YESTERDAY!
Галина Галкина
Бердалы Оспан, руководитель группы “Музей”
из Шымкента, живет вчерашним днем. Будто вчера впервые услышал
он песни “Битлз”.
Натуры
творческие новаторски устремлены вперед, поиск для них главное:
не оглядываться назад и без сожаления сокрушать идеалы. Но
и самые ищущие в какой-то момент ностальгически обращают свой
взор в прошлое - и находят там все то, что искали. Существует
160 аранжировок суперхита “Битлз” “Yesterday!”. “Вчера!” Все
уже было вчера. А сегодня что-то изменилось в мире. Может
быть, это произошло в трагическом сентябре прошлого года?
И на смену ментальности пришло время сентиментальности. Группа
“Музей” бережно хранит для нас музыкальные сокровища вчерашнего
дня.
В этом году весной шымкентской музыкальной группе “Музей”
исполняется 15 лет, музыканты специализируются на репертуаре
группы “Битлз”, на рок-классике в целом. “Битлз” остается
главным, бережно оберегаемым экспонатом “Музея”.
Все началось с увлечения “Битлз”. Битломания сотрясала планету.
Фаны выросли, седина посеребрила виски. Поклонение “Битлз”
у одних ушло в долины памяти, у других вылилось в академическое
исследование творчества ливерпульской четверки, в стадию архивирования,
стало профессией и судьбой.
Каждый год весной в день своего рождения “Музей” на улицах
Шымкента дает концерт. Собираются люди - взрослые, дети, дедушки,
бабушки.
Бердалы Оспан - менеджер группы, гитарист, солист. Его можно
назвать главным хранителем “Музея”, потому что именно он заботится
о пополнении экспозиции новыми экспонатами.
Имя Бердалы переводится как Джон. Джон - это Иоанн, что на
древнееврейском означает “Бог благоволения”, и “Бердалы” значит
то же. К тому же, как и Леннон, Бердалы Оспан по знаку зодиака
Весы. Это перст судьбы - следовать за “Битлз” и оставаться
с ним всю жизнь.
- 15 лет над нами висит дамоклов меч обвинений в том, что
мы не поем свои песни. Люди следуют моде, и все, что вне потока,
вызывает неодобрение. Так стала вдруг модной вера в Бога.
Джон Леннон, видимо, иронизируя над этой человеческой слабостью
- погоней за модой, - сказал, что “Битлз” был популярнее,
чем Иисус Христос. Лишь абзац в определенном контексте - а
в Америке из этого сделали скандал. Хотя популярность ливерпульской
группы была безграничной, музыкантам поклонялись. Люди ломились
на их концерты, а не в храмы.
Бердалы Оспан - инициатор создания группы “Музей”. Он работал
в областном историко-краеведческом музее, играл в инструментальных
ансамблях на свадьбах, пел свои песни.
- Но всегда мне хотелось играть песни “Битлз”. В советское
время поддерживали художественную самодеятельность. Я решил
организовать ансамбль и даже получил кое-какую аппаратуру.
В ту пору я не имел представления, что такое вторые голоса,
что такое гармония, как играют на соло-гитаре. Я не знал,
за что взялся! Была жгучая страсть - “Битлз”. Но сегодня могу
сказать, что нам не стыдно сыграть на любой сцене.
Бердалы грезит группой. Когда он не играет “Битлз”, он рисует
“Битлз”. Рисунков множество. Они великолепны. Кажется, что
в каждом из них звучит музыкальная фраза из популярных песен.
Бердалы закончил в свое время художественно-графический факультет
педагогического института города Шымкента. Тончайшая графика
- это исследование и оценка творчества супергруппы 20-го века,
а также выражение любви к кумирам юности. Некоторые рисунки
Бердалы посылал битломанам по Союзу. Так они дошли до Великобритании.
Получил письмо от английских поклонников “Битлз”: “Все еще
рисуешь?” Бердалы написал в ответ о своей группе “Музей”.
Шымкентскую группу-двойник “Битлз” пригласили на международный
фестиваль музыки “Битлз” в Ливерпуль. Казахско-английская
фирма в Шымкенте выделила средства на участие группы “Музей”
в фестивале.
- Руководителя фирмы Сергея Николаевича Долгих не пришлось
уговаривать. Он сразу согласился. Это было, как в сказке.
60 коллективов со всего мира пели репертуар “Битлз” в августе
1994 года в Ливерпуле.
Шымкентцы не затерялись в этой поющей фанатеющей толпе. У
“Музея” не было такой супертехники, как у японцев, таких великолепных
костюмов, как у европейцев и американцев, но они сумели покорить
слушателей некой субстанцией - назовите это духом “Битлз”.
Когда музыканты из Казахстана сошли со сцены отеля “Адельфия”,
они попали в объятия битломанок, ровесниц Леннона, Маккартни:
“Вы настоящие “Битлз”! Мы их видели”. Генеральный директор
компании Cavern citi tours - организатора фестиваля - Уильям
Хикл в письме президенту Казахстана написал: “Группа “Музей”
нанесла название вашей страны на музыкальную карту мира”.
Это был 1994 год.
Некий фатум стал присутствовать в жизни “музейщиков” - “Битлз”
стали известны после семи лет существования, “Музей” получил
признание в свою седьмую годовщину, именно после участия в
ливерпульском фестивале. Масса мистических случайностей, могущих
воспрепятствовать участию в фестивале, была преодолена.
- Будто кто-то сверху проверял нас, нашу преданность группе
“Битлз”, насколько мы хотим попасть в Ливерпуль.
В 80-е в Шымкенте под натиском группы “Музей” пали все идеологические
запреты. Существовала цензура на западную музыку: допускался
лишь незначительный процент звучания в репертуаре танцплощадок
композиций авторов дружественного соцлагеря. “Битлз” и вовсе
был некоторое время под запретом, бессмысленность которого
стала очевидной через несколько лет.
Уже в последние годы Бердалы Оспан организовал фестиваль
“Рок-пар”, в котором участвуют коллективы из Средней Азии
и Казахстана. Конкурсная сцена проверяет артистов на подлинность.
Так обнаружилось, что любая группа из Ташкента играет на голову
выше шымкентских.
- А у наших исполнителей было больше амбиций, чем профессионализма.
Когда ташкентцы приехали на третий “Рок-пар”, они отметили,
что уровень наших групп стал выше. В связи с этим я тешу себя
надеждой, что “Музей” выполняет свою миссию: сохраняя дух
и саму живую музыку “Битлз”, благотворно воздействует на развитие
рока в Шымкенте.
“Музей” в Шымкенте - всеобщие любимцы, культурная достопримечательность.
Англичане, находящиеся в Шымкенте, непременно попадают на
концерт “Музея”. Слушая их, они спрашивают, откуда у вас ливерпульский
акцент?
С прошлого года “Музей” играет в новом составе. Роли распределились
так: Бердалы Оспан - Джон Леннон, Сергей Харитонов - Ринго
Старр, играет почти на всех инструментах, единственный в Шымкенте
поющий барабанщик. Новички в группе - Эдуард Мустафин и Данила
Ашкелович с самозабвением погрузились в мир “Битлз”.
Это возрождение, обновление кажется неизбежным. “Музей” получил
второе дыхание.
Их не печалит, что известность группы “Музей”-”Битлз” очерчена
пределами Шымкента и Ташкента. Недавно “Музей” успешно выступил
в ночном клубе Алматы “Millennium”. Менеджер “Музея” Бердалы
Оспан считает, что их ждет творческое долголетие.
- У меня была мечта сделать программу - “Путешествие в рок-ландию”.
Так назывался магнитный альбом “В рок-ландию из Казахстана”.
В настоящее время у нас в репертуаре песни разных рок-групп
на час звучания.
Еще пятнадцать лет мы будем пропагандировать творчество “Битлз”
и других рок-коллективов. И завершим свою карьеру большим
благотворительным концертом.
С “Музеем” играет и поет американский гражданин Фил Грайнер,
он живет в Шымкенте, работает в Корпусе мира.
Бердалы Оспан пишет книгу “Дневник Леннона” - от имени певца
на основе всего собранного за многие годы материала. Первая
изданная им книга - “Как стать знаменитым”, предназначена
для участников фестиваля “Рок-пар”, тираж ее невелик. Собирается
написать книгу о судьбе творческого человека в современном
мире, а также историю шоу-бизнеса на казахском языке.
Недавно умер Джордж Харрисон. Бердалы Оспан пережил это как
личную трагедию. Шымкентцы, встречая его в городе, выражали
соболезнование. Его глубоко задело, что сообщили об этом,
как о заурядном событии. Он был благодарен тем, кто разделял
его боль - с каждым из “Битлз” уходит эпоха.
Отец Бердалы Оспана - Асильхан Оспанулы. Филолог, журналист,
аспирант Мухтара Ауэзова. Его темой было творчество южно-казахстанского
поэта Майлыходжа. Мухтар Ауэзов предостерег его: писать о
религиозном поэте в наше время опасно. На что Асильхан ответил:
“Я оставил шестерых детей не для того, чтобы стать кандидатом
наук, а для того, чтобы написать о ярком человеке”. Тема все
же была утверждена. Потом количество детей возросло до восьми.
Почти все занимаются творчеством. Сералы был лидер-гитаристом
группы “Музей”. Ералы - художник-график. Мать не работала,
но была энергичным организатором в семье. Менеджерство Бердалы
- от нее. Интерес к прошлому - от отца.
- “Битлз”, будучи известной группой, выступали с концертом
на крыше своего офиса в Лондоне. “Музейщики” пели в свое десятилетие
на крыше ДК “Машиностроитель”, где базировалась группа. Но
в отличие от ливерпульской четверки, которая играла под куполом
неба без разрешения, мы таковое получили. “Битлз” остановила
полиция, так как во время выступления движение на улицах замерло.
Я за год до нашего концерта оповестил директора ДК Изольду
Сергеевну Ким о нашем намерении. Надо сказать, что она приняла
смелое решение, разрешив эту творческую авантюру. В свое время
она предоставила нам небольшое помещение, заваленное старой
сантехникой. Мы его расчистили и получили возможность работать.
Из этого полуподвальчика группа “Музей” поехала в Ливерпуль.
Джордж Харрисон организовал концерт в пользу народа Бангладеш.
Благотворительные выступления - традиция “Музея”. Шымкентские
музыканты провели для своего друга, слепого музыканта, акцию
- пытались заработать деньги на синтезатор. К сожалению, не
сумели собрать нужную сумму, но порыв “Музея” был подхвачен
крупной фирмой, которая подарила незрячему музыканту синтезатор.
Бердалы называет свою группу профессиональными энтузиастами.
Королева Великобритании наградила “Битлз” орденами. “Музей”
в духе советских стандартов получил почетную грамоту - и то
заграничную. Разумеется, шымкентские музыканты не дерзают
стяжать хотя бы толику той славы, которая обрушилась на “Битлз”.
Они готовы умножать ее здесь, в Казахстане, ибо “Битлз” -
всечеловеческая ценность, которую необходимо хранить. Но,
конечно, “Музей” не совсем безразличен к знакам признания
их усилий.
Есть и у них свои триумфы. Бердалы вспоминает концерт в Ташкенте,
когда публика не хотела отпускать “Музей”. Тогда они пели
40 песен живьем, даже самые сложные. Директор зала предложила
остановить концерт, так как зрители были охвачены бурным восторгом:
подростки в истерике карабкались на сцену.
В 1968-м “Битлз” выпустили “Белый альбом” - двойник.
- Сегодняшняя наша программа - это наш “Белый альбом”. Один
философ сказал, что “Битлз” спасли мир от мировой войны. Исполняя
песни “Битлз”, мы бы хотели внести свой вклад в дело защиты
мира от агрессии и терроризма.
Свое пятнадцатилетие группа “Музей” отметит своеобразно:
музыканты будут ездить на открытом грузовике по городу и петь
песни “Битлз”.
- Пусть люди удивятся. Когда человек чему-то удивляется,
он меняется, а потом и мир вокруг себя пытается изменить,
сделать лучше.
|