Как выбрать свой банк
Светлана Грибанова
Раньше народ, послушный призывам партии, излишки денег хранил
в сберкассе, или, как было принято говорить, “на книжке”.
В те времена банк был только один - государственный. Никто
и подумать не мог, что пройдет десять лет, и в Казахстане
появится множество банков, а деньги отныне будут класть не
на сберкнижку, а на депозит. Одно плохо: за смутные постперестроечные
годы сначала “сгорели” рублевые сбережения, а остатки денег
ушли в пирамиды, поэтому люди подрастеряли веру в отечественные
финансовые институты. И лишь последние год-два увеличение
банковских депозитов физических лиц, то есть нас с вами, свидетельствует
о росте доверия населения к банковской системе.
Сейчас наступил тот момент, когда “свой” банк следует выбирать
с толком, с расстановкой, с пониманием тонкостей и отличий
одного банка от другого. Читателям “НП” повезло, сегодня их
консультирует заместитель председателя правления банка “ЦентрКредит”,
директор департамента развития бизнеса Медет Рахимбаев.
Корр.: Человеку, далекому от банковской сферы, трудно
самостоятельно ориентироваться в море новых терминов, появившихся
вместе с банками. Вот, например, все мы ежедневно слышим в
рекламе “депозит такой, депозит этакий”, а что это слово вообще
означает?
Медет Рахимбаев: С латинского слово “депозит” - это вещь
или деньги, отданные на хранение. Это слово упоминается еще
в “Истории” Геродота. Во все времена существовала необходимость
в сбережении и приумножении достояния: клады в землю зарывали,
хранили в тайниках золото и драгоценности. Во всех этих случаях
богатство было мертвым - оно не приносило прибыли своему обладателю.
Впервые деньги стали работать на деньги, когда появились ростовщики
и возникло такое понятие, как проценты. Современный банковский
депозит тем и хорош, что приносит его владельцу доход.
Корр.: Насколько я знаю, многие считают, что в банке
на депозит принимают только крупные суммы. Мои знакомые говорят:
ну куда я сунусь в банк со своими ста долларами? Действительно
ли существуют ограничения по сумме вклада?
М.Р.: Вклад можно открыть даже с 500 тенге. Банк “ЦентрКредит”
принимает любую валюту. В зависимости от вида депозита наш
клиент может доверить банку деньги в удобной для него валюте
- тенге, долларах США и евро. Владелец депозита сам определяет
и срок хранения денег - от нескольких дней до 18 месяцев и
более.
Корр.: Депозит - это ведь не только сумма, валюта
и срок. Существуют такие понятия, как страхование вклада,
ставка вознаграждения и т. д. Не могли бы вы подробнее рассказать
о главных составляющих предоставляемой банком “ЦентрКредит”
услуги “Депозит”?
М.Р.: Я объясню несколько понятий, с которыми приходится
столкнуться клиентам, которые хотят открыть депозит в своем
банке. Начнем со ставки вознаграждения. Следует запомнить:
существуют депозиты с фиксированной и плавающей процентными
ставками. Фиксированная ставка вознаграждения остается неизменной
в течение всего срока действия договора банковского вклада.
Плавающая может быть изменена в период действия договора в
зависимости от рыночных условий. Клиенты получают вознаграждение
в зависимости от вида депозита по определенной схеме - ежемесячно,
ежегодно или в конце срока действия договора.
Бывают срочные депозиты, на которые нельзя сделать дополнительные
взносы, то есть сумма его остается неизменной весь срок действия
договора. Существуют также накопительные депозиты, когда можно
вносить деньги в течение действия договора. Может возникнуть
ситуация, когда вам срочно понадобятся деньги. В таком случае
можно расторгнуть договор и снять с депозита свои деньги.
Однако внимательно ознакомьтесь с условиями расторжения договора.
Это может стоить вам дорого.
Немного о страховании вкладов. Существуют как застрахованные
депозиты, так и депозиты без страхования. Нужно также помнить
о том, что не вся сумма может быть возвращена вкладчику в
случае краха банка. Вид депозита определяет сам вкладчик.
Если у него установились доверительные отношения с банкиром,
он может открыть незастрахованный депозит, в таком случае
ставка вознаграждения будет выше.
Корр.: Что бы вы могли посоветовать своим потенциальным
клиентам, впервые открывающим депозит?
М.Р.: Мы можем предложить несколько рецептов, которые
пригодятся при открытии депозита в любом банке.
Сотрудники банка обычно рады помочь клиенту. Поэтому не стесняйтесь
обсудить все возникшие у вас вопросы и уточнить все непонятные
детали у менеджера счета, который будет открывать депозит.
Лучше всего разделить все имеющиеся у вас деньги на несколько
депозитов с различными сроками хранения и разными ставками
вознаграждения. Это позволит вашим деньгам работать более
эффективно. Если какой-либо из банков объявляет о высокой
процентной ставке, прежде чем остановить свой выбор именно
на этом банке, проверьте условия депозита - они должны вас
удовлетворять. Проследите, чтобы обещанная ставка не изменилась
за несколько дней в худшую сторону.
Уточните, какая будет ставка по выбранному вами депозиту
- плавающая или фиксированная. При прочих равных условиях
выбирайте фиксированную ставку вознаграждения, так как она
не изменится в течение действия договора. Представьте, что
вы оформили депозит с плавающей ставкой вознаграждения 10
процентов годовых. Она может измениться трижды за срок договора,
в результате вы получите меньшее вознаграждение.
Обязательно узнайте, каковы условия досрочного расторжения
договора. В некоторых случаях вы можете лишиться начисленного
вознаграждения.
Корр.: Реклама банка “ЦентрКредит” отличается сдержанностью,
я бы сказала, интеллигентностью. Вы, например, не объявляете
о проведении различных розыгрышей, как другие банки, в расчете
на привлечение новых клиентов. Не хотите нести дополнительные
расходы?
М.Р.: Дело вовсе не в этом. Расходы на призы составляют
малую долю в бюджете рекламной кампании. Понимаете, мы очень
ценим своих клиентов и не хотим, чтобы, например, 50 человек
выиграли, а 500 остались недовольны тем, что им ничего не
досталось. Поэтому мы считаем, что не должны заманивать своих
клиентов бытовой техникой и путевками в теплые страны. Понятно,
когда розыгрыши проводят предприятия, выпускающие продукты
питания или товары народного потребления. Для продвижения
марки это хороший прием. Если мне не понравился один сок,
в следующий раз куплю другой. Банк и банковские услуги - это
слишком серьезно, здесь не должно быть риска неверной покупки.
Мы не считаем себя вправе влиять на решение потенциального
клиента дополнительными стимулами. Не следует игнорировать
и мнение тех людей, которых вообще раздражают всевозможные
лотереи и розыгрыши, так как они считают, что бесплатный сыр
бывает только в мышеловке.
Корр.: А есть ли одна общая рекомендация?
М.Р.: Есть. Относитесь к собственным деньгам очень
серьезно.
|