1 марта 2002
№9 (197)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
И кузница, и житница, и здравница
Андрей Губенко, Павлодар - Алматы
Посетив Павлодар, поневоле вспомнишь героя популярной советской комедии и его по-кавказски красноречивый пассаж: Кубань - всесоюзная житница, Кузбасс - кузница, ну а Кавказ... Перефразируя на казахстанский лад эту емкую квинтэссенцию учения об экономическо-географическом районировании, можно сказать: распаханные целинные акмолинские и костанайские степи - это всеказахстанская житница, рудники и заводы Восточного Казахстана - всеказахстанская кузница, а горные курорты Заилийского Алатау - всеказахстанская здравница. Побывав же в Павлодаре, насмотревшись города и его окрестностей, наслушавшись местных патриотов, я пришел к окончательному выводу, что Павлодар - это и кузница, и житница, и здравница

Раскинувшийся на правобережье Иртыша Павлодар был основан в XVIII веке и назван, как следует из имени, в честь императора Павла. Типичный южно-сибирский городок не выделялся ничем необыкновенным (кроме того, что располагался на берегу великой сибирской реки) вплоть до эпохи развитого социализма. До тех пор, пока партийное руководство СССР не решило местные экибастузские угли использовать как топливную базу Уральского промышленного региона. По этой логике энергоизбыточная Павлодарская область должна была стремительно развиваться.

Вот и получилось, что к концу 70-х годов прошлого века Павлодар стал "кузницей, житницей и здравницей". Бескрайние древние степи представляли собой превосходную почву для развития сельского хозяйства, в области, к югу от города, на берегу озера расположился бесподобный курорт Баян-Аул (это местечко дало, к слову, стране много замечательных людей). А сам Павлодар вырос в крупный индустриальный центр, по-настоящему пролетарский город.

Улицы его разрезаны трамвайными линиями. Автомобилей здесь немного; самый популярный транспорт - трамвай. По утрам остановки заполняются рабочими, те штурмуют вагоны и отправляются на многочисленные заводы: тракторный, нефтеперерабатывающий, химический и т.д. Впрочем, на некоторые предприятия, тот же нефтеперерабатывающий завод (с недавних пор - нефтехимический), людей доставляют заводские автобусы.

Сейчас можно только представлять, насколько по-советски оптимистично все это выглядело лет 20 назад, с какой уверенностью в себе и в завтрашнем дне тогда жили и строили светлое будущее павлодарцы.

Однако перестройка и затем промышленный, экономический коллапс спутал все карты. Для Уральского промышленного региона Павлодар в конце концов стал отрезанным ломтем. Перспективы превратиться в энергетическую столицу Южной Сибири остались несбыточными мечтами, и Павлодар, как и когда-то в царские времена, зажил неторопливой, провинциальной, самодостаточной жизнью. По сравнению с другими казахстанскими регионами здесь не бедствовали даже в самые мрачные годы; благодаря избыточной энергии город никогда не сидел без света и тепла. Но застой (в наше особенно время) иногда равносилен деградации: тогда как вся остальная республика худо-бедно выбиралась из кризиса, Павлодарскую область без конца сотрясали приватизационные, инвестиционные скандалы, некогда процветающие производства были на грани развала, едва чадили. И как-то незаметно преуспевающий край превратился в дотационный.

Если в целом по республике кредиторская задолженность за прошлый год составила 1 миллиард 600 миллионов тенге, то из них 1 миллиард 200 миллионов задолжал Павлодар. Зато по части политизации общественной жизни и количеству политических разборок область и ее аким Галымжан Жакиянов могли всем дать сто очков вперед.

Один из главных плюсов демократии: что курс не меняется из-за смены личности во власти, во всяком случае столь разительно. Но, к сожалению, нам до этого еще далеко. Позитивные изменения в Павлодарской области начались лишь со сменой руководства. С одной стороны, повторимся, заслуживает сожаления, что все настолько зависит от личности руководителя, с другой - радует, что все-таки с приходом на пост акима Даниала Ахметова в области начали разгребать накопившийся ворох проблем.

Сдвинулся наконец с мертвой точки вопрос о строительстве электролизного завода по производству алюминия. Долгое время не удавалось преодолеть всякие препоны при получении акта землепользования, выделении земли, а также циркулировавшие слухи о вредных выбросах с будущего предприятия.

Конечно, выпуск алюминия - не безвреден. Но тут уж приходится выбирать меньшее зло: экологические издержки или сырьевая зависимость. И сейчас новым областным руководством найден компромиссный вариант. Под строительство завода выделена территория в 14-ти километрах от города, что минимизирует экологический вред. К слову, мощность завода составит 240 тысяч тонн в год, а стоимость оценивается в 800 миллионов долларов. Но главное, что лед тронулся.

Кстати, г-н Ахметов, будучи первым вице-премьером, плотно занимался реализацией программы импортозамещения. Теперь же он, судя по всему, намерен делать это уже в рамках отдельно взятой области. А именно - переориентировать крупные производства на нефтегазовый рынок и работу с национальными компаниями "КазМунайгаз", "Казахмыс", "Казцинк", "Испаткармет".

Из числа последних проектов стоит, пожалуй, отдельно рассказать о строительстве завода по переплавке железного лома. Несмотря на то, что сейчас повсеместно распространилась мода именно на такие мини-заводы по переплавке (это и экологичней, и экономичней, рассчитано на региональные нужды и конкретного потребителя), в Казахстане ничего подобного пока не было.

А ведь дело это перспективнейшее. Зачем проходить весь этот длинный и неблагодарный путь - от добычи руды и до производства стали, когда в стране накоплено столько железного лома? В соседней России об этом догадались раньше наших. Северному соседу требуется 80 миллионов тонн стали в год. И в то же время в стране накоплена 2 миллиарда тонн железного лома - на четверть века хватит.

В Казахстане цифры скромнее: ему нужны 5 миллионов тонн в год, а "ломовой" потенциал, по расчетам специалистов, составляет по меньшей мере 100 миллионов тонн. Тоже, впрочем, есть где развернуться.

Тем более что павлодарский завод (который, к слову, будет размещаться в одном из цехов тракторного завода) - совсем даже не мини, мощностью в один миллион тонн стали в год. Для сравнения: казахстанский металлургический флагман "Кармет" рассчитан на мощность 5 миллионов тонн в год, но выпускает гораздо меньше.

И наконец, продукция будущего завода рассчитана на внутреннего потребителя: это арматура для казахстанской строительной промышленности, и в первую очередь, для нужд нефтяников в связи с ожидающейся широкомасштабной добычей на Северо-Каспийском шельфе.

Среди других проектов отметим также возрождение Павлодарского нефтехимического завода. Казалось бы, завод поднялся раньше, еще при прежнем акиме. Так то оно так: и рост нефтепереработки до 2 миллионов тонн, и 3,25 миллиарда тенге налогов, выплаченных в прошлом году, и поднятая на треть зарплата рабочим - все это было сделано раньше, но только теперь, при новом акиме Даниале Ахметове ПНХЗ в лице местной власти получил не врагов, постоянно вставляющих палки в колеса, а доброжелательных партнеров.

   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии