Олимпийские войны и оппозиционные игры прошли мимо
Некоторые итоги февраля подводят обозреватели Сергей Волков, Сергей Апарин и президент Казахского гуманитарно-юридического университета академик Максут Нарикбаев
С.Волков. Свершилось! Наконец-то! В гостях нашей рубрики оказался многоуважаемый эксперт. Итак, февральские итоги мы подводим вместе с ректором Казахского гуманитарно-юридического университета Максутом Нарикбаевым. Ну а что из этого получится - судить читателям.
3:1 - в пользу здравого смысла
С.Волков. Февраль стал первым календарным месяцем, который новое правительство полностью отработало. Стратегические выводы делать еще рано. Но есть несколько моментов в деятельности команды Имангали Тасмагамбетова, вызывающие принципиальный интерес.
Самое главное: все вице-премьеры правительства четко определили приоритеты в своей деятельности. Господин Масимов, ранее сделавший для главы государства мониторинг всех существующих государственных программ, теперь почти полностью переключился на углеводородную сферу экономики. В создании национальной компании "КазМунайгаз" есть и его толика бюрократического труда. Правда, говорят, что он не очень доволен этим "детищем" - ему не удалось отстоять своего кандидата в единоличные руководители данного нефтяного гиганта. А вот господин Мухамеджанов неожиданно (видимо, даже для себя) углубился в юридические тонкости в той сфере, которой прежде он почти не касался. Это - телевидение. И теперь его фамилия вместе с фамилией неожиданно перевозбудившегося от невыполнения казахстанскими телекомпаниями Закона "О СМИ" министра Кул-Мухамеда имеет хорошую ротацию на ТВ и в печати. То ли еще будет после проведения тендеров на телевизионную частоту... Господин же Павлов - еще один вице-премьер правительства явно решил сосредоточиться на рутинной, но от того не менее сложной работе по составлению госбюджета. "Подводных" течений в этом деле предостаточно. И шансов из-за этого слететь со своего поста у господина Павлова столько же, сколько и двух и других заместителей премьера, бесстрашно кинувшихся в "горячие точки" управления страной.
Еще одним моментом, определяющим внутреннее состояние нынешнего правительства, стало открытое противостояние между некоторыми его членами по вопросу современной налоговой политики государства. Причем случилось это фактически на первом же официальном заседании нового правительства - 7 февраля. Заседании, на котором присутствовал президент страны.
Глава государства тогда сказал, что правительство И.Тасмагамбетова должно стать правительством здравого смысла. А теперь приведу лишь 3 цитаты из речей, которые прозвучали после этого, почти отеческого пожелания.
Премьер-министр Тасмагамбетов: "Задача состоит в том, чтобы дать нашим предпринимателям и иностранным инвесторам строить свой бизнес на долгосрочной основе, не опасаясь кардинальных изменений налогового законодательства со стороны государства".
Министр экономики и торговли Есенбаев заявил, что если налоговое бремя не будет снижено, то "это сильно повлияет на экономику государства, на инвестиционный климат в целом".
Министр государственных доходов Какимжанов: "Мы должны очень четко сконцентрировать усилия всех ответственных ведомств на уточнении контрактов (на недроиспользование) с точки зрения налоговых положений. ...Это надо выносить в ранг нашей политики"
Теперь понятно, КАК работает правительство "здравого смысла"? Два - направо; один - налево. К двум первым можно теперь еще присоединить и вице-премьера Масимова, который 22 февраля заявил журналистам, что в отношении нефтегазовых инвесторов пересмотра контрактов не будет. Так что счет в правительстве пока 3:1 - в пользу стабильности экономического развития страны.
М.Нарикбаев. Вряд ли сейчас можно давать более-менее реальную оценку действиям правительства, так как оно в основном занималось подготовкой программы своего действия на ближайшие три года. Что касается самой программы, озвученной премьером на совместном заседании парламента, то она, лично меня, импонирует своей искренностью и объективностью в оценке деятельности предыдущего правительства, правильным определением возможных механизмов реализации поставленных задач по социально-экономическому развитию страны. Если новый руководитель правительства начал бы свой доклад с критики (да еще необъективной) своего предшественника, он не был бы воспринят депутатами, которые" как мне кажется, относятся с глубоким уважением, Касымжомарту Кемелевичу не только за его очень высокий интеллектуальный потенциал и обаяние, но и за конкретные результаты его деятельности во главе правительства. Это говорит о достаточном политическом потенциале И.Тасмагамбетова, не говоря уж о его жизненном и практическом опыте.
В целом состав нового правительства, на мой взгляд, вполне может справиться с выработанной ими же программой действия. Я лично многого ожидаю от вице-премьера Б.А.Мухамеджанова. Он знает, что все упреки на предыдущее правительство были связаны с качеством нормативных актов, издаваемых там же, а также проектов законов, направляемых в парламент. Насколько мне известно, количество юристов, работающих в канцелярии правительства, вполне достаточно для решения этой проблемы. В первые годы становления нашего суверенного государства один отдел в составе тринадцати человек обеспечивал правовое обеспечение как аппарата президента так и Кабинета министров.
С.Апарин. Я как тип корыстно-гражданственный опять о своем. А именно: о логике, которой почему-то вечно не хватает нашему правительству. Как вы знаете, вскоре японцы будут охранять наши лаборатории, которые могут производить оружие массового поражения, то есть химические, бактериологические, биологические и прочие. Уже в этом месяце Страна восходящего солнца планирует направить во все наши "оружейные точки" собственных специалистов, чтобы те контролировали их безопасность. То есть японцы будут присматривать, чтобы наше оружие не попало в руки террористических организаций. По счастью, мы вписываемся в японскую программу по выполнению защиты объектов, представляющих интерес для террористов. Вернее, наша система защиты этих объектов не вписывается ни в какие международные нормы, и японцы отважились привести ее в должное состояние. Деньги, после одобрения японским парламентом, должны прибыть в следующем январе. Позиция наша в данном случае чрезвычайно удобна: чем запущеннее будут наши опасные для всего земного шара лаборатории, тем больше йен (а также долларов, фентов, евро...) придет в Казахстан. Затрат с нашей стороны никаких, наоборот, можно будет высвободить специалистов с вредных предприятий и перекинуть их на более безопасные работы. Пускай богатенькие мистеры-твистеры, сильно опасающиеся за собственную безопасность, нас и себя стерегут.
Как правило, подобного вида помощь наше правительство всегда принимает легко и не задумываясь. А вот позже иностранцы, в свою очередь, удивляются, когда вдруг мы подумываем о пересмотре не очень-то удачных для республики контрактов. Но есть обратная сторона подобного взаимодействия, в народе называемого халявой.
Во все времена более примитивного сначала прикармливали, чтобы он полностью разучился принимать самостоятельные решения и впал в окончательную зависимость от руки дающего. Разумеется, потом угроза прекратить подачки превращалась в безотказно действующий кнут.
Подобным образом при возникновении любых разногласий могут поступить с нами и японцы: никакого злодейства, просто пообещают прекратить бороться с нашими проблемами, с которыми мы сами в то время справиться уже не сможем. К сожалению, вот эту простую и логическую формулу под названием "халявы нахаляву не бывает" никак не могут выучить наши министры. Хорошо бы новое правительство было более математически грамотным.
Никто не хотел уходить
С.Волков. Февраль, на мой взгляд, стал заключительным месяцем политического противостояния: "Власть - Новая оппозиция". Не буду при этом утверждать, что нынешняя бюрократическая Астана переиграла "младооппозиционеров". Понятно, что руководство страны тактически и физически (как в канадском хоккее) затолкало в угол тех, кто открыто выступил с дезорганизующими общество заявлениями. И многие из них там, кстати, уже неплохо устроились, и готовы теперь изображать из себя лояльную оппозицию.
Вся проблема на сегодняшний день заключается здесь в том, что нынешняя власть так до сих пор и не решилась открыто назвать фамилии тех людей, которые стояли за выступлениями a-la ДВК. Стояли и, самое главное, пытались направлять общественное мнение республики в сторону дестабилизации государства. А это ведь уже не просто горячие "подковерные" игры топ-бюрократов и олигархов между собой. Это серьезная попытка перекроить все наше государство: снизу доверху. Фактически люди, стоявшие у истоков ДВК (но так и не появившиеся на сцене), сделали попытку государственного переворота. И еще неизвестно, чем бы это все закончилось, не прояви президент страны терпение и выдержку.
Поэтому с умилением смотреть на людей, продолжающих толкать общество в сторону "демократических разборок", или думать, что они "исправятся", - сегодня уже не нужно. Страна вступает в период перестройки экономики с "тупо добывающей" в "серьезно инфраструктурную". И тут любая оплошность в развитии государственного управления будет дорого стоить всем гражданам Казахстана.
На мой взгляд, нашей республике сейчас, если что и требуется сделать в политической сфере, так это усилить всю вертикаль исполнительной власти. Усилить ее ответственность, материальную обеспеченность и эффективность работы.
М.Нарикбаев. Каждого "демвыборца" я лично знаю по работе и отношусь к ним не только в плане личности, но и к их идеям с большим уважением. Мы не должны забывать, что генераторами новых идей, смелых действий по реализации этих идей всегда была и будет молодежь. Тем более в нашем государстве, строящем демократическое общество, наличие множества взглядов, даже полярно противоречивых, должно восприниматься как нормальное явление. Причина же невосприятия демвыборцев подавляющей частью общества, на мой взгляд, в следующем: первое - неправильно ими было выбрано объектом критики правительство, действующими членами которого они были (за исключением М. Аблязова). В обществе сразу же возник вопрос - а где же они были сами? Аргументы о том, что им не давали работать, не убедили никого. Второе - вряд ли сейчас народ без оглядки пойдет за теми, кто своими заявлениями сводит на нет все, что сделано за 10 лет. Прогресс в развитии общества по всем направлениям очевиден, и это реально ощущается населением. Да, хочется еще лучше и больше. Но для этого нужно еще определенное время. Исходя из этого, наверное, ориентиром нашего будущего является Программа-2030.
Третье - политическая действительность всегда сопровождается понятиями "торопиться" и "опоздать". Демвыборцы, желая воспользоваться сложившейся на тот момент политической ситуацией, связанной с некоторыми кадровыми решениями президента, поторопились и неправильно выбрали, как мне кажется, авантюрно-радикальную форму самовыражения, объединившись тем более с коммунистами. Как бывший коммунист убежден, что между коммунистической идеологией и подлинной демократией ничего общего нет. Не очень убедительны причины, побудившие демвыборцев. По их заявлениям и действиям общество убеждалось, что главная цель их - власть, а не созидательные действия во благо народа. Дай бог, чтобы я ошибся.
С.Апарин. А я опять о корысти. На этот раз о депутатской. Помните пафосную американскую фразу: "не спрашивай, что страна сделала для тебя, ответь, что ты сделал для нее"? Так вот, похоже, народные избранники понимают западный афоризм слишком буквально, но, к сожалению, не в отношении себя лично. Я о недавнем заседании мажилиса парламента, на котором обсуждался проект закона об усыновлении. Часть депутатов билась за идею, по которой усыновить казахстанского ребенка могут только казахстанцы, мотивируя этот патриотический порыв лозунгом "Сначала - родина, потом - семья". Слушая глубоко гражданственные речи об этом Амангельды Айталы, невольно приходишь к выводу, что уважаемый депутат, видимо, очень приблизительно представляет себе современный детский дом и, похоже, совсем уж не в курсе, что семьям, желающим усыновить наших никому не нужных детей, приходится выплачивать посредникам по 3-5 тысяч долларов, чтобы обойти наши же юридические казусы.
И совершенно ясно, что народным избранникам невдомек, что зачастую наши казахстанские мамы душат своих новорожденных детей и выбрасывают их в помойку вместо того, чтобы отнести в детский дом, видимо, отчасти справедливо полагая, что это - одно и то же.
Наши депутаты каким-то удивительным образом умеют не замечать, что именно родина сделала детские дома стабильным поставщиком бойцов криминальных структур и панелей. На фоне этого цепляние за право называть рожденного в Казахстане ребенка казахстанцем выглядит, я бы сказал, подло. Думаю, парламент должен ратовать как раз за то, чтобы максимально упростить процедуру усыновления наших, но не нужных нам детей.
"Казбат", батяня! Батяня, ..."Казбат"?
С.Волков. То, что в феврале страна и отмечала 13-летие того, как советские войска вышли из Афганистана, и обсуждала возможность посылки казахстанского батальона в ту же самую страну, на мой взгляд, не случайно. Есть у истории свои правила и параллели. Как есть эти параллели и в том факте, что посол США в нашей республике Ларри Наппер буквально дневал и ночевал в этом месяце в Астане. Одно его заявление о поддержке желания Казахстана отправить в Афганистан ограниченный контингент того стоит. А заявил-то он это не на улице и даже не на брифинге с журналистами, а на специально устроенной в середине месяца встрече с новым премьер-министром республики. При этом господин посол подчеркнул, что руководство обеих стран считает, цитирую: "необходимо развивать сотрудничество во всех областях". Насчет "всех областей" - это конечно, сильно сказано. Но откуда американский посол взял, что казахстанское руководство готово сотрудничать с США в пресловутых "всех областях", - абсолютно непонятно. Может быть, в этом ему помогли связи, оставшиеся от прежней его работы в спецслужбах?
Что же касается самой проблемы ввода "Казбата" в Афганистан, то выделю здесь два аспекта. Первый: внешнеполитический. Если руководство страны решило до конца (или еще до чего-нибудь) идти в фарватере международной антитеррористической операции, то посылать "Казбат" необходимо. Если же такое решение возникло в Астане в результате продолжения политики "многовекторности", то делать этого ни в коем случае нельзя. И все из-за того происходящие сегодня в мире события - это не что иное, как новый передел сфер политического влияния на планете. Этот передел намного серьезнее того, что спонтанно произошло 10 лет назад вместе с развалом СССР и Восточного социалистического блока. Потому что нынешний передел готовили. И готовили очень серьезно. Причем сразу две стороны: закостеневший в своем комплексе "полноценности" Запад и динамично ищущий новые сферы влияния Восток. При таком раскладе начать сейчас метаться под лозунгом "и нашим и вашим" - смерти подобно. Государственной смерти...
Второй аспект: внутриполитический. Если мы не зря 10 лет строили демократическое общество, если мы хотим, чтобы нас уважали и собственные граждане, и иностранные партнеры, властям республики надо срочно (лучше - немедленно) официально заявить обо всех возможных видах гарантий военнослужащим, которые поедут в Афганистан. И не только заявить, но и официально закрепить их. Пусть пока с помощью специального президентского указа. Вечно запаздывающие парламентарии потом примут необходимые законы. Только так можно будет подтвердить вечно оспариваемый тезис о том, что государство действительно заботится о своих гражданах.
М.Нарикбаев. Всем понятно, что "Казбат", если будет направлен в Афганистан, хотя и в мирных целях, едет не отдыхать. Миссия казбатовцев по военизированной охране грузов, проведение инженерно-саперных работ в стране, где внутриполитическое противостояние будет длиться еще долго-долго, равносильна боевым действиям. Тем более, если верить заявлениям бывшего "афганца", полковника Бориса Келимбаева, афганская земля "напичкана" пятнадцатью миллионами мин. Это очень опасно. Поэтому, на мой взгляд, чаще мы встречаем в СМИ суждения против направления военного контингента в Афганистан. В то же время, исходя из официально объявленной позиции нашей республики по участию в борьбе с терроризмом, вряд ли будет понятен мировым сообществом отказ от этой миссии.
С.Апарин. Примечательней всего, что вопрос отправки "Казбата" в Афганистан поднимают, так и не решив проблемы "афганцев". Сейчас очень удобно равнодушие к покалеченным воинам-интернационалистам спихивать на бывший Союз, почему-то думая, что в этот раз все будет по-другому. Может, сидя в министерском кресле, трудно представить, что мины так же, как и 15 лет назад, отрывают ноги и "калашниковы" стреляют не хуже, чем раньше. Хотя кое-какие изменения, конечно, есть. В отличие от тех "афганцев" будущие вообще не защищены законами, и механизма льгот для них сейчас просто не существует. Не утряся законодательно их будущую жизнь "после войны", отправлять их в Афганистан преступно.
О любимом, грустном и смешном
С.Волков. А теперь предлагаю поговорить, каждый о своем, - как говорится, о временно любимом. Знаю, что наш многоуважаемый эксперт будет говорить о возможности введения в казахстанскую практику платных тюрем, а мой не менее уважаемый коллега - про самую скандальную в истории зимнюю Олимпиаду. Мне же в феврале поневоле пришлось "полюбить" работу собственных коллег. Причем полюбить не по своей воле, а из-за действий некоторых казахстанских СМИ и господ, за ними стоящих.
Приходится констатировать, что в минувший месяц на местном медиарынке произошло, в принципе, невозможное. СМИ стали "мочить" СМИ. Если до этого читатели и телезрители страны веселились от того, как олигархи "пинают" друг друга посредством принадлежащих им СМИ, то в феврале некоторые газеты и телеканалы начали "избивать" своих же коллег. Инициатива исходила от той части прессы, которая без малого полгода в массовом порядке рассказывает потребителям информации об ужасах "тоталитарного режима" в республике и группе милых молодящихся сограждан, готовых привести весь народ к власти.
Единственная вина тех, кого "мочат", заключается в том, что они наряду с критикой власти посмели критиковать и шутить над новоявленными "младооппозиционерами". То есть, сегодня "информвойна" идет даже не из-за экономической конкуренции, а по законам политической борьбы. Что в общем-то понятно: партийная (пусть и считающая себя супердемократической) пресса всегда остается партийной.
Вывод один: в Казахстане средства массовой информации отныне приравнены к банкам, нефтяным месторождениям, газопроводам и другим крупным промышленным предприятиям, за обладание которыми олигархи готовы горы свернуть. Такое сравнение, конечно, приятно. Но нормальным журналистам от этого не легче. Потому что в выигрыше от сложившейся ситуации окажется кто угодно, только не сами работники СМИ.
М.Нарикбаев. На мой взгляд, проблема не в недостатке альтернативных к лишению свободы видов наказания, хотя не будет лишним еще раз проревизировать уголовное законодательство для расширения такой возможности. Дело в сохранении у судей внутренней "политической" зависимости при осуществлении правосудия, которая, как я убежден, исходит из методов оценки деятельности судьи по статистическим показателям. Когда деятельность судьи вышестоящим судом или же органом, ведущим организационное обеспечение судов, определяется исходя из количества отмененных, измененных судебных приговоров за мягкостью назначенного наказания, когда от такой, оценки зависит его судьба быть или не быть судьей, мы никогда не добьемся стабильности, объективности уголовного наказания.
Кто только у нас не "ругает" судью из-за мягкости назначенного наказания. Прокурор, следователь, потерпевший, родственники потерпевшего и так далее. Поэтому судьи очень часто перестраховываются и не применяют положения закона, предусматривающие альтернативные меры наказания. Мне думается, необходимо еще и еще раз вернуться к проработке правовых механизмов обеспечения реальной независимости судьи при осуществлении правосудия.
С.Апарин. Не буду я говорить про Олимпиаду. Оттого что ничего хорошего сказать не могу. Всем теперь совершенно ясно, что Соединенные Штаты сделали эту Олимпиаду для себя и только под себя. Перефразируя "война - это продолжение политики другими средствами", можно сказать, что политика - это продолжение спорта другими средствами. В данном случае за счет откровенного жульничания. Я лучше о другом, опять корыстном.
В этом месяце наш депутатский корпус вместе с первыми чинами юстиции обсуждали вопрос о частных тюрьмах. То есть, насколько я понял, речь идет о тюрьмах, где за определенную плату можно сидеть в персональном номере с телевизором, холодильником, телефоном, встречать гостей в воскресенье и прочее. Сама по себе идея узаконивает афоризм о том, что перед законом все равны, но некоторые равнее. Разумеется, сидеть в этих тюрьмах будут не простые смертные, а крупные взяточники, жулики, авторитеты, чиновники, то есть те, кто может позволить себе ежедневную оплату пятизвездочного номера в течение нескольких лет. Радует одно, что в данном случае мы будем честны хотя бы перед собой и окончательно выкинем из головы бред о равенстве и справедливом возмездии.
|