8 марта 2002
№10 (198)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
Налоги, которые нас “добивают”

Всем известен расхожий афоризм, что “благими намерениями вымощена дорога в ад”... Так уж получается, что все последние “благие” нововведения Министерства государственных доходов, будь то новый Налоговый кодекс или новые формы налоговой отчетности оборачиваются сущим финансовым адом для крупных бизнесменов и мелких предпринимателей. А чего стоит затея с подтверждением РНН, когда немощные старики должны выстоять километровые очереди в налоговом комитете, чтобы в итоге получить пенсию.
Неспроста в последнее время как грибы после дождя создаются новые ассоциации, движения и общества в поддержку и защиту малого бизнеса. Есть за что бороться и кого защищать.
Чтобы не быть голословными, мы решили дать возможность высказать свое мнение о налоговой реформе тем, кто вынужден сталкиваться с неразберихой и проблемами, которые сулит традиционная встреча с фискальными органами. Кстати, предприниматели идут на разговор не очень охотно, это и понятно. Когда власть и сила держат верх над законом и здравым смыслом, можно лишиться последнего, что держит на плаву.
Тем не менее мы приглашаем принять участие в дискуссии, которая, быть может, поможет понять Министерству государственных доходов, что именно нужно делать, дабы это приносило пользу народу и не обременяло и без того непростой труд предпринимателей.
Наши координаты для тех, кто хочет высказать свое мнение: факс 63-96-45, пейджер 50-74-08 аб. 34113, е-mail: np@host.kz, oleg_np@host.kz, контактный телефон 62-31-06.

“Минное” поле электронно-фискальной реформы

Айбек Ампилов, предприниматель
Казахстан - страна крайностей в налоговой системе. Это раз. Два - республика очень зависима от “налоговой” погоды Москвы. Наверное, меня все разом станут упрекать в отсутствии патриотизма! Полагаю, что даже могут прикрыть мою небольшую туристическую фирму. Но я устал молчать. Хоть и революционером не слыл. Разве патриоты те, кто на корню душит малый бизнес? Я не против, что мы учимся у соседей, но все же лучше “отсевать” опыт передовых держав. Новые изменения в налоговой отчетности приведут к тому, что только сумасшедшие будут заниматься малым бизнесом!

Начнем с самого актуального. С 21 декабря 2001 года официально введена новая форма налоговой отчетности. Мы обогнали Россию на несколько годков. Приказ Министерства государственных доходов о “новшествах” был подписан 18 сентября 2001 года зарегистрирован в Министерстве юстиции - 20 ноября, презентация форм проведена 21 декабря 2001 года. А до 20 января мой бухгалтер сдала отчет за четвертый квартал 2001 года уже по этим “новшествам”. Сроки введения ошеломляют. В середине марта текущего года - годовой отчет по этой же схеме.

На первый взгляд, ничего плохого. Наоборот, наступает радикальная эра - новый пакет представляет собой 250 форм и правил на все случаи фискальной практики. Чтобы быть до конца законопослушным, надо приобрести и приложения из 700 страниц. Все на уровне “продвинутости” - каждая форма является высокохудожественным произведением, исполненным в цвете, сопровождается штрих-кодом. Все это удовольствие стоит 4 тысячи 800 тенге. Подсчитаем: 4 квартала плюс годовой отчет умножаем на 4800 = 24 тысячи тенге... В государственном масштабе 24 тысячи тенге - капля в море, но моя фирма не одна. Только в Алматы официально зарегистрировано 178 фирм малого бизнеса. Опять (!) таблица умножения: 178 умножаем на 24 = 4272000. Только с бумажной круговерти... Опять (!) в государственном масштабе - капля в море.

Дело в другом: это лишь первый шаг в электронно-фискальной реформе. Смысл этой реформы очень уж глобальный, на первый взгляд, даже благородный - бумажную налоговую отчетность трансформировать в электронную. А вот промежуточный этап с земным желанием “вырвать” у соотечественников 4272000 тенге за введение “продвинутых” форм и правил налоговой отчетности... “Не обеднеют!” - решили в МГД. 24 тысячи, надо сказать, фактически - новый налог с каждой мало-мальски держащейся на плаву фирмы.

Доказать, что эти деньги проплывают мимо бюджета, нетрудно. Новые правила и формы стали тут же реализовывать в Ауэзовской налоговой инспекции Алматы. Значит, несколько фирм, которые в отличие от всех остальных узнали о новых формах загодя, освоили массовое производство и сегодня предлагают приобретать их как единственные, которые гарантированно будут приняты налоговым инспектором. А также пакет новшеств появился и в магазине “ШОК”, принадлежащем известной фирме “БИКО”, что на Толе би и Муратбаева. Госцена 4800 + 20 процентов торговой накрутки + 20 процентов по знакомству. И получается - 6800 за квартал. А если вдруг налоговый инспектор узреет ошибку, то опять 6800! Получается замкнутый круг! Налог может увеличиться в геометрической прогрессии.

А теперь самое занятное в этой реформе. По идее, которая гениальна по своей простоте, декларации о доходах и прочие документы будут сканироваться и информация поступать в базу данных. Так вот, на мой взгляд, это нужно, чтобы о налогоплательщиках знали все, чтобы целенаправленно инспекция по месту регистрации вымогала подарки или шантажировала сроками отчета. Так уж заведено: негласно надо иметь своего человека в налоговой инспекции, чтобы он патронировал фирму.

Ведь многие фирмы узнали о “реформе” из этого источника. В этом случае у твоей фирмы будет хоть небольшое, но ощутимое преимущество. На заре перестройки организовывались семинары в налоговой инспекции. Пусть казенные, сухие, шаблонные, но мы имели хоть официальную информацию о предстоящих изменениях. Сейчас целенаправленно разрабатывается лишь телефонная или соседская информация. Даже бухгалтер с большим практическим опытом работы не может ориентироваться на “минном” поле налоговых инструкций.

Я думаю, что МГД в силах выпускать хоть небольшой бюллетень с точной информацией о предстоящих изменениях в Налоговом кодексе. Можно давать консультации, отвечать на вопросы налогоплательщиков. Пусть это выглядит смешно, но хоть в этом будет некая прозрачность деятельности МГД.

И еще надо навести порядок в сроках сдачи квартальных отчетов. Кстати, это должно решаться целенаправленно сверху, а не по принципу “я хозяин в своем огороде”. Ведь сегодня каждая районная инспекция сама устанавливает сроки. При этом сроки сдачи отчетов должны быть установлены реальные, а не 178 малых фирм в один день и за 10 дней.

Оплата за любое “новшество” должна производиться через отделения сбербанка с зачислением средств в местный городской бюджет, а не на счет МГД или налоговому инспектору без квитанций. Пусть это лишь условность в наведении порядка в этой системе. Хотя вряд ли в ней будет соблюдаться принцип прозрачности деятельности. Ведь всем понятно, что кому-то это выгодно...

Мы добьемся изменений в Налоговом кодексе

Ерлан Абишев, юрист Ассоциации рынкови предпринимателей Казахстана
На мой взгляд, одним из основных недостатков Налогового кодекса Республики Казахстан является то, что он ставит в неравноправные условия предпринимателей. В нем явно ущемляются права людей, занимающихся малым бизнесом, и тех, кто торгует на рынках. Все субъекты малого бизнеса имеют право выбирать, как им работать. Существует специальный налоговый режим и можно решить, будет бизнесмен работать по разовому талону или займется предпринимательской деятельностью на основе патента. А вот человек, торгующий на рынке, почему-то лишен права выбора, и он вынужден работать лишь на основе разового талона, который стоит пятьсот сорок тенге.

Торговец не может применять упрощенную декларацию, он также не может работать на основе патента. Его заставляют приобретать разовый талон. И он вынужден соглашаться, поскольку должен как-то кормить семью. При этом не учитывается, есть у рыночного торговца сегодня прибыль или нет.

Существует и еще одно нарушение: стоимость разовых талонов должен был утвердить местный орган - маслихат. А вместо этого маслихат утвердил сумму в размере сборов за право реализации. В прошлом году этот налог был вписан в республиканский кодекс, в нынешнем Налоговом кодексе он отсутствует. Фактически получается, что с рыночных торговцев взимают деньги незаконно.

Незаконность данного налога признают все: в прокуратуре города, которая поначалу выписала протест, но позже почему-то его отозвала, в алматинском ГУВД, куда мы тоже обращались. Что самое парадоксальное, маслихат согласен с тем, что произошла ошибка. Правда, это пока только устное признание, не подтвержденное официальными документами. По сути, если налога нет, то его никто платить не обязан, но принудительные сборы до сих пор продолжаются.

Большое возмущение у предпринимателей вызывает налог за использование контейнера. Дело в том, что одни контейнеры рассчитаны на три тонны, а другие на сорок, тем не менее все платят одну и ту же сумму - 540 тенге. Мало того, что по сравнению с прошлым годом сумма завышена, так еще и в принципе является незаконной.

Мы добились того, что сумма незаконного налога снижена до 350 тенге, но тем не менее ставки не принимаются, так как еще не было официального подтверждения и опубликования этой нормы. А с этим, по понятным причинам, тянут и продолжают брать с предпринимателей незаконный налог.

Еще одна головная боль предпринимателей - это налоговая отчетность. Сейчас ввели новую форму налоговой отчетности, и стоит она теперь четыре тысячи восемьсот тенге. Составляет семьсот страниц, которые надо заполнять по-новому. Кстати, инструкция к новой форме продается за отдельную плату. Это что, еще один новый вид налога? А недостаточно ли старых?

К примеру, на рынках Министерством государственных доходов утвержден порядок, в соответствии с которым разовый талон заполняется в двух экземплярах (ф.и.о., РНН и т.д.), честно говоря, и это уже морока, а представьте, сколько времени уйдет на заполнение нескольких сотен страниц. А если в чем-то ошибешься - все выкидывать и покупать новую форму еще за четыре тысячи восемьсот тенге?

Еще один минус Налогового кодекса - остался десятикратный налог на землю, где расположены автозаправки и стоянки. Здесь и так двойное налогообложение, владельцы стоянок платят земельный налог, а так как ведут на этой территории бизнес, получается, что должны платить еще и за это. Рынки тоже платят за землю в 10 раз больше, чем все остальные субъекты. Получается, что они работают не для прибыли, а только для того, чтобы свести концы с концами.

Мы надеемся, что нам удастся внести изменения в Налоговый кодекс республики. Уже сейчас этот вопрос активно обсуждается казахстанскими бизнесменами и юристами. Мы верим, что добьемся реальных изменений.

О несбывшихся мечтах налогоплательщиков

Дина Игсатова, президент ассоциации “Женщины-предприниматели Казахстана”



Согласно информации, распространяемой Министерством госдоходов, сделано практически все для благоприятного взаимодействия между налоговыми органами и теми, кто должен представить отчетность.

Чехарда с предоставлением новых форм отчетности ждать себя долго не заставила. “Узун кулак” поведал, где можно их приобрести. Они цветные, и их необходимо сдавать только в оригинале. Многим пришлось отстоять весьма внушительные очереди в издательском доме “БИКО”. Особо дотошные бухгалтеры посчитали, что приобретение форм обойдется в сумму порядка 8000 тенге с хвостиком, даже если прибегнуть к определенной изворотливости.

Министерством госдоходов предлагается несколько способов сдачи отчетности. Обычной или электронной почтой и живьем. Отправку почтой все “отмели” сразу - нет никаких шансов найти концы. А электронная отправка вряд ли заинтересует большинство народа. Основания для этого весьма веские. Необходимо выкупить программное обеспечение за 300 долларов и оплачивать ежемесячно по 30 долларов за их прием, обработку и т.д.

В очередной раз создание благоприятных условий обернулось головной болью и большими потерями времени. В очередной раз власть показала свое пренебрежение к людям, кстати, налогоплательщикам, и неумение организовать работу.

Непростым делом оказалось получить информацию о том, какая отчетность есть вообще и какая, к примеру, имеет отношение к специфике вашего конкретного предприятия. Если вы не так богаты, не выписываете, скажем, “Бюллетень бухгалтера”, то необходимо приложить довольно приличные усилия, чтобы все найти, приобрести, да и еще уложиться в определенные сроки. Чем это грозит, знают все - информация о штрафах у всех на устах.

Министерство госдоходов, не подготовив своих же работников в налоговых комитетах, внесло существенный вклад в то, что ожидания конца многочисленных очередей практически не видно. Невозможно поверить, что в нашей стране когда-нибудь научатся эффективному менеджменту, грамотному управлению. Скорее всего, нам еще ждать и ждать. Как долго? Ответа просто нет...

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии