Депутатская доля
Талгат Калиев
1 марта мажилисмены отмерили ровно половину своего депутатского срока. Когда-то, по меркам старой советской номенклатуры, мандат предполагал доступ к спецобслуживанию, спецраспределению и другим всякого рода спецблагам...
Депутатская работа
Семьдесят семь мажилисменов работают в семи комитетах. Исключение составляет лишь знаменитый Гани Касымов, не вошедший в состав ни одного комитета. Таков же расклад и у тридцати пяти депутатов другой палаты - сената.
Каждый мажилисмен имеет отдельный кабинет. Часть их сидит в высотном здании, часть - в круглом. Причем иметь кабинет в круглом считается престижным. Однако из этого вовсе не следует, что о “весомости” того или иного мажилисмена следует судить по его кабинету - рассаживались они по итогам честной жеребьевки, и впору сказать, что место каждого депутата в здании определила сама судьба. Сенаторы же все взирают на жизнь из окон высотного здания.
С недавнего времени наконец-то всех депутатов оснастили компьютерами с постоянным доступом к Интернету. Естественно, телефон каждого представителя народа имеет выход на междугородную 8-ку и международную -10-ку. Причем, по признанию народных избранников, никто не помнит случая, чтобы кто-то попытался их ограничить в общении с другими городами. Словом, лимита на “межгород” для депутатов никто не устанавливал, хотя люди они сознательные и, может быть, сами с ответственностью относятся к этим расходам.
Право на личную охрану и персональный транспорт имеют лишь спикеры палат. Оралбай Абдыкаримов ездит на “Мерседесе” под номером 03 KZ, а Жармахана Туякбая узнают по номеру 04 KZ. У рядовых депутатов персонального транспорта, не в пример старым добрым временам, нет. В их распоряжении специально выделенные черные симпатичные “фольксвагены” с номерами серии AV. Транспортный лимит каждого представителя народа по нынешним меркам невелик и составляет не более шестидесяти часов в месяц.
Зарплата народных избранников тоже относительна - рядовые депутаты получают порядка шестидесяти трех тысяч тенге в месяц, что составляет в эквиваленте около 400 долларов, а спикер - более восьмидесяти.
В период работы в столице народные избранники подчиняются ненормированному графику работы - зачастую их можно застать в кабинете в одиннадцать, а то и в двенадцать часов вечера. К несчастью, депутатам пока так и не удалось выбить себе помощников, потому наиболее состоятельные из них нанимают молодых, шустрых и умных ребят за свой счет.
А помощники не помешали бы. Стол каждого ломится от огромного количества бумаг, поскольку все они состоят в различных комиссиях и, помимо законопроектов, должны изучить и другие материалы, а также разгрести письма избирателей. Кстати, по поводу писем. Неправда, что народ не верит депутатам - в парламент ежедневно приходит огромное количество корреспонденции, в которой отчаявшиеся граждане пытаются достучаться до власти.
Причем количество получаемых писем напрямую характеризует уровень доверия избирателей, ибо если депутат не решает проблемы, то поток писем резко снижается. На данный момент по количеству получаемых писем в мажилисе бесспорно лидирует Ерлан Нигматулин. Немало писем получают и Гани Касымов, Владислав Косарев.
Другой формой работы являются встречи с избирателями. Для этого депутаты по несколько раз в год уезжают на родину, чтобы, вернувшись, с новыми силами поднять вопросы своих регионов.
Ну и за всем этим следует заслуженный отдых, который, по странной аналогии со школьными годами, называют каникулами. Они длятся два незабываемых летних месяца. Наверняка это стоит того, чтобы быть депутатом.
Депутатский быт
Для обеспечения полноценной работы на период срока все депутаты обеспечены служебными, не подлежащими приватизации квартирами. Находится депутатский дом не в самом живописном районе столицы по адресу: улица Абая, дом 1/1. Дом охраняется нарядом полиции, прямо во дворе находится пост охраны, но пройти в эти дома не слишком сложно.
У приглашенного сюда автора этих строк никто ни разу не спросил даже документов и не поинтересовался целью визита. Но, должно быть, таковы нормы демократии. Все-таки избранные народом представители не должны чрезмерно отгораживаться от своих избирателей. Тем более что, судя по всему, особых посягательств на жилище депутатов до сих пор не было.
(Окончание
в следующем номере).
|