Та самая Липовская
Галина Галкина
Та самая, которая перевела исторический труд ярой американской
феминистки Валери Солана “Почему мужчины хуже огурцов”. Литературный
мужененавистнический хит гуляет по Интернету как народный
- без ссылок на автора и переводчика. Из стана мужчин родился
ответ на этот дерзкий вызов - “Почему женщины хуже сигарет”.
В ответ Ольга немедленно перевела очередной опус В.Солана
“Манифест общества полного уничтожения мужчин”. Противостояние
полов продолжается
нако известная российская феминистка из Петербургского центра
гендерных проблем Ольга Липовская приехала в Казахстан по
серьезному поводу - с ревизией деятельности женских неправительственных
организаций (НПО), которых у нас более 150. Проверку и анализ
работы женских НПО инициировала международная донорская организация,
заинтересованная в развитии третьего сектора в Казахстане
(“Хивос”, Голландия). Феминистская популярность Липовской
в Санкт-Петербурге подобна известности Маши Арбатовой в Москве.
- Итак, неравенство все же существует?
- Феминизм, права женщин должны быть понятыми на массовом
уровне, должны стать частью обыденного сознания, повседневной
жизни. Это время еще не пришло, и в приближении этого понимания
я вижу основную задачу женских феминистских организаций в
России.
- Возможна ли вообще гендерная гармония? Есть ли реальные
достижения где-нибудь в отдельно взятой стране?
- Для меня милее всего скандинавская модель гендерных отношений
- гендерная чувствительность. А не гендерное равенство, которое
нам предлагают американки. Американские феминистки хотят служить
в армии и жестко править на уровне политических высоких постов.
А скандинавская модель - это расширение возможностей для обоих
полов, то есть для мужчин интеграция в ту сферу, которая всегда
считалась женской, и наоборот. В Скандинавии сейчас можно
увидеть женщин, отдыхающих в кафе, барах, в то время как их
мужья сидят дома. В этой стране мужчинам предоставляют декретный
отпуск по уходу за ребенком. Добивались этого женщины довольно
радикальным путем. Например, член парламента Норвегии приходила
на заседание парламента с грудным ребенком и кормила его,
когда это было нужно. Так они демонстрировали: мы имеем право
на репродуктивное бремя, которое мы несем.
- Хакамада в подобном не была замечена?
- Женские темы ее не интересуют. Сфера ее интересов - бизнес.
Она из когорты правых ребят, деловых, либеральных. Хотя она
охотно ездит на престижные женские международные конференции,
куда ее приглашают, - в Югославию, в Рейкьявик.
- Не скучно ли всю жизнь заниматься феминизмом?
- Для меня это не столько тема, сколько образ жизни, образ
мышления, хотя, конечно же, мои интересы не ограничиваются
только этим. Но чем больше я занимаюсь этими проблемами, тем
больше интересного нахожу для себя - это целое поле, целый
спектр областей и сфер жизни: это и философия, и политическая
позиция, отражающаяся на всей моей жизни. Хотя как человек
увлеченный и глубоко убежденный ощущаю некоторую усталость
от того, что все многолетние попытки и действия не приводят
к конкретным очевидным результатам, так как изменение сознания
общества - очень медленный процесс. Патриархатная система
отношений существует более двух тысяч лет, а феминизм как
теория и действие бытует не более 250 лет. Нам особенно тяжело
менять что-то, потому как российское и все постсоветское общество
наиболее патриархатно. Но все же подвижки есть. В прошлом
году ВЦИОМ проводил опрос общественного мнения, из которого
следует, что более 54 процентов россиян отвечают положительно
на вопрос: может ли стать президентом России женщина?
- Что именно наиболее интересно для вас в такой обширной
теме как феминизм?
- Вопросы языка и культуры. Как язык влияет на сознание человека,
как формирует гендерные стереотипы. Интересен феминизм как
культурные традиции. Гендерные взаимоотношения между полами
совершенно разные в зависимости от культуры народа. Это доказывает,
что эти отношения изменяемы, а не предопределены природой
и биологией. Они создаются в рамках каждой культуры. Интересует
меня также женское творчество: как и когда женщина может идентифицировать
себя, выступая от имени женского сознания. Ведь очень часто
женщины-творцы называют себя в мужском роде: “я - поэт”, “я
- писатель”.
- Могли бы вы подвести итог на данном этапе вашей деятельности
в этой сложной сфере человеческого общежития?
- За 10 лет феминистской деятельности и работы в третьем
секторе приобретено много опыта и накоплено много усталости.
На смену былому энтузиазму и романтизму пришло понимание трудности
задачи.
Однако эти годы прошли не зря: я побывала во многих странах
мира на разных континентах, участвовала во множестве международных
конференций, увидела мир, осознала масштабы мирового женского
движения. Опубликовала немало работ и переводов о феминизме,
о женщинах в России, о гендерных исследованиях и проблемах.
До сих пор верю в то, что мы делаем правильное дело и что
поколению моих детей - сына и дочери - будет легче понимать
друг друга, женщины рано или поздно добьются власти, денег
и равноправия.
|