ИМЯ СОБСТВЕННОЕ ЖЕНСКОГО РОДА
Иосиф БУДНЕВИЧ,
Николай ВЕРЕВОЧКИН,
Григорий ДИЛЬДЯЕВ.
Как-то пару лет назад мы, редактор, художник и фотограф, искали для публикации в газете портрет одной известной в Казахстане женщины, перебирали многочисленные снимки, рисунки, разглядывали лица, комментировали и вспоминали. Занятие увлекло. Выяснилось, что многих из них мы знаем все трое - один делал их фотопортреты, другой о них писал, брал интервью, правил их тексты, третий этих героинь нашего общего романа рисовал. Выяснилось и другое, в чем откровенно признаемся и что стало причиной желания (шерше ля фам) сделать такую книгу, - все трое мы любим женщин. Особенно лучших из них. А лучшие, рискнем сказать, это те, которые заставляют забыть об идеальных, которые, “дыша духами и туманами”, запомнились при встрече не только внешностью, взглядом, жестом, но словом, поступком, делом. На глазах ускользая из быта в бытие, они умеют быть настолько искренними, что под лучами их обаяния тает любой ледок недоверия. Впрочем, почти всегда стоя перед выбором: либо любить женщин, либо понимать их, мы благоразумно уступали чувству.
Мы говорили о том, что фотография - всегда чудо, потому что никогда до конца не знаешь, что получится, когда пленка будет проявлена и отпечатаешь кадр. Особенно, когда в кадре - женщина. Бог дал ей помимо всего прочего и большую фотогеничность. И вообще искусством фотографию сделал женский портрет.
И сделать карандашный набросок шаржа на женщину легче, потому что в ней больше несмазанных черт, эмоциональности. И в то же время - подтекста, тайны, вторых планов, сюжетности.
А читая написанное женской рукой (пусть теперь и на компьютере), всегда эту руку узнаешь: в тексте, как правило, меньше ошибок - грамматических, фактических и нравственных - и больше души. Поэтому редактировать такое письмо и легче, и труднее. Хорошо написанному о женщинах всегда завидуешь, потому что понимаешь, как это нелегко, уложить в строки правду, когда “обманываться рад”.
Наш мужской коллектив теперь убежден, что внутри полов больше различий, чем между полами. Вот такое открытие.
Долго спорили о выборе героинь. Хотели помимо собственного расположения и симпатии традиционно учесть и очевидные заслуги, и известность, и географию, и возрастной состав, и национальный. Потом поняли, что главный критерий - это Имя. Ведь настоящая популярность приходит, когда не нужно называть место работы, должность, фамилию. Достаточно имени, которое у всех на слуху. Весь Казахстан знает, что если называется имя Камшат, значит, речь, скорее всего, о Доненбаевой идет. Если Вера, то наверняка Сидорова, если Айман - то Мусаходжаева, Ольга - Шишигина, Акмарал - Арыстанбекова, Жания - Аубакирова, Ирина - Черноловская, Наталья - Коржова, Такура - Жаксыбай (это наша замечательная переводчица)... Не нужно называть фамилию, когда звучит имя Сара или Дарига.
Послесловие можно было писать заранее, что мы и сделали. Дивясь собственному “безумству храбрых”, мы, трое мужчин, решившихся публично признаться если не в любви, то в очевидно хорошем отношении к ста женщинам, почти обреченно думали: ну как тут не подставиться, как не сфальшивить, как не нарваться на обиду, вольную или невольную? Хорошо, фотообъектив, он по определению объективен. Но где вы видели женщину, безоговорочно довольную своей фотографией? Там морщинка предательская вылезла, там тень не так легла, упаси Боже, второй подбородок виден. А шарж? О-о, все уверения в том, что он будет максимально дружеским, апелляция к чувству юмора далеко не всегда помогали. А слово... Где найти такое, чтобы и точным было, и уместным, и от души, и не сбиться на пересказ биографии. При этом не словословить и не пиарить. Хотя кто же сегодня поверит, что доброе слово сказано без корысти. И еще: жизнь есть жизнь, многих из наших героинь она в разных ситуациях сталкивала, оставив и неприязнь взаимную, и обиды, и ревность... А мы их под одну обложку, лицом к лицу вознамерились свести.
Будучи, как большинство мужчин, противниками горячечного феминизма, так называемых организованных форм половой политкорректности (и к тому же презирая подкаблучников!), мы в то же время единодушно считаем, что женского начала в жизни общества может и должно быть больше. Ей богу, это ему (обществу) будет только на пользу.
И вот что еще хотим непременно сказать. Именно беспредельное женское терпение, умение наладить отношения, приспособиться, сохранить и утешить помогли нам пережить самые трудные времена. За это всем женщинам, с громким именем или просто сродным и ласковым, наш низкий поклон.
Камшат
Она въехала в историю Казахстана на тракторе К-700. Ее слава была громкой, пожалуй, в стране не было человека, который в 70-е годы прошлого века не слышал имя механизатора совхоза “Харьковский” Боровского района Кустанайской области Камшат Доненбаевой. К ней любили приезжать журналисты, фоторепортеры. Еще бы, такой выигрышный кадр: красивая женщина с милым лицом на фоне огромного трактора. Было что сказать и газетным очеркистам, мол, успевает и работать, и большой дом содержать, и заседать в Верховном Совете. Одно перечисление наград чего стоит: Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, лауреат Государственной премии республики.
Что действительно поражало в этой женщине, так это безотказность и полная нагрузка в чисто мужской работе. И это в ее “исполнении” было чем-то само собой разумеющимся. Никаких поблажек и скидок на пол, ухмылок за спиной. Не раз бывало, мужики под разными предлогами отлынивали от наряда, а она шла. Вроде так и надо. К примеру, ночью зябь пахать. Ведь если ее не поднять, не будет в следующем году урожая. Рядом с рычагами ставила в кабине трактора термос с крепким чаем, и до самой утренней зари таскал ее бессонный К-700 плуги по притихшему осеннему полю. Зимой нарезала снежные валы, чтобы сохранить на том же поле влагу...
Мало кто знал, что при всем этом у нее в доме была куча ребятишек мал мала меньше, сильно болевший муж. Все надо было успевать самой. К тому же Камшат Байгазиевна как заместитель председателя Совета национальностей Верховного Совета получала много писем, в них, конечно же, просьбы. Совестилась не отвечать на письма, пыталась хоть чем-то помочь авторам. Где на все время находила - Бог ведает... Еще один малоизвестный факт: в свое время ее представляли на вторую Звезду Героя Труда, и не прошла она по чисто техническим бюрократическим причинам.
Детей вырастила, всем дала хорошее образование. И в нынешних условиях, когда корежат село реформы, не пропала. У Камшат Байгазиевны хозяйство - сто гектаров своей земли и тысяча триста в аренде. Почти всегда с урожаем, опыт-то есть. Муку по осени продает. Ничего, жить можно. Горожанам сочувствует, считает, что им труднее.
Ходит в мечеть, молится и думает. У нее чисто на душе.
Вера
Она с первой же встречи хорошо запоминалась и легко узнавалась потом - гладко зачесанные волосы, стянутые узлом на затылке, выразительный излом черных бровей, красивая улыбка, четкая, хорошего строя речь. Но внешние приметы лишь оживляли, декорировали главное впечатление о ней, которое всегда складывалось из сочетания обычно трудно слагаемых качеств - сильный, что называется, мужской характер и нежность, недюжинный ум и женское изящество. И еще природное достоинство, которого она не теряла в любой обстановке - спрыгнув с окутанного пылью мотоцикла на полевом стане или поднявшись на трибуну перед большой аудиторией.
В историю целины Вера Васильевна Сидорова вписала страницу яркую, убедительную. Как и многим, ей сполна довелось изведать “романтики” той поры. Двадцатилетнему агроному, по комсомольской путевке приехавшему поднимать залежные земли, ей сапоги за голенища приходилось держать, выдергивая ноги из грязи, когда обходила свои “владения”. Отделение совхоза “Джамбулский” было в 90 километрах от центральной усадьбы. Под началом вчерашней студентки оказались 10 тысяч гектаров земли и две бригады парней, приехавших с Украины и Беларуси. Чтобы осадить ухажеров, Верочке пришлось придумать несуществующего тогда мужа, которого ждет и любит. Из песни слова не выкинешь, хватало тогда пьяни, хулиганья - и с ними приходилось учиться разбираться, давать укорот.
Как и многие, она была энтузиастом (подзабытое нынче слово и состояние!), работала, не считаясь со временем, но, видимо, отличало ее что-то от других. Это “что-то” вело по жизни, выстраивало карьеру, заставляло мотаться молодого секретаря по хлебным полям без досыпу, в снег и зной. Бывало, коляску с трехмесячной дочкой в машину - и вперед. При ней Кустанайский район (сельскохозяйственная махина - 26 хозяйств, запредельная для женских плеч ноша!) сдал без малого 40 миллионов пудов зерна. Вера Сидорова стала Героем Труда.
...На юбилей ей сказали много добрых слов, письма и телеграммы шли из многих мест. Подарили ей и стихи, в них есть такие слова:
Вера Васильевна, пусть продолжается
Песня колосьев в полях Кустаная,
Где за всеобщее счастье сражается
Ваше великое сердце, родная.
Переборы простительны, потому что чувства точны.
Бибигуль
Фильм “Наш милый доктор”, в котором Бибигуль сыграла саму себя, певицу, впервые соединил для миллионов людей чарующий голос, который уже был на слуху, и ее образ. Образ прекрасной юной женщины, без преувеличения ставшей в ту пору эталоном женской красоты. И не только в Казахстане. Не зря к ней тогда не только прислушивался, но и приглядывался режиссер Шакен Айманов, много раз говоря: “Нет, Бибигулиха (так он ее шутливо называл), я тебя обязательно сниму”. Волшебный голос и прекрасный образ счастливо дополнили друг друга. Песня-вальс о весне композитора Александра Зацепина из этого в чем-то наивного, но бесконечно милого фильма с тех уже давних пор стала визитной карточкой Тулегеновой. Как всякая визитная карточка, она многое говорит о владельце, но далеко не все.
Бибигуль Ахметовна много гастролировала, в том числе далеко за пределами Казахстана. На Западе, с восторгом приняв исполненные ею казахские национальные песни, ее часто спрашивали: а кто автор этих романсов? Дело в том, что казахская песня не только мелодична, ее музыкальный узор зачастую прихотлив, достаточно сложен в исполнении. Потому и признавался за романс. До Бибигуль любимую в народе песню “Гаухар тас” пели в основном мужчины (во всяком случае, со сцены). Тулегенова придала этой популярной песне новые краски.
Ни историю современной песни, ни музыкальный эфир Казахстана, ни праздничный концерт или домашнее застолье нельзя представить без голоса Бибигуль Тулегеновой. Начиналось все в родном Семипалатинске, где в городском саду играл духовой оркестр, там девчонка Бибигуль, ростом вровень с танцверандой, вместе с подружками меряла снизу каблуки на стройных ножках танцующих и слушала музыку, растворялась в ней.
Не счесть творческих жюри, в которых она состояла и состоит. Когда город Алматы вознамерился обзавестись собственным гимном, она жарче всех выступала против помпезности, за то, чтобы гимн этот был понятен и близок всем алматинцам.
Алексеевна
На политический небосклон в разряд звезд самой крупной величины скромного учителя средней школы №19 имени Абая города Алматы пятидесятивосьмилетнюю тогда Ирину Алексеевну Савостину вознесли два обстоятельства. Первое - собственное бесстрашие, которому она иногда сама удивлялась. Второе - самые обиженные реформами люди, пенсионеры, нуждались в лидере. Пенсионеров в стареющем Казахстане становилось все больше, проблемы их нарастали, как снежный ком. Савостина стала знаменем всего старшего поколения (за минусом его сливок), движение социальной и правовой защиты пенсионеров так и назвали - “Поколение”.
Известности Ирины Савостиной можно позавидовать, ее все знают в лицо, и не только в Алматы. Кандидаты в депутаты, партии и общественные движения стремятся заручиться ее поддержкой. И это понятно, ведь за ней столько людей! Однако назвать общественную карьеру Ирины Алексеевны завидной рискнет не каждый - особенно из женщин. Одни приводы в полицию, привлечения к административной ответственности за организацию акций протеста и участие в них чего стоят, тут не позавидуешь. Казалось, еще одно судебное решение, еще одна ночь в каталажке, и она сломается, отойдет в тень на “заслуженный отдых”. За нее было боязно, когда в толпе сумрачных, а то и разъяренных стариков она кричала власти обвинения и требования.
Слава богу, у власти хватило ума не раскручивать механизм репрессий против поколенцев. Хотя дело тут, наверное, не в уме, а в ощущении неизбывной сыновьей вины перед старыми людьми. Охранной грамотой стала и любовь земляков, международная известность.
Как настоящий лидер, она умеет не только говорить на митингах, выражая общее мнение, ей удалось организовать и структурировать движение. Ее четким учительским почерком исписаны сотни страниц документов: протоколы, заявления, поправки к законодательным актам... Поколенцам не раз удавалось выигрывать судебные процессы по защите малоимущих. С Савостиной пенсионеры почувствовали себя силой. Она ярко выраженный харизматик, умеет говорить в микрофон и на телекамеру, ее хлесткие фразы становятся крылатыми, Савостину цитируют: “С нашими коммунальными тарифами только Жванецкий и разберется”. Неизбежная плата за успех - недруги, которых у нее тоже хватает. Она не любит праздник 8 Марта. Говорит, что всегда завидовала женщинам, окруженным мужским вниманием.
Сара
Если президент демократической страны - избранный народом “бастык” номер один, исполняющий огромную должность, то первая леди - вынужденное призвание. Если в главе этой семьи (и государства) люди ценят и обсуждают ум и волю, то в супруге лидера, как правило, душу. Если обязанности президента определены Конституцией, то деловая и публичная активность первой дамы регулируются не столько протоколом, сколько ею самой. Если эти двое дополняют друг друга, такой семейный союз становится и политическим тандемом.
В Казахстане роль самой первой Первой леди выпала на долю Сары Алпысовны Назарбаевой. Понятно, традиций исполнения этой роли не было. Занялась обычным для супруг президентов делом - благотворительностью и охраной детства. Теперь очевидно, что все совпало, роль оказалась по душе.
Как-то в самом начале работы фонда “Бобек” журналисты показали ей документальный телеролик о больных, запущенных детях. Когда фильм закончился и в небольшом кабинете Сары Алпысовны были раздвинуты шторы, она, вытирая слезы, сказала: “Простите, я что-то расхлюпалась...”. Потом был разговор о том, как и чем можно этим детям помочь, но вот эта первая реакция (очень женская и естественная), точное слово запомнились, многое определили. С тех пор прошло немало лет, в Казахстане хорошо знают, чем занимается президент международного детского фонда “Бобек” Сара Назарбаева, этот “малыш” вырос из коротких штанишек: отделения фонда есть теперь в каждой области, возглавляющие их жены акимов стараются не ударить в грязь лицом. Главное в другом: у обделенных жизнью детей, которых приютили большие семьи “детских деревень”, появилась крыша над головой.
Нет в Казахстане более ревностной последовательницы учения Порфирия Иванова, в центре которого - доброе отношение к людям и живой природе, чем Сара Алпысовна. Она же стала инициатором внедрения в школах республики новой дисциплины, которую можно назвать наукой о самопознании человека.
Айткуль
Она выросла на рабочей окраине. Как в старой песне о главном поется, “в люди вывела” ее заводская проходная Алматинского плодоконсервного завода. Девчонкой все свободное от школы время пропадала в его цехах, здесь же отец работал, соседи, друзья и знакомые. Здесь жизнь преподала ей первые уроки, среди которых главные - умей терпеть и работать до седьмого пота, уважай чужое мнение, но и свое цени, держи слово, не трусь и не заносись, людям верь, обид не копи. Вся округа гуляла на ее свадьбе, гостей еле вместил на скорую руку собранный огромный свадебный стол. Не было на нем особых разносолов, но зато как от души поздравляли ее, желали счастья! “Ты - наша”, - до сих пор говорят Айткуль на заводе, гордятся ею, мол, у нас начинала и вон как далеко пошла - министр!
Хотите верьте, хотите нет, но первым в министры ее “назначил” дядя - молодой смешливый парень, катавший маленькую племянницу за неимением санок в старом корыте. Когда Айткуль начинала от холода и страха реветь, он утешал: “Не плачь, вырастешь, станешь министром”. Странное дело - такой посул помогал, слезы высыхали...
Или нагадал дядя, или судьба, или в самом деле честолюбие по жизни повело, но министром Айткуль Байгазиевна стала-таки, возглавив Национальную комиссию по делам семьи и женщин при президенте Республики Казахстан. Впервые Н.Назарбаев пригласил ее на работу весной еще 1983 года. Когда недавно предложил “поднять важный участок”, она про себя ойкнула: “Как это я буду с женщинами работать?” Вспоминала свои страхи и сомнения (рецепт преодоления которых всегда один - собственные учеба и труд, умение заинтересовать и потребовать с других), когда поднималась на трибуну ООН, чтобы от имени правительства республики отчитаться перед мировым сообществом о положении женщин в Казахстане, радовалась отмеченному там же значительному прогрессу в работе по достижению равенства полов в Казахстане, социальной защищенности прав женщин.
Почему до сих пор в Казахстане мало представителей “слабого пола” во власти? Не уставая отвечать на этот вопрос, Айткуль Байгазиевна теперь чаще винит в этом самих женщин, их менталитет, привычку ко вторым ролям. Однако, судя по всему (в том числе благодаря работе возглавляемой А.Самаковой комиссии), ситуация меняется. Уже подросли, шагнули в жизнь девочки, с детства привыкшие примерять на себя большие дела.
Гульфайрус
Сюжет жизни настоящего художника редко бывает вялым, бесцветным, спокойным. Сонная душа не будет кровоточить чистыми красками, потухший взгляд не разглядит правды, не страдавшее сердце будет холодно к чувству, бестрепетная рука не оживит линию и штрих... Судьба Гульфайрус полна таких поворотов, которые нельзя придумать, можно только не переставать удивляться изощренному мастерству главного Сценариста.
Репрессированный в 1932 году отец учился в Ленинграде. Уходя на фронт, отчим удочерил ее, и она - Конырбаева Кульпаш Тансыкбаевна - стала Гульфайрус Мансуровной Исмаиловой. Учиться поехала тоже в Ленинград, в художественную академию. Здесь повстречала Женю, Евгения Матвеевича Сидоркина, вслед за молодой женой он приехал в Алма-Ату. Через два десятка лет они оба стали народными художниками Казахстана. Талантливым художником-портретистом вырос их сын Вадим.
Но все это будет позже, потом. Она всегда многого хотела и многого добивалась. Загорелось узнать, что такое профессиональное пение, - поступила в консерваторию, где училась вместе с Бибигуль Тулегеновой. Кто из девчонок не мечтал сниматься в кино? Гульфайрус, узнав о том, что начались съемки фильма по роману Сабита Муканова “Ботагоз”, написала свой автопортрет в этом образе, пришла на пробы. Были девушки красивее, но, как потом сказал режиссер фильма Ефим Ефимович Арон, выбравший ее на роль главной героини, “У тебя в глазах было содержание”. Сама она после премьеры фильма говорила: “Я сама один из вариантов Ботагоз, логическое продолжение ее судьбы. И я люблю эту героиню за ее стремление осознать себя личностью”. Потом будет еще одна большая работа в кино, художник-постановщик фильма “Кыз Жибек” Гульфайрус Исмаилова сыграла в этой картине роль матери главной героини.
И все-таки главным делом ее жизни стала работа театрального художника. За 16 лет главный художник ГАТОБ имени Абая Гульфайрус Мансуровна оформила около 30 спектаклей, блиставших на этой сцене. Она делает декорации, рисует эскизы костюмов, порой сама их вышивает. Мировая классика и классика национальная. Успех спектаклей был во многом заслугой художника театра. Знаменитый триптих - портреты Шары Жиенкуловой, Куляш Байсеитовой, Шолпан Жандарбековой, подлинные образцы женской красоты, украшают сегодня Государственный музей изобразительных искусств.
НАТАЛЬЯ
Сколько бы времени ни прошло, на ее календаре всегда будет день и час платежа. Тогда, в самую трудную и глухую пору реформ, когда больнее всего аукались в каждой казахстанской семье последствия развала прежней экономики, ей, министру труда и социальной защиты, выпала доля рассчитываться по долгам.
Более неблагодарной работенки не придумать. Это в ней озлобленные, растерявшиеся пенсионеры и безработные, голодные врачи и учителя увидели и персонифицировали виновника всех их бед. Она была, пожалуй, самым узнаваемым членом правительства, хотя популярности этой не позавидуешь. Ей, такой красивой, всегда ухоженной, умеющей говорить и убеждать, просить потерпеть, кричали в лицо обидные слова, проклинали. Тем более что не пряталась Наталья Артемовна ни за чьи спины. Порой казалось, что, наоборот, за ее спиной отсиживались мужчины правительства (настолько сильные, что не позволяли этой женщине быть слабой!). И думалось тогда, какое же сердце и нервы нужно иметь, чтобы, замкнув на себе этот мощный поток негатива, не сорваться и не сломаться, не зачерстветь душой. Тем более что вину перед обездоленными людьми, в том числе и свою, она чувствовала, это было видно всегда.
Нет, возвращать долги - дело благодарное. Мало помалу наладились регулярные выплаты пенсий, других платежей, успокаивались старики, общество. Самое трудное осталось позади, оставив в как всегда безупречно уложенных волосах Коржовой седые пряди.
Кто знает ее поближе, не дадут соврать: Наталья Артемовна - энергетический донор, от нее все подзаряжаются. Ей самой важно ощущать себя тем гвоздиком, на котором все висит, а лучше - маховиком, который все крутит и вокруг которого все крутится. Поэтому не позволяет себе раскисать, быть не в форме. И вообще она в любую секунду готова защищать дом, семью, дело...
Наверное, плохо, когда у женщины не хватает сил быть слабой. Ну уж как есть. Жалеть Наталью? Восхищаться ею? Не знаем, пусть выбор делает каждый сам. Одно ясно - ее нельзя не уважать.
“Сына я родила, дом построила - здание Минсобеса в Астане... Что там по поговорке еще нужно сделать? Дерево посадить? Посадила, и не одно. Так что все в жизни сложилось. Главное, есть человек, на которого я всегда могу положиться, который всегда поддержит и поможет, - это мой любимый муж”.
Дарига
Проблема взрослеющих детей известных людей - самоидентификация, желание (если оно, конечно, честолюбиво появляется) избавиться от звучащего как раз и навсегда поставленный диагноз определения “папина дочка”, что звучит как “папенькина”. Собственно, первенец этой семьи Дарига, как было заведено, росла не у мамы с папой, у стариков, потом привыкала к родителям, а уже взрослой, видимо, не могла не задуматься, как им помочь. И прежде всего отцу, на плечи которого судьба взвалила запредельной тяжести ношу - быть первым президентом суверенного Казахстана. Судя по всему, желание помочь, разделить ношу совпало с желанием найти самостояние - реализоваться, стать собой, а не только старшей дочерью президента (у которого нет сыновей). Совпало, а может, выросло из него. Как бы там ни было, а Дариге Нурсултановне оказались по плечу весьма серьезные дела. Она не стала штатным советником президента, его имиджмейкером и спичрайтером, что вроде бы подсказывалось известным опытом. Нет, “дворцовые” перипетии ее, судя по всему, не интересовали. Зато начинавшийся пять лет назад практически с нуля телеканал “Хабар” стал ведущим электронным СМИ республики, а его “родительница” - признанным не только в Казахстане специалистом в сфере масс-медиа, интересным политологом. “Хабар” очевидно центристского толка, прогосударственный, а значит, и пропрезидентский канал. Причем, как все видят, очень влиятельный.
Ее книга “Демократизация политических систем Содружества Независимых Государств” свидетельствует в том числе и о преемственности политической мысли: дочь по-своему дополняет и развивает известные идеи Нурсултана Назарбаева, став президентом Евразийского центра стратегических исследований.
Дарига Назарбаева сегодня - вышедшая из тени отца самостоятельная личность, имеющая что сказать на всю республику собственным голосом. Кстати, о голосе. Известно, Назарбаевы - очень музыкальная семья, многим доводилось слышать пение самого президента. А когда недавно Дарига Нурсултановна вышла на сцену и профессионально поставленным голосом (меццо-сопрано!) дала концерт, исполнив в том числе классику, слушатели были покорены. Это такой теплый штрих к ее все более публичному образу.
Словом, биографу Дариги Назарбаевой (а он, судя по всему, непременно у нее появится) будет что отмечать, кроме факта рождения в известной семье.
Татьяна
Человек, создавший прецедент... Что бы до и после Татьяна Григорьевна ни сделала, а живет она активно, все останется в его тени. История эта известна. Татьяна подала в Конституционный суд иск к Центризбиркому, суд скрупулезно в течение двенадцати месяцев рассмотрел 22 тома дела и принял сенсационное решение: признал итоги парламентских выборов в марте 1994 года по округу, в котором Т.Квятковскую “победили”, незаконными. Она же первой заговорила о несовершенстве выборного законодательства тех лет, согласно которому избирательные округа нарезались непропорциональными, в одном 10, в другом 120 тысяч избирателей. То есть цена голоса там и там разнилась.
В итоге весь парламент был признан нелегитимным. Пожалуй, нет в мировой юриспруденции другого подобного примера. Известна и лихая шутка Олжаса Сулейменова по этому поводу: в Москве парламент разгоняли танки, у нас хватило Таньки... А начиналось все с того, что газета “АЗиЯ”, где Татьяна тогда работала, командировала корреспондента Квятковскую принять участие в выборах. Есть такой известный ход - журналист меняет профессию, чтобы “изнутри” интереснее о ней написать. Получилось куда как интересно! Татьяна тогда писала: надо бороться за свои права до конца, тогда все получится. Профессиональный журналист, она поменяла профессию, стала политиком (но перо свое, одно из самых острых и точных, не отставила). Работала в правительстве заместителем председателя Антимонопольного комитета. Начинала совершенно новое дело - защиту прав потребителя.
Она живет с непреходящим чувством долга - должна помочь обиженному, вмешаться в конфликт и защитить слабого, показать равнодушие или корысть власти, идиотизм “правовой” нормы. Пишет об этом страстно, а потому убедительно. После ее статей не раз пересматривались судебные решения, разваливались сфабрикованные дела, освобождались неправедно осужденные люди. Издавала газету “Отечество”, само название которой говорит о содержании.
Особое слово о дочери, радости и гордости Татьяны Григорьевны. Девочка с печальными глазами. Ева тихо выросла настоящей красавицей, получила блестящее образование, стала подругой. Какая еще награда нужна матери?
Депутатом мажилиса парламента Т.Квятковская все-таки стала. И депутатом активным, деятельным, с высоким рейтингом. Она автор нескольких законопроектов, в том числе “О защите прав потребителей”.
Айман
Звук должен быть окутан тишиной... Айман сделала паузу, дождалась, когда смолкнет гул голосов, коснулась смычком струн. Это была необычная аудитория и концертная площадка - шестой этаж Госдепартамента США, прием в честь официальной делегации Казахстана. Только что отзвучала музыка в исполнении скрипичного ансамбля военно-морского флота Америки. Так называемые “марширующие скрипки” показали завидную выучку и артистизм, играя и одновременно синхронно и очень красиво двигаясь по залу...
Айман исполняла венгерский танец как всегда виртуозно, зажигательный чардаш никого не оставил равнодушным, в том числе - “марширующие скрипки”, они стали подыгрывать ей. Когда погас последний звук, они прочувствованно аплодировали Айман вместе со всем залом - смычками по струнам. Наша скрипачка была для них в тот момент адмиралом, не меньше. Тогда и подумалось, что звание “Artist for peace” она носит по праву.
Званий, регалий и премий за четверть века творческой деятельности Айман Кожабековна получила немало. От части их меломаны страны хотели бы даже ее избавить. К примеру, от должности ректора Казахской национальной академии музыки, полагая, что Мусаходжаева должна играть, концертировать, а не заниматься административными заботами. Но сама Айман, понимая их, думает по-другому. Академия, ее детище, реализованная мечта о воспитании будущих музыкантов с первых их шагов к вершинам профессионализма. На это ей времени и сил не жалко. Все это - ее мастер-класс. Трудно - но надо. Да и всегда помнит она, как много лет назад гость известной музыкальной школы имени Куляш Байсеитовой, где Айман тогда училась, композитор Арам Хачатурян, послушав ее игру, попросил ноты, написал на них: “Айман, ты будешь талантливой скрипачкой, но помни: терпение, терпимость и труд - вот что позволит добиться тебе успеха”.
Еще один штрих к портрету Айман: полученную ею в прошлом году Государственную премию она отдала своим учителям Нине Патрушевой, Досымжану Кезекбаеву, Галине Анашкиной, Сапиалле Жакееву, Куляш Мулдагалиевой... Акт благодарности, урок для тех, кому сегодня стала учителем Айман, первая скрипка страны.
Жания
Тысячу раз прав незабвенный академик Дмитрий Лихачев, сказавший однажды: интеллигентом нельзя притвориться. Глядя на Жанию, беседуя с ней, слушая ее музыку, искренне восхищаешься культурой ее образа мысли, речи, звука, наслаждаешься ими. Ни одной фальшивой ноты - во всем! Во всем - естественность! Ее интеллигентность покоряет не меньше, чем музыкальный дар. Впрочем, вероятно, одно вырастает из другого, здесь гармония. Поэтому пианизм Жании Аубакировой завораживает, а общение с ней - вот именно роскошь.
А сколько совестливости в таком вот ее признании: “Сегодня я редко в хорошем состоянии. Какую-то временную гармонию своих потребностей и обязанностей нарушила, перебрала меру. Я точно знаю, что я пианистка прежде всего, я играть должна. Тогда я по-настоящему счастлива. В то же время меня не отпускают дела в консерватории, административная работа. Приходится жертвовать самым дорогим - музыкой, но я себя на мысли поймала: кто другой это сделает, кроме меня?”
На “бис” концертирующая в залах всех континентов мира пианистка, она взвалила на себя и проблемы консерватории, став ее ректором, поднимает ее до своего уровня - иначе не может и не хочет. У нее получится. Ей принадлежит первый опыт частного образования в области искусства, ее музыкальная школа вот уже пять лет работает, выдерживает конкуренцию.
Она каждый день встает в 6 утра. Самое дорогое время, никто и ничто не мешает сесть за рояль, положить руки на клавиши, взять аккорд. Оторваться только затем, чтобы глянуть со своего девятого этажа в окно на любимые горы, над которыми встает рассвет. Она посылает им звук и взгляд, они отвечают своим безмолвным вечным покоем: давай, давай, мы уже все постигли, а тебе еще столько предстоит...
- Счастье - это делать то, что должен. Хорошее определение, - говорит Жания Яхияновна. - Но у меня свой вариант. У меня дело, которое, с одной стороны, удовольствие, а с другой - профессия. Это ли не счастье?
Она любит слушать Баха. “Все композиторы, так или иначе, интерпретируют божественный замысел, а Бах напрямую транслирует, он без посредников обходится”.
Ольга
Нет короче и стремительнее формулы успеха: успех - это успеть. Всегда и везде. Для спринтера - в самую точку: успеть промчаться по дистанции так, чтобы обогнать летящую секундную стрелку и оставить позади прерывистое дыхание соперников и дробный хруст чужих шиповок о покрытие дорожки. Хоть на миг, хоть на его сотую долю успеть оказаться впереди. Фотофиниш все рассудит, рассчитает на первый - второй - третий тех, кто поднимется на пьедестал.
Задрапированная в национальный флаг республики точеная фигурка, вскинутые руки, сияющие глаза, счастливая улыбка - такой увидели и запомнили Ольгу миллионы любителей легкой атлетики в момент ее триумфа после победного финиша в финальном забеге на сто метров с барьерами на сиднейской Олимпиаде 2000 года. Запомнили и полюбили. Ее победа была дорога вдвойне, потому что она была первой победой казахстанского спортсмена на этой Олимпиаде, воодушевила национальную сборную, которая в Сиднее заняла в общем зачете весьма высокое и почетное 22-е место из 199 команд государств-участниц. Что, к слову, сказало миру о Казахстане больше иных саммитов, выставок, конференций и специальных пиаровских акций.
Не на телеэкране, а вживую Ольга оказалась неожиданно хрупкой и тихой, лишь в движениях угадывалась порывистая сила. И очень откровенной.
- Чего больше всего хочу? Хочу еще одного ребенка. Хочу, чтобы моему сверхтерпеливому и надежному мужу Диме хватило сил еще пару лет снести мои бесконечные тренировки, сборы и соревнования. Хочу выиграть летний чемпионат мира - на этих стартах я еще не побеждала. Хочу в конце концов закончить затянувшуюся учебу в Академии спорта. Хочу, чтобы моя золотая медаль поманила на беговую дорожку многих и многих девчонок.
А начиналось все более двадцати лет назад, когда в обычную алма-атинскую школу №68 пришел из ДЮСШ тренер и набрал группу девятилеток в секцию легкой атлетики. Приглядел и Ольгу. Бессчетно с тех пор поту пролито на тренировках. Было, бросала их, уходила в юннатский кружок. Вернуть ее на дорожку помогла тренеру мама. С 6 класса началась специализация - барьерный бег. Из той группы в спорте осталась она одна. Потому что умела “пахать” и терпеть, верить тренеру, изучать свои тело и дух, их помноженные друг на друга возможности.
.. .На старт финального забега она вышла с теми, которых хорошо знает, - вместе бегали не раз. В основном это были те, кого спортивные журналисты красиво называют “чернокожими ланями”, законодательницами мод в спринте, заранее объявленными фаворитами. Победе поверила только тогда, когда увидела результат на табло.
- Почему не бояться того, чего не знаешь?
- Потому что люблю испытывать новое, в том числе познавать себя, свои параметры и пределы. Неведомого бояться нельзя, иначе без куража ничего не получится.
Ирина
Казахстанский эфир феминизируется, и яркий пример тому одна из главных виновниц - Ирина. Популярнейшее женское ток-шоу “Бабье царство” сделало Черноловскую телезвездой первой величины. Хотя профессиональную репутацию она наработала за два десятка лет на телевидении под другой фамилией. Ира была известна как Кациева, а далеко не каждый (ая) в журналистике рискнет поменять раскрученное имя, начнет свою творческую судьбу как бы с нуля. Ирина рискнула, и у нее получилось. Рискнула потому, что слывет “пофигисткой”, живет по воле столь чтимого ею “небесного диспетчера”, считая при этом, что жизнь все равно развивается в соответствии со здравым смыслом. Получилось потому, что всегдашнее желание делать на телевидении что-то свое совпало с востребованностью ее проектов, профессионализма и энергии. Теперь утверждает, что к любым поворотам судьбы надо относиться с ожиданием позитивного и плодотворного результата.
Женская тема, женские телепередачи, женщины-ведущие программ - примета времени, “Бабье царство” - счастливая находка Ирины Черноловской. Некоторую агрессивность “бабьей” студии по отношению к мужчинам снимала форма передачи: это игра, а вовсе не война полов. Калейдоскоп поразительных женских судеб во всем их драматизме и разнообразии, примеры настоящей женственности и удивительной стойкости, самодостаточности. Автор и ведущая им подстать, иначе бы ничего не получилось... Важно, что “играя” в программе на стороне своих товарок, Ирина (как уже было сказано, повинная в феминизации эфира) не приемлет маскулинизации “фемин” - в каждой она обязательно подчеркнет женское. (К слову, большая часть участниц “Бабьего царства” - героини и нашей книги. - Г.Д.) Параллельно готовила новый телевизионный проект, теперь будет приглашать к себе в гости мужчин - полный апофеоз половой корректности!
Судя по всему, Бог дал ей способность искренне любить и уважать людей, с которыми ее сводит профессия журналиста.
В кадре (как, в общем-то, и в жизни) она на редкость естественна. Поэтому условную единицу измерения женской телегеничности можно назвать ее именем, оценивать новичков казахстанского экрана, например, так: эта в одну треть игры органична, не больше.
|