15 марта 2002
№11 (199)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
     Мнения  

Демократия с элементами доверия

Иван Куликов

Уинстон Черчилль в свое время заявил: “У демократии много недостатков, но человечество лучшего пока еще не придумало”. Для подлинной демократии, кроме общепринятых атрибутов, необходима демократизация всей общественной жизни, но не на принципах демократического централизма. Главный принцип демократии - разделение полномочий представительных, исполнительных и судебных органов при тесном их взаимодействии. Народ может осуществлять властные полномочия, делегируя их представительным (коллективным) органам местного самоуправления на всех уровнях административного деления путем их выборов. Поэтому представительные органы должны быть выше исполнительных и судебных органов по статусу. Взаимодействие между органами самоуправления, на мой взгляд, должно осуществляться посредством связей по горизонтали и вертикали. При демократической схеме их формирования важнее всего - связь по горизонтали, которая практически еще не существует. При этом необходимы действенная система сдержек и противовесов, механизм отлучения от должностей работников местного самоуправления.

В государствах, провозгласивших себя демократическими, главы исполнительных органов либо назначаются по вертикали, либо выбираются. В первом случае есть жесткая связь по вертикали, но отсутствует по горизонтали, а во втором они отсутствуют вообще. Известно, что если по одному вопросу имеется два диаметрально противоположных мнения, то ближе к истине компромиссное решение.

Предлагаемая мной схема формирования органов местного самоуправления основана на повышении роли представительных (коллективных) органов в решении этой проблемы, а также наделение их контрольными функциями за деятельностью исполнительного органа путем разумного разграничения полномочий, не допуская раздувания бюрократического аппарата и дублирования функций. Представительные органы местного самоуправления непосредственно формируют исполнительные органы и участвуют в создании судебных структур. Возьмем, к примеру, формирование районных органов местного самоуправления в цепочке: село (поселок), район, область.

Избрание депутатов представительных органов осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На совместном заседании всех представительных органов депутаты на конкурсной альтернативной основе оказывают доверие главе исполнительного органа, осуществляемого на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Главой исполнительного органа становится кандидат, набравший большее число голосов. Если два кандидата набрали равное количество голосов, нужно провести повторное голосование. Однако если оно вновь даст аналогичные результаты, что маловероятно, то в роли третейского судьи сможет выступить глава областного исполнительного органа. По рекомендации главы исполнительного органа района представительный орган района утверждает на должности (либо дает согласие на увольнение) заместителей главы и начальников отделов. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы исполнительного органа должен быть определен Законом “О выборах”, но при этом глава областного исполнительного органа не должен проявлять собственную инициативу при выдвижении кандидата.

Таким образом, центром кадровой политики будут представительные органы, что разорвет круг традиционной номенклатуры, позволит преодолеть клановость и семейственность в руководящих органах, как по вертикали, так и по горизонтали.

Работники исполнительных органов не будут считать себя временщиками, ибо срок их пребывания в должности не ограничивается, но будут защищены от произвола вышестоящих начальников. Уйдет “из-под ног” почва, благодатная для коррупционных связей, так как возникнут естественные, необходимые связи по вертикали и горизонтали.

Инициировать вотум недоверия (отлучение от должности) главы исполнительного органа могут 25 процентов сельских представительных органов, самостоятельно-районный представительный орган, глава областного исполнительного органа.

Решение о вотуме недоверия принимается на совместном заседании депутатов всех представительных органов района большинством голосов при тайном голосовании.

Вводя в демократию элементы доверия, будет повышена ответственность глав исполнительных органов местного самоуправления за состояние дел по повышению жизненного уровня, социальной справедливости, защиты прав и свобод населения. И, конечно, уменьшится приток в органы власти корыстолюбивых деятелей. Не феноменом, а нормальным явлением станет добровольная отставка с ответственных постов лиц, не справившихся с выполнением обязанностей и обещаний.

Механизм введения в действие схемы формирования органов местного самоуправления довольно прост и не требует материальных затрат. Для этого необходимо разграничить полномочия представительных и исполнительных органов по горизонтали на всех уровнях административного деления; создать рабочие и контрольные подразделения представительных органов за счет сокращения исполнительных органов, не допуская при этом их дублирования; разграничить полномочия исполнительных и представительных органов по вертикали; обобщить предложения из регионов по первым трем пунктам и принять закон “О местном самоуправлении”, учитывая в нем экономические, географические и этнические особенности административных формирований.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии