22 марта 2002
№ 12 (200)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     Люди  

YESTERDAY!

Галина Галкина

Бердалы Оспан, руководитель группы “Музей” из Шымкента, живет вчерашним днем. Будто вчера впервые услышал он песни “Битлз”.

Натуры творческие новаторски устремлены вперед, поиск для них главное: не оглядываться назад и без сожаления сокрушать идеалы. Но и самые ищущие в какой-то момент ностальгически обращают свой взор в прошлое - и находят там все то, что искали. Существует 160 аранжировок суперхита “Битлз” “Yesterday!”. “Вчера!” Все уже было вчера. А сегодня что-то изменилось в мире. Может быть, это произошло в трагическом сентябре прошлого года? И на смену ментальности пришло время сентиментальности. Группа “Музей” бережно хранит для нас музыкальные сокровища вчерашнего дня.
В этом году весной шымкентской музыкальной группе “Музей” исполняется 15 лет, музыканты специализируются на репертуаре группы “Битлз”, на рок-классике в целом. “Битлз” остается главным, бережно оберегаемым экспонатом “Музея”.

Все началось с увлечения “Битлз”. Битломания сотрясала планету. Фаны выросли, седина посеребрила виски. Поклонение “Битлз” у одних ушло в долины памяти, у других вылилось в академическое исследование творчества ливерпульской четверки, в стадию архивирования, стало профессией и судьбой.

Каждый год весной в день своего рождения “Музей” на улицах Шымкента дает концерт. Собираются люди - взрослые, дети, дедушки, бабушки.

Бердалы Оспан - менеджер группы, гитарист, солист. Его можно назвать главным хранителем “Музея”, потому что именно он заботится о пополнении экспозиции новыми экспонатами.

Имя Бердалы переводится как Джон. Джон - это Иоанн, что на древнееврейском означает “Бог благоволения”, и “Бердалы” значит то же. К тому же, как и Леннон, Бердалы Оспан по знаку зодиака Весы. Это перст судьбы - следовать за “Битлз” и оставаться с ним всю жизнь.

- 15 лет над нами висит дамоклов меч обвинений в том, что мы не поем свои песни. Люди следуют моде, и все, что вне потока, вызывает неодобрение. Так стала вдруг модной вера в Бога. Джон Леннон, видимо, иронизируя над этой человеческой слабостью - погоней за модой, - сказал, что “Битлз” был популярнее, чем Иисус Христос. Лишь абзац в определенном контексте - а в Америке из этого сделали скандал. Хотя популярность ливерпульской группы была безграничной, музыкантам поклонялись. Люди ломились на их концерты, а не в храмы.

Бердалы Оспан - инициатор создания группы “Музей”. Он работал в областном историко-краеведческом музее, играл в инструментальных ансамблях на свадьбах, пел свои песни.

- Но всегда мне хотелось играть песни “Битлз”. В советское время поддерживали художественную самодеятельность. Я решил организовать ансамбль и даже получил кое-какую аппаратуру. В ту пору я не имел представления, что такое вторые голоса, что такое гармония, как играют на соло-гитаре. Я не знал, за что взялся! Была жгучая страсть - “Битлз”. Но сегодня могу сказать, что нам не стыдно сыграть на любой сцене.

Бердалы грезит группой. Когда он не играет “Битлз”, он рисует “Битлз”. Рисунков множество. Они великолепны. Кажется, что в каждом из них звучит музыкальная фраза из популярных песен. Бердалы закончил в свое время художественно-графический факультет педагогического института города Шымкента. Тончайшая графика - это исследование и оценка творчества супергруппы 20-го века, а также выражение любви к кумирам юности. Некоторые рисунки Бердалы посылал битломанам по Союзу. Так они дошли до Великобритании. Получил письмо от английских поклонников “Битлз”: “Все еще рисуешь?” Бердалы написал в ответ о своей группе “Музей”. Шымкентскую группу-двойник “Битлз” пригласили на международный фестиваль музыки “Битлз” в Ливерпуль. Казахско-английская фирма в Шымкенте выделила средства на участие группы “Музей” в фестивале.

- Руководителя фирмы Сергея Николаевича Долгих не пришлось уговаривать. Он сразу согласился. Это было, как в сказке. 60 коллективов со всего мира пели репертуар “Битлз” в августе 1994 года в Ливерпуле.

Шымкентцы не затерялись в этой поющей фанатеющей толпе. У “Музея” не было такой супертехники, как у японцев, таких великолепных костюмов, как у европейцев и американцев, но они сумели покорить слушателей некой субстанцией - назовите это духом “Битлз”. Когда музыканты из Казахстана сошли со сцены отеля “Адельфия”, они попали в объятия битломанок, ровесниц Леннона, Маккартни: “Вы настоящие “Битлз”! Мы их видели”. Генеральный директор компании Cavern citi tours - организатора фестиваля - Уильям Хикл в письме президенту Казахстана написал: “Группа “Музей” нанесла название вашей страны на музыкальную карту мира”. Это был 1994 год.

Некий фатум стал присутствовать в жизни “музейщиков” - “Битлз” стали известны после семи лет существования, “Музей” получил признание в свою седьмую годовщину, именно после участия в ливерпульском фестивале. Масса мистических случайностей, могущих воспрепятствовать участию в фестивале, была преодолена.

- Будто кто-то сверху проверял нас, нашу преданность группе “Битлз”, насколько мы хотим попасть в Ливерпуль.

В 80-е в Шымкенте под натиском группы “Музей” пали все идеологические запреты. Существовала цензура на западную музыку: допускался лишь незначительный процент звучания в репертуаре танцплощадок композиций авторов дружественного соцлагеря. “Битлз” и вовсе был некоторое время под запретом, бессмысленность которого стала очевидной через несколько лет.

Уже в последние годы Бердалы Оспан организовал фестиваль “Рок-пар”, в котором участвуют коллективы из Средней Азии и Казахстана. Конкурсная сцена проверяет артистов на подлинность. Так обнаружилось, что любая группа из Ташкента играет на голову выше шымкентских.

- А у наших исполнителей было больше амбиций, чем профессионализма. Когда ташкентцы приехали на третий “Рок-пар”, они отметили, что уровень наших групп стал выше. В связи с этим я тешу себя надеждой, что “Музей” выполняет свою миссию: сохраняя дух и саму живую музыку “Битлз”, благотворно воздействует на развитие рока в Шымкенте.

“Музей” в Шымкенте - всеобщие любимцы, культурная достопримечательность. Англичане, находящиеся в Шымкенте, непременно попадают на концерт “Музея”. Слушая их, они спрашивают, откуда у вас ливерпульский акцент?

С прошлого года “Музей” играет в новом составе. Роли распределились так: Бердалы Оспан - Джон Леннон, Сергей Харитонов - Ринго Старр, играет почти на всех инструментах, единственный в Шымкенте поющий барабанщик. Новички в группе - Эдуард Мустафин и Данила Ашкелович с самозабвением погрузились в мир “Битлз”.

Это возрождение, обновление кажется неизбежным. “Музей” получил второе дыхание.

Их не печалит, что известность группы “Музей”-”Битлз” очерчена пределами Шымкента и Ташкента. Недавно “Музей” успешно выступил в ночном клубе Алматы “Millennium”. Менеджер “Музея” Бердалы Оспан считает, что их ждет творческое долголетие.

- У меня была мечта сделать программу - “Путешествие в рок-ландию”. Так назывался магнитный альбом “В рок-ландию из Казахстана”. В настоящее время у нас в репертуаре песни разных рок-групп на час звучания.

Еще пятнадцать лет мы будем пропагандировать творчество “Битлз” и других рок-коллективов. И завершим свою карьеру большим благотворительным концертом.

С “Музеем” играет и поет американский гражданин Фил Грайнер, он живет в Шымкенте, работает в Корпусе мира.

Бердалы Оспан пишет книгу “Дневник Леннона” - от имени певца на основе всего собранного за многие годы материала. Первая изданная им книга - “Как стать знаменитым”, предназначена для участников фестиваля “Рок-пар”, тираж ее невелик. Собирается написать книгу о судьбе творческого человека в современном мире, а также историю шоу-бизнеса на казахском языке.

Недавно умер Джордж Харрисон. Бердалы Оспан пережил это как личную трагедию. Шымкентцы, встречая его в городе, выражали соболезнование. Его глубоко задело, что сообщили об этом, как о заурядном событии. Он был благодарен тем, кто разделял его боль - с каждым из “Битлз” уходит эпоха.

Отец Бердалы Оспана - Асильхан Оспанулы. Филолог, журналист, аспирант Мухтара Ауэзова. Его темой было творчество южно-казахстанского поэта Майлыходжа. Мухтар Ауэзов предостерег его: писать о религиозном поэте в наше время опасно. На что Асильхан ответил: “Я оставил шестерых детей не для того, чтобы стать кандидатом наук, а для того, чтобы написать о ярком человеке”. Тема все же была утверждена. Потом количество детей возросло до восьми. Почти все занимаются творчеством. Сералы был лидер-гитаристом группы “Музей”. Ералы - художник-график. Мать не работала, но была энергичным организатором в семье. Менеджерство Бердалы - от нее. Интерес к прошлому - от отца.

- “Битлз”, будучи известной группой, выступали с концертом на крыше своего офиса в Лондоне. “Музейщики” пели в свое десятилетие на крыше ДК “Машиностроитель”, где базировалась группа. Но в отличие от ливерпульской четверки, которая играла под куполом неба без разрешения, мы таковое получили. “Битлз” остановила полиция, так как во время выступления движение на улицах замерло. Я за год до нашего концерта оповестил директора ДК Изольду Сергеевну Ким о нашем намерении. Надо сказать, что она приняла смелое решение, разрешив эту творческую авантюру. В свое время она предоставила нам небольшое помещение, заваленное старой сантехникой. Мы его расчистили и получили возможность работать. Из этого полуподвальчика группа “Музей” поехала в Ливерпуль.

Джордж Харрисон организовал концерт в пользу народа Бангладеш. Благотворительные выступления - традиция “Музея”. Шымкентские музыканты провели для своего друга, слепого музыканта, акцию - пытались заработать деньги на синтезатор. К сожалению, не сумели собрать нужную сумму, но порыв “Музея” был подхвачен крупной фирмой, которая подарила незрячему музыканту синтезатор.

Бердалы называет свою группу профессиональными энтузиастами.

Королева Великобритании наградила “Битлз” орденами. “Музей” в духе советских стандартов получил почетную грамоту - и то заграничную. Разумеется, шымкентские музыканты не дерзают стяжать хотя бы толику той славы, которая обрушилась на “Битлз”. Они готовы умножать ее здесь, в Казахстане, ибо “Битлз” - всечеловеческая ценность, которую необходимо хранить. Но, конечно, “Музей” не совсем безразличен к знакам признания их усилий.

Есть и у них свои триумфы. Бердалы вспоминает концерт в Ташкенте, когда публика не хотела отпускать “Музей”. Тогда они пели 40 песен живьем, даже самые сложные. Директор зала предложила остановить концерт, так как зрители были охвачены бурным восторгом: подростки в истерике карабкались на сцену.

В 1968-м “Битлз” выпустили “Белый альбом” - двойник.

- Сегодняшняя наша программа - это наш “Белый альбом”. Один философ сказал, что “Битлз” спасли мир от мировой войны. Исполняя песни “Битлз”, мы бы хотели внести свой вклад в дело защиты мира от агрессии и терроризма.

Свое пятнадцатилетие группа “Музей” отметит своеобразно: музыканты будут ездить на открытом грузовике по городу и петь песни “Битлз”.

- Пусть люди удивятся. Когда человек чему-то удивляется, он меняется, а потом и мир вокруг себя пытается изменить, сделать лучше.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии