Армянский след Нефтехимбанка
Ольга Потехина
Нефтехимбанк приказал долго жить, но “славные” его дела пока еще живы и вкладчики до сих пор не оставили надежд на возвращение своих денег. Они уже готовы расстаться с четвертой частью своих денег, чтоб только получить остальное
Армянские страсти
Ликвидационная комиссия разыскивает деньги Нефтехимбанка небезуспешно. Выяснилось, что 156 тысяч долларов было переведено в Ереван на счет ЗАО “РиА банк”. Комиссия отправила по поводу этих миллионов тенге запрос в ереванскую прокуратуру. Полученный ответ обрадовал и вселил надежды в души почти отчаявшихся вкладчиков. Еще год назад заместитель генерального прокурора Армении написал в письме, адресованном заму генпрокурора РК, что “неоднократные требования ликвидационной комиссии по возврату денег необоснованно остались без удовлетворения”.
Из Еревана пишут, что возвращение денег - это даже не вопрос, так как армянские власти чтят межправительственные соглашения и нужен только исполнительный лист, то есть решение суда. Верховный суд РК вынес решение вернуть деньги в Казахстан. Казалось бы, какие проблемы?
Вот тут-то и начинается самое интересное. Любому нормальному человеку понятно, что можно сколь угодно сильно чтить межправительственные отношения, однако взять и собственными руками отпустить из своей любимой страны деньги, которые уже как-то прижились, видимо, силы воли не хватает. Вместо реальных действий идет оживленная переписка. Напомню, что Нефтехимбанк прекратил свою деятельность в апреле 2000 года. Поняв, что от переписки толку мало и надо предпринимать какие-то кардинальные меры, ликвидационная комиссия с согласия вкладчиков решила обратиться к частной юридической фирме.
Встаньте в очередь
По идее, осуществлять контроль за беспрепятственным взысканием денег должны национальные банки. Именно так говорится в статье 12 “Соглашения о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества”, подписанного 6 марта 1998 года. Но Нацбанку некогда контролировать какие-то 156 тысяч долларов, своих дел хватает. Поэтому на деле осуществляет “контроль за беспрепятственным взысканием” ликвидационная комиссия ОАО “Нефтехимбанк”.
Имущество банка давно распродано по странным ценам (чтобы не сказать смешным). Единственным источником денег остались только должники банка. Ликвидкомиссия нашла юридическую фирму, которая за 25 процентов от суммы долга гарантирует вернуть деньги. Вкладчики, прекрасно понимая, что могут остаться вообще ни с чем, согласились с этой цифрой и 24 декабря 2002 года постановили на общем собрании нанять казахско-немецкую юридическую контору.
25 процентов -
это много или мало?
14 января 2002 года наконец заключено генеральное соглашение об оказании юридических услуг между ликвидкомиссией ОАО “Нефтехимбанк” и ТОО СП “ Steiner und Zingermann LLP”. И тут о своей “контролирующей” роли вдруг вспомнил Нацбанк. Председатель ликвидкомиссии Аскар Токсеитов 5 февраля получил письмо из главного банка страны.
В нем Нацбанк выражает обеспокоенность 25 драконовскими процентами и “считает условия выплаты вознаграждения невыгодными и ущемляющими права кредиторов. В связи с чем полагаем НЕОБХОДИМЫМ ликвидационной комиссии ОАО “Нефтехимбанк” рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 1.4 дополнительного контракта к генеральному соглашению от 14 января 2002 года в части снижения стоимости услуг”.
Из этого письма понятно, что Нацбанк РК гораздо больше беспокоится об интересах вкладчиков, чем они сами. Весьма похвально, но верится с трудом. Нацбанку известно, что фирма не соглашается даже на 24 процента.
Но вернемся к письму. В нем есть еще один очень интересный абзац. Цитирую: “Учитывая сложившуюся ситуацию, Национальный банк полагает необходимым принять меры к созданию комитета кредиторов, так как решения ликвидационной комиссии по вопросам, затрагивающим интересы кредиторов ликвидируемого банка, должны приниматься с учетом мнения последних”. Принимать меры действительно необходимо. Только не поздновато ли? Два года ликвидкомиссия работала без всякого надзорного органа со стороны кредиторов, а теперь, к шапочному разбору, Нацбанк вдруг вспомнил, что так не полагается.
Эпистолярный роман
В ответ на письмо Нацбанка г-н Токсеитов, председатель ликвидкомиссии, пишет, что ни о каком снижении процента вознаграждения не может быть и речи, так как все затраты по поиску денег на территории Армении несет юридическая фирма и сделка будет ей невыгодна.
В одном из писем Токсеитову Нацбанк РК советует дать доверенность с правом передоверия Центральному банку Республики Армении. На что тот резонно отвечает: “Ликвидационная комиссия считает такой шаг нецелесообразным, так как если Нацбанк РК в течение полутора лет не смог произвести возврат денежных средств, то это не сделает и ЦБ РА”.
Привилегия остаться
ни с чем
В девятой, последней очереди получателей стоят акционеры ОАО “Нефтехимбанк”, купившие привилегированные акции. Эти акционеры - обычные “физические” лица, по большей части пенсионеры, скорее всего, как это ни печально, никогда не получат своих денег, так как являются владельцами имущества банка, которое давно распродано. В данном контексте слово “привилегии” звучит издевательски. Но история не закончена, во всяком случае, пока продолжает сражаться “третья очередь”.
Шымкент
|