15 марта 2002
№11 (199)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     События  

Монополия на границу

Три месяца минуло с того времени, когда министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов публично пообещал навести порядок в таможне и, сместив генерала Нукенова, взял здесь власть непосредственно в свои руки. А вся заваруха вышла из-за того, что немногим ранее министр обнаружил в таможенных органах “ядро коррупции”, заметим, спустя почти три года своего пребывания во главе фискального ведомства, и, таким образом, курируя таможню. В общем, сам себя высек, продемонстрировав, что свойственный многим казахстанским вельможам синдром гоголевской унтер-офицерской вдовы не чужд и ему

Аврора Крейсер

Впрочем, отнюдь не ностальгия побудила нас предаться воспоминаниям. Обличая коррупцию в таможне, министр пообещал очистить орган и с этой целью затеял масштабные кадровые перестановки. Мы же, в свою очередь, не отличаясь особенной доверчивостью к обещаниям и узнав, что практически все кадровые перестановки ограничились передвижениями по горизонтали, из региона в регион, задались тогда вопросом: а отчего министр не набирает в таком случае в таможню людей новых, не запятнавших себя? И не продиктованы ли в таком случае эти движения по шахматной доске стремлением половить рыбку в мутной воде отставок и назначений? А потому обязались мы тогда перед читателями пристально следить за тем, как проявит себя новая таможенная рать министра Какимжанова.

И, надо сказать, наблюдения эти оказались небесполезными. С разных сторон к нам стекается информация об удивительных событиях, происходящих ныне на таможенных постах и в таможенных кабинетах. Злые языки говорят, что публично озвученные министром данные о взятках - не что иное, как обновленный прайс-лист на те или иные должности в таможенных органах.

Конкретные люди называли конкретные суммы, которые им пришлось заплатить за кресло, например, начальника таможенного поста. Впрочем, фамилии свои по понятным причинам наши источники называть боятся, а потому выдавать это за истину в последней инстанции мы пока не можем. Возможно, поэтому наши “разоблачения” не очень-то страшат Зейнуллу Какимжанова, и он сохраняет поистине олимпийское спокойствие.

Но ситуация резко меняется. То, что было тайным, становится явным. И раньше не подлежало сомнению, что некоторые, если не многие, наиболее доходные пограничные таможенные посты на самом деле давно уже “приватизированы”. Как некогда в средние века какой-нибудь феодал брал пошлину со всех проезжающих через его владения купцов, так и отдельные казахстанские таможенники, похоже, считают участки границы “своими”. И, как ни абсурдно это звучит, у них на это даже имеются основания: ведь они в свое время кому следует неплохо дали на лапу - и как раз-таки за право взимать дань.

Впрочем, об этом в Казахстане не знал разве что младенец, а нынешняя ситуация интересна тем, что вышла из-под контроля: случился скандал, в котором оказались замешаны известные персоны. И прорвало, как и полагается, в самом гнилом месте - на границе с Китаем.

Нашлись люди, которые не побоялись заговорить о коррупции в ведомстве борца с коррупцией господина Какимжанова не шепотом и в кулуарах, а публично и документально. С цифрами и фактами в руках, смело и неожиданно. Назвать вещи своими именами не побоялся руководитель государственного правоохранительного органа - департамента финансовой полиции на транспорте - полковник Серик Шамшиденов.
Мы сказали “неожиданно” - и это действительно так: ведь фактически финансовые полицейские восстали против своего бывшего шефа - министра госдоходов Какимжанова. Напомним, что департамент финансовой полиции на транспорте был образован в мае 2000 года из созданного Зейнуллой Халидолловичем управления комитета налоговой полиции на транспорте.
Что же касается смелости, судите сами. Только за последние недели (то есть как раз в то время, когда министр Какимжанов, по его же собственным словам,
вычистил ядро коррупции на таможне и заменил его своими людьми) подчиненные полковника Шамшиденова провели на таможенных постах на китайской границе несколько внушительных операций. Так, 21 февраля на станции Дружба были задержаны 12 вагонов с лесом, предназначенным для отправки в КНР. По факту экономической контрабанды было возбуждено в отношении сотрудников таможенного поста “Лениногорск” шесть уголовных дел за превышение должностных полномочий. Вообще же эти преступления носят коррупционный характер.

Так же как и другие, совершенные уже на таможенном посту “Хоргос”. 2 марта здесь были задержаны 19 автомашин с товарами народного потребления общим весом 770 тонн и на сумму более полумиллиона долларов, следовавших якобы транзитом в Кыргызстан, Узбекистан и Армению.

На самом деле, как на то указывают факты, конечным пунктом автокаравана являлся Казахстан. Проверкой выявлено, что таможенное оформление автомашин произведено от имени подставных лиц, РНН и адреса которых в таможенных документах указаны фиктивные. В результате уголовные дела возбуждены не только в отношении горе-предпринимателей, но и одного из сотрудников таможни “Хоргос”.

“Прозрачность” (в самом дурном смысле слова) казахстанской границы дошла до такого предела, что в Казахстан беспрепятственно провозят контрабандой не только безобидные тряпки и магнитофоны, но и оружие (!). На снимке вы видите автомат Калашникова, по данным экспертизы, сделанный в Китае и годный к “употреблению”; оружие, если б не расторопность финансовых полицейских, было бы контрабандой провезено в Казахстан в детской коляске за спиной у отвернувшихся в нужный момент таможенников.

Но все эти нарушения, несмотря на то, что сами по себе достаточно серьезны, стали лишь прелюдией к скандалу. Тут следует заметить, что декларируемое г-ном Какимжановым наведение порядка на таможне - вовсе не его волонтерская инициатива: существует совместный план, скоординированный между различными правоохранительными структурами - МВД, прокуратурой, в том числе и финансовой полицией.

Однако когда подполковник Султанов, заместитель начальника департамента финансовой полиции на транспорте, прибыл на таможенный пост “Хоргос” для выяснения обстоятельств исполнения данного плана, его попросту туда не пустили. А затем четверо вооруженных людей из охраны таможенного поста препроводили (чтобы не сказать: отконвоировали) его в кабинет руководителя поста, где нежеланный ревизор выслушал ряд угроз, долженствовавших показать, кто на самом деле хозяин на этом участке границы. А для пущего авторитета в разговоре использовалось имя министра Какимжанова (вот уж не знаем, с его ли ведома).

Такая вот вышла грозная история, которая кончиться могла бы, впрочем, вполне по-казахстански пасторально. Опять-таки не знаем, какой после этого эксцесса вышел разговор у министра Какимжанова с его подчиненным - начальником таможенного поста “Хоргос”, но только после к подполковнику Султанову пришли какие-то люди и хотели принести 190 тысяч долларов - и чтоб никаких грузовиков как не бывало.

Но - не судьба. Финансовая полиция проявила принципиальность: в отношении сотрудника таможни “Хоргос”, повторимся, возбуждено уголовное дело за превышение полномочий, и хотя руководство МГД приложило поистине-таки титанические усилия, чтобы выпустить задержанного таможенника, тот уже дал показания. И сейчас проводится проверка, по результатам которой процессуальное решение будет принято и в отношении других должностных лиц таможни “Хоргос”.
Из всего этого начальник департамента финансовой полиции на транспорте полковник Шамшиденов делает вывод, что за время непосредственного руководства таможней министром Какимжановым не только не стало больше порядка, а наоборот. Не будем утверждать, что особенным порядком хвастали таможенные органы при генерале Нукенове, но тогда соблюдались хотя бы формальные приличия. Таможенники не чинили препятствий проверяющим, и на запрос той же финансовой полиции всегда в законный срок давался ответ.
Сейчас же, под непосредственным руководством Зейнуллы Какимжанова, таможня, по словам руководителя финансовой полиции, превратилась в абсолютно закрытый коррупционный орган. Финансовой полиции на транспорте известно, что требования “не пущать” (проверяющие правоохранительные органы) исходят от самого министра Какимжанова.

Кроме того, по словам полковника Шамшиденова, в таможне нынче царит кадровая чехарда, в условиях которой очень удобно чувствуют себя обосновавшиеся здесь сомнительные и даже криминальные личности. Так, например, на пост “Хоргос” недавно успешно перевелся офицер, в 1998 году уволенный отсюда же (!) по отрицательным мотивам.

Какое-то время он пережидал где-то, видимо, решил, что о нем забыли, и вернулся на старое место. Как такое могло случиться? Начальник финансовой полиции на транспорте заявил, что все подобные случаи (а это не единственный) сейчас проверяются.

И, наконец, у финансовых полицейских вызывает полное недоумение чрезвычайная вооруженность таможенников. Мы их уже сравнивали по повадкам со средневековыми феодалами, но по пестроте вооружения их следует сравнить разве что с бандой Махно: кто во что горазд - и карабины, и винтовки, и винчестеры производства разных стран. А главное, зачем, если тут же находятся пограничники (которые, к слову, вооружены куда слабее: у них только штык-ножи), да и вообще пока в Казахстане ничего не было известно о вооруженных нападениях на таможенные посты.

Может, г-ну Какимжанову, по роду своей работы обязанному заботиться о состоянии госбюджета, следует подумать о его экономии за счет дорогостоящих американских винчестеров?

И так, Зейнулла Халидоллович, страшно.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии