушения, он работал заместителем гендиректора РГП.

По заявлениям официальных лиц, на сегодняшний день железная дорога продолжает работу в обычном режиме, за исключением факта работы в офисе вновь созданного ЗАО следственной группы. От более подробных комментариев Генпрокуратура пока воздерживается. Однако следователи не исключают, что выявленные суммы представляют лишь вершину айсберга, и не исключено, что ниточка потянется и за пределы бывшего РГП.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии